Какое из приведенных положений наиболее точно характеризует темперамент?

а) психологические особенности, обуславливающие сферу познания человека;

б) психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности;

в) психологические особенности, обуславливающие динамику психической деятельности;

г) психические свойства, характеризующие отношение человека к миру.

2. Свойства темперамента проявляются:

а) лишь в определенных ситуациях;

б) совершенно не проявляются;

в) в любых ситуациях и в любой деятельности.

3. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения в организме основных жидкостей - крови, желчи, слизи, черной желчи»:

а) Гиппократа;

б) И.П. Павлова;

в) У. Шелдона.

4. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения гормонов, поступающих в кровь и влияющих на телосложение»:

а) Гиппократа;

б) И.П. Павлова;

в) У. Шелдона.

5. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности»:

а) Гиппократа;

б) И.П. Павлова;

в) У. Шелдона.

6. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: медлительный, пассивный, предпочитает уединение, с трудом знакомится с новыми людьми. Трудно рассмешить или рассердить. Бедная выразительность мимики и пантомимики.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

7. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: энергичен, очень подвижен, увлекающийся. Крайне вспыльчив. Подвержен резким переменам настроения.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

8. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: впечатлительный, обидчив. Не уверен в себе, тревожный, очень ранимый. Теряется при неудачах. Работоспособность понижена.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

9. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений. Преобладает бодрое, повышенное настроение. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Тема 14. Личность

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
заполнение аналитической таблицы   Проверка заполнения таблицы
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
тест   Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:освоить основные характеристики и критерии свойств личности, современные представления о зарубежных и отечественных концепциях личности и ее структуре.

Ключевые понятия:индивид, субъект,личность, индивидуальность, направленность личности, характер, самосознание.

План:

1. Основные зарубежные персонологические концепции (психоанализ, бихевиоризм, социально-когнитивная, когнитивная, гештальт-теория, диспозиционная, гуманистическая).

2. Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности.

3. Основные подсистемы структуры личности в концепции А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.С. Мерлина.

&Список литературы:

Основной‑ рекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 469 – 470.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 336-370.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1990. - Гл. 4. – С. 81-107.

2. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1988. - С. 10-19, 19-40.

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. – С. 221-241.

4. Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 11-19, 35-38.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб: Питер, 2001. – С. 574-606.

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Наши рекомендации