Человек как противоречивое единство природного и общественного. Человек и естественная среда обитания.

Вся история, как философских учений, так и специальных естественных и гуманитарных наук свидетельствует о непрестанных попытках понять природу человека, смысл его бытия и перспективы развития. Традиционные идеалистические и религиозные представления характеризуются представлением о человеке оторванном от природы. Человек изображался как одно из творений бога, как момент “мирового разума”, “мировой идеи” (объективно- идеалистические направления) или же как “чистая субъективность” и “чистое самосознание” (субъективно-идеалистические направления). В противоположность идеалистическим интерпретациям, марксистская концепция человека исходит из признания единства человека и природы основывается на материалистическом понимании человека, как природного существа. Человек, как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет тому назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирования человека. Таким образом, человек возник в результате длительного процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления и языка началось одновременное становление производственных и социально-экономических отношений, как особого вида материи - социальной материи. Ее своеобразие заключается в том, что будучи объективной и первичной по отношению к общественному сознанию она, в отличии от природной материи не может существовать без сознания. Человек - это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих сейчас человеческих индивидуумов является уникальным, единственным, поскольку неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Эта индивидуальность усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Решающее влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой деятельности, биологическое, в значительной мере (но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития нежели у других представителей животного мира, то есть “очеловечилось”. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Преимущество человека перед животными в том, что научился производить не только для удовлетворения собственных нужд (физиологических потребностей), но и для других людей. Именно поэтому произведенный человеком продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке - это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями организма), чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению. Человек, таким образом, включен сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Из последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми. Аристотель называл человека “политическим животным”, подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим формирование способностей, чувств, поведения, действий человека и коим образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни мы, однако группируем людей по различным признакам из которых одни определяются биологически, другие социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя крайними точками зрения: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль биологических начал в человеке; и социологизаторскими концепциями в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. К биологизаторским концепциям относятся расизм, а также довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего столетия социал-дарвинизм. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному. Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию. Человек и естественная среда обитания. Естественная окружающая среда охватывает геосферу и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть солнечной системы. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: n естественные источники средств жизни; n естественные богатства, являющиеся предметами труда. Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания определяется уровнем развития производства. Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания - неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе и живые организмы. По мере развития общества роль искусственной среды вырастает, она постепенно наступает на естественную и поглощает ее. “Не характер естественной среды определяет характер социальной среды, как ошибочного явления,” - считают сторонники “географического детерминизма”, а наоборот - “характер социальной среды определяет характер естественной среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности человека”. Во взаимодействии человека с природой, активной стороной всегда выступает человек.





Наши рекомендации