Философия др. индии и др. китая
1)Философия Др. Индии.
2)Философия Др. Китая.
Философия Др. Индии
Классическая философия: Неклассическая философия:
6 школ 3 школы
1) Веданта 1) Буддизм
2) Йога 2) Джайнизм
3) Вайшешика 3) Локаята (чарвака)
4) Миманса
5) Ньяя
6) Санкхъя
Основа классических школ - Веды (ведение, священное знание)
Упанишады (книги лесных отшельников).
Основные категории др. индийской философии:
Веды - священные книги Др.Индии
Брахма - мировая душа (субстанция всех вещей-повсюду)
Реинкарнация - перевоплощение души
Атман - индивидуальная душа человека (часть Брахмы)
Карма – закон нравственного воздаяния, управление процессом перевоплощения (сумма всех дел человека)
Мокша – освобождение от законов действия кармы. Цель индийской мудрости (слияние с Брахмой).
Сансара – колесо жизни (вечное перевоплощение)
Майя – ложная видимость, заблуждение органов чувств. Истина закл. в том, что всё едино. Ложь – все предметы различны (майя). Вина – органы чувств.
Рациональное – истина. Чувственное – ложь.
Дхарма – предписанный каждому человеку определённый образ жизни и деятельности (нравственный долг человека).
Йога: пуруша – духовное начало (волевое); пракрити – телесное начало (материальное).
Неклассические философские школы Др. Индии не признавали авторитета Вед и Упанишад.
Буддизм: основатель — Будда (Гаутама) — пробужденный, просветленный.
Нирвана – высшая цель устремления буддистов. Состояние блаженства. Угасание всех желаний и потребностей.
Джайнизм: ахимса – главный принцип джайнизма. Непричинение вреда живому.
Локаята – единственная материалистическая школа. Отрицается существование души. Признаётся только телесное начало. Главный принцип – наслаждение (гедонизм).
Философия Др. Китая
2 ведущие школы:
1) Конфуцианство;
2) Даосизм.
Инь – женское материальное начало;
Ян – мужское духовное начало.
Конфуцианство — социальная философия.
Основатель — Конфуций. Социальная философия управления обществом стала философией государства (чиновники, императоры).
Жень – гуманность, взаимоуважение; ли – процветающее благополучное общество. Цель конфуцианства - достижение ли; средство - жень.
Даосизм - философия природы.
Основатель — Лао- цзы. Дао – путь к небу, высший мировой закон. Дао – предписанный свыше каждому образ жизни, совпадает с индийской дхармой.
Увей – высший принцип даосизма, принцип невмешательства, недеяния. Цель - гармония человека с природой. Даосизм стремится к согласию с собственной и окружающей природой.
Восточная философия отличается:
1. Близостью к мифологии и религии;
2. Иррациональным характером;
3. Огромной ролью этики.
Тема 3.
Философия Древнего мира.
Античная философия
1)Античная натурфилософия.
2)Классическая философия Др. Греции.
3)Позднеантичная философия.
4)Древнеримская философия.
Античная философия (7 – 6 вв. до н.э. – 5 в. н. э. )
Философия Др. Греции
Античная натурфилософия
Натурфилософия — философия природы.
Школы:
1)Милетская шк. (г. Милет). Фалес: «Познай себя». Анаксимен, Анаксимандр, условно Гераклит (г. Эфес). Проблема первоначала. Гилозоизм
2) Элейская шк. (Зенон, Парменид). Проблема бытия. Метафизика
3) Атомистическая шк. (Демокрит, Левкипп). Философский материализм
4) Пифагорейская шк. (Пифагор и ученики). Философский идеализм.
Милетская школа.
Первоначало – субстанция, стихия, основа природы, космоса.
Фалес – вода как первоначало. Вода – живой организм, живое существо.
Гилозоизм – одушевление материи
Анаксимен – воздух
Гераклит – огонь
Анаксимандр – апейрон – бескачественное нетелесное начало ~ эфир
Апейрон как Брахма – субстанция всех вещей. Философское начало, лишённое мифологической основы.
Элейская школа (Зенон, Парменид).
Проблема бытия. «Бытие» – ввёл понятие Парменид - наиболее обобщённая категория, характеризующая всю действительность.
Бытие неподвижно – метафизический метод (изменение бытия – заблуждение человеческих органов чувств).
Истина – умственное знание - «знание» (неподвижность бытия).
Заблуждение – чувственное знание - «мнение» (подвижность бытия).
Изначально западная философия принимает рациональный (теоретический) характер.
Элеаты доказывали, что движения не существует.
Апория – неразрешимое противоречие.
«Ахилл и черепаха»– самая известная апория. Согласно элейской школе, Ахилл никогда не догонит черепаху.
Гераклит: бытие подвижно и изменчиво.
Покой – лишь момент движения бытия.
Диалектический подход — подвижность бытия. Стихийная диалектика Гераклита.
Диалектика – учение о развитии бытия.
Гераклит: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». «Все течет, все изменяется».
Основной вопрос философии: отношение сознания к бытию. Различают два важнейших направления философии: идеализм и материализм.
Идеализм – Сократ, Платон, Аристотель, вся религиозная философия, немецкая классическая философия - классическая философия. Сознание, идея, дух, Бог — первичны, а материя — вторична и производна от духа.
|
|
Материализм. Первоначало – материя, вещество.
Античный материализм – атомистический – Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.
В 18 в. механистический материализм – Гельвеций, Гольбах, Ламетри.
В 19 в. антропологический материализм – Фейербах, Чернышевский; вульгарный материализм — Молешотт, Фогт.
В 19-20вв. диалектико-исторический материализм — Маркс, Энгельс, Ленин.
Атомистическая школа.
Демокрит – учение об атомах. Все вещи состоят из атомов. Кроме атомов есть только пустота. Философский материализм. Демокрит – основатель философского материализма. Каждая вещь является причиной другой вещи и следствием предыдущей – детерминизм (причинная обусловленность, закономерность). Исключаются явления случайности, произвольности. Ничего сверхъестественного не бывает. Индетерминизм допускает явления случайности и сверхъестественности.
Пифагорейская школа.
Школа мистики чисел. Число – идеальная субстанция. Число – первоначало. Пифагор считал, что каждое число несет в себе сущностное начало:
1. мужское начало
2. женское начало
3. гармония
4. стихии
5. космос
Таким образом, Пифагор еще до Платона заложил основы философии идеализма. Но все же отцом идеализма считается Платон.