Понятие знаковой теории языка
Уже в философии XVII-XVIII вв. были сформулированы суждения, что слово является знаком предмета. Именно в эти века многие философы (Дж. Локк, Г. Лейбниц, И. Кант, Кондорсе, Гердер и др.) заложили основы знаковой теории языка.
Основные ее положения:
1) связь между знаком и обозначаемым носит условный характер;
2) язык выделяется среди других типов знаков как особый тип;
3) языковые знаки имеют коммуникативную функцию.
В. Гумбольдт первым из языковедов пришел к выводу, что слово – это знак понятия.
Знаковая теория языка – это общепринятая в структурной лингвистике концепция, рассматривающая язык как специальный вид семиотических (знаковых) систем и ограничивающаяся рассмотрением семиотических (кодовых) свойств языка. Знаковая теория языка стремится к выявлению свойств, общих для языка и др. систем знаков, к определению того, что выделяет язык в совокупности семиологических фактов. Наиболее существенной и специфической особенностью структурной организации языка является наличие более чем одного типа знаков. Так, во всех языках, кроме «предложений» (полных знаков), имеющихся во всякой семиотической системе, есть, по крайней мере, ещё один тип частичных знаков — например «слова», означающие и означаемые которых членятся на односторонние, незнаковые элементы, или «фигуры» выражения и содержания (например, фонемы). Такое «многоуровневое строение» можно считать важнейшей типологической характеристикой языка в общесемиологической классификации, т. к. оно является самым непосредственным следствием уникальной способности языка относить свои знаки к любой части человеческого опыта любого рода и связанной с этим способности к бесконечному развитию и модификациям, что отличает язык от тех знаковых систем, в которых аналогичные структурные особенности относятся лишь к факультативному механизму экономии.
Знаковая теория языка - совокупность теоретических положений (идей, гипотез) о строении языка, рассматриваемого как система знаков, и об отношении его к внеязыковой действительности. 3наковая теория языка не исчерпывает всех аспектов языка.
Знаковая теория языка – это лингвистическая теория, согласно которой язык является системой немотивированных знаков, представленных словами; слово — это только формальный знак предметов и явлений реальной действительности. Крайние представители этой теории в основу такой трактовки кладут идеалистическую знаковую теорию познания, теорию “иероглифов” как учение о том, что наши ощущения, восприятия, представления являются не копиями, образами реальных предметов и процессов действительности, а условными знаками, символами, иероглифами. При таком взгляде на познание окружающего нас мира вносится недоверие к показаниям наших органов чувств, отрицается связь сознания с бытием, тем самым утверждается непознаваемость внешнего мира нашим сознанием.
С материалистической точки зрения - наши ощущения, восприятия, представления являются не символами, не условными знаками, а образами, изображениями, копиями действительности, необходимо и неизбежно предполагающими объективную реальность того, что изображается, хотя изображение не может всецело сравняться с моделью, не может быть тождественным категориям действительности. Отсюда следует, что значение слова, сердцевиной которого является понятие как обобщенное представление о предметах и процессах действительности, не является простым знаком этих предметов и процессов. Своим содержанием слово отражает действительность, формирует и выражает понятие о предметах внешнего мира.
Другое дело - звуковая сторона слова, его материальная оболочка: она непосредственно не связана с природой вещей, не является их копией и представляет собой знак, закрепленный сознанием людей за предметом, явлением, действием. При таком понимании язык входит в общую семиотическую (знаковую) систему.
Виды знаковых теорий
Общие принципы знаковых теорий были сформированы одновременно разными науками — философией, логикой, математикой, лингвистикой. Это позволяет разграничить знаковые теории по четырем научным сферам: логико-математической, философской, лингвистической, хотя граница между ними относительна.