Анализ знаковой системы, уровни анализа языка СМИ

Задачей при работе с эмпирическим материалом будет анализ текстов новостей, выбранных нами изданий за определенный период, выделение определённых знаков, используемых в текстах и установление связей между этими знаками. Мы ставим перед собой задачу проанализировать ту медиареальность, которая представляется читателям отдельно взятого издания, и выявить средства её конструирования. Именно знаковая система является доступным для анализа материалом, на основе этого анализа можно говорить о той реальности, которая создаётся с помощью этой знаковой системы.

Изучая конструирование дискурса об Украине в российских СМИ нельзя не учитывать этнические отношения. В статье Сариата Малика «Раса и этничность»[24] описываются аспекты восприятия этнической принадлежности в СМИ. Автор называет три аспекта, которые наиболее критичны для анализа этого восприятия. Во-первых, это «вопросы производства и потребления». Здесь речь идёт о взаимоотношениях между аудиторией СМИ и образом этнических групп. Во-вторых, это анализ собственно содержания СМИ – анализ тех образов, которые транслируются через сообщения СМИ. И третий аспект это вопросы политические. К этническим проблемам в СМИ он применим в аспекте изучения вопросов - кто и кого контролирует, с помощью распространения образов и стереотипов.

Исследуя образы конфликта в прессе, мы рассмотрели исторические политические основы отношения аудитории российских читателей к украинцам. Мы проанализировали факторы, которые влияли на складывание отношений русских и украинцев, эта информация потребуется нам в дальнейшем исследовании. Опираясь на выводы о видении украинцев русскими, мы сможем сделать вывод об общем собирательном образе конфликта при сравнительном анализе всех исследуемых СМИ. Таким образом, из аспектов, о которых пишет Сарита Малик, мы в своём исследовании используем только два последних аспекта.

Как уже было отмечено в первом параграфе, анализ методов конструирования образа конфликта, предполагает знаковой системы, которая используется для оформления медиа-реальности. Нашей задачей будет определить, что мы понимаем под знаковой системой медиа-реальности, как она построена и что мы принимаем за минимальный знак этой системы. Ответы на эти вопросы будут необходимы нам в дальнейшем, при анализе эмпирического материала. Анализируя тексты, мы будем опираться на основные знаки текста. Определив основные знаки, мы сможем описать ту систему смыслов, которая используется для построения образа конфликта, какие означающие доминируют в этом дискурсе и как они связаны между собой, т.е. каким образом они формируют это дискурсивное поле.

При анализе эмпирического материала будет использован дискурс-аналитический подход. Мы будем исследовать дискурс конфликта как совокупность текстов, касающихся темы газовых отношений или отношений России и Украины в целом. (Здесь мы берем во внимание, что во временных рамках, которые мы выбрали для исследования, все материалы российско-украинских отношений посвящены газовому конфликту). Дискрус-анализ требует выделения отдельных знаков, используемых в данной знаковой системе и установления отношений между ними. Однако, прежде чем приступить непосредственно к анализу, нужно определить, что именно мы будем считать минимальным знаком системы, причём не с содержательной, а только со структурной точки зрения. Здесь мы обратимся к основам семиотического подхода к тексту. «Знак представляет собой наименьший элемент коммуникации внутри языковой системы. Это может быть слово, фотография, звук, образ на телеэкране, жест, элемент одежды. Текст это совокупность знаков. Значение текста образуют знаки и система связывающих их отношений. Обычно эта система не является очевидной и может быть лишь «выведена и извлечена» непосредственно из анализа текста. Значение детерминируется не содержанием как таковым, а отношением в системе»[25]

Т. Доброслонская предлагает 3 подхода к определению понятия «язык СМИ»: «Во-первых, язык СМИ – это весь корпус текстов, производимых и распространяемых средствами массовой информации; во-вторых – это устойчивая внутриязыковая система, характеризующаяся определённым набором лингвостилистических свойств и признаков; и, наконец, в третьих, - это особая знаковая система смешенного типа с определённым соотношением вербальных и аудиовизуальных компонентов, специфическим для каждого из средств массовой информации: печати, радио, телевидения, Интернета»[26].

Природу знаков мы можем считать относительно стабильной. Существование различных знаков в медиа, на наш взгляд, в первую очередь связано с различными техническими средствами, которые применяются в различных СМИ. Для телевидения это средства визуальные (видеокадр, план, угол камеры), аудиосредства (шумовое или музыкальное сопровождение), речевые средства (журналистский текст или комментарий), а так же средства монтажа (длина кадра). Исследователь языка средств массовой информации Алан Белл в книге “Approaches to Media Discourse” пишет: “Определение медиатекста выходит за рамки традиционного взгляда на текст как на последовательность слов, напечатанных или написанных на бумаге. Понятие медиатекста гораздо шире: оно включает голосовые качества, музыку и звуковые эффекты, визуальные образы – иначе говоря, медиатексты фактически отражают технологии, используемые для их производства и распространения»[27].

Феноменологический подход к изучению медиа-реальности предполагает, что для изучения феноменов мы будем опираться именно на знаковую систему, как конструирующую основу этой реальности. Знаковая система медиаформы, как уже упоминалось, опирается на язык. При этом нельзя утверждать, что только с помощью лингвистических форм происходит конструирование медиа-события. Текст журналистского материала опирается на большее количество средств, чем непосредственно язык и все вместе они представляют собой знаковую систему медиаформы.

В периодической печати представлена двоичная зна­ковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме и играющие подсобную роль иконические знаки (фотографии, ри­сунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т. д.

Во-вторых, почему мы считаем возможным говорить об особенностях знаковых систем для различных видов СМИ. Один и тот же факт, заключенный в рамки высказывания журналиста может быть по-разному интерпретирован отдельными периодическими изданиями. От развернутого аналитического материала до анекдота. Соответственно, знаковая система в различных изданиях может включать как карикатурные рисунки, так определенный строгий тип верстки.

Таким образом, различие знаковой системы различных сообщений основывается на различных ожиданиях читателей от этого типа сообщения, а различие ожиданий сводится, в свою очередь к различиям заявленных идеологий изданий. В «Комсомолькой правде» конфликт выстраивается совсем не тоже самое, что в «Российской газете».

Однако читатели, в отличие от производителей, не делят медиа-текст на составные части, не классифицируют и не строят в голове знаковую систему. Читателем воспринимается единый образ конфликта. Учитывая то, что все издания являются направленными на разных людей, а человек, исходя из личных предпочтений или каких-либо других факторов, может менять свои пристрастия к периодической печати – мы можем предполагать, что в сознании одного читателя может быть сконструирован образ конфликта, построенный на базе совершенно разных СМИ. Дает ли это потребителю информации более полную картину или, наоборот, приводит его к когнитивному диссонансу мы намерены выяснить далее, проведя сравнительный анализ.

В данной работе, с одной стороны, нас интересуют методы конструирования образа, то есть процесс создания пространственного образа, и какие средства для этого существуют с перспективы производителей журналистских сообщений. С другой стороны, в этой работе уже оговаривалось, что конечный образ, транслируемый с помощью медиа-текста, не существует нигде, кроме как в сознании зрителя. С позиции феноменологии нас интересуют те феномены, которые составляют медиа-реальность. Таким образом, понимая из каких составных частей состоит медиа-язык, мы всё же не можем рассматривать отдельно различные типы знаков, составляющих его основу.

Знаком медиа-языка мы будем считать комплексный знак, который включает в себя все описанные выше составляющие. Органическое сочетание знаков различного типа складывается в язык определённого медийного типа. Т. Добросклонская в своей работе «Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ» описывает медиатекст как органичное сочетание единиц вербального и медийного ряда: «Как уже отмечалось, массовая коммуникация добавляет к традиционному пониманию текста новое измерение. В отличие от линейного толкования текста как объединённой общим смыслом последовательности вербальных знаков, текст в массовой коммуникации приобретает черты объёмности и многослойности. Это происходит за счёт совмещения вербальной части текста с медийными свойствами того или иного средства массовой информации. Так в прессе вербальная часть текста сочетается с графической и иллюстративной.». [28]

Таким образом, приступая к дискурс-анализу медиатекстов выбранных для анализа изданий, мы будем рассматривать многоуровневые знаки, составляющие этот медиатекст. Не только медиатекст представляет собой закодированную с помощью знаков систему смыслов, но и сама реальность, представленная в этом медиатексте тоже воспринимается за счёт восприятия социальных и культурных кодов. Таким образом, медиа образ, прежде чем дойти до читателя, проходит «фильтр» из двух уровней. Фактически, журналист, воспринимая событие, взаимодействует со знаковой системой первого уровня, и именно её он отражает в своём медиатексте, используя смысловые и технические средства своего СМИ. Зритель, или наблюдатель вступает во взаимодействие со знаковой системой второго уровня, формируя феномен события на основе декодирования журналистского текста и своих собственных оснований. Предмет нашего исследования находится между этими двумя уровнями. У нас нет возможности заглянуть в голову зрителю и увидеть финальный отпечаток образа, сложившегося на основе воспринятой информации. Однако, проведя сравнительный анализ, мы можем определить однонаправлена информация об одном и том же событии либо она носит противоречивый характер.

Также невозможно разложить всё комбинацию факторов влияющих на процесс кодирования – производство конкретной новости журналистом. Стоит отметить, что процессы кодирования и декодирования информации не зависят от нахождения в том или ином дискурсе, а скорее зависят от личных особенностей участников информационного процесса.

Глава 2

В основном политическая коммуникация опосредована дискурсом СМИ, т.к. в современном мире у политиков минимализированы возможности прямого контакта с обществом. В дискурсе масс-медиа журналисты выступают в качестве посредников между политиками-профессионалами и массовой аудиторией непрофессионалов. Поскольку население дистанцировано от правительства и не может непосредственно наблюдать процесс принятия решений, касающихся общественной жизни, журналисты становятся «рассказчиками» о политике и политиках и, соответственно, формируют общественное мнение. Таким образом, средства массовой коммуникации становятся практически единственным средством общения политиков и масс.

В нашей работе пересекаются дискурс СМИ, политический дискурс и дискурс Украины.

Политический дискурс СМИ обладает рядом предпосылок для манипулирования общественным сознанием. Его манипулятивный потенциал обусловлен, в первую очередь, интенциональной установкой этого вида дискурса. Его цель - власть: ее завоевание, реализация, сохранение[29].

Задача политического дискурса СМИ – воздействие на формирование общественного мнения. Достижение цели и задачи обеспечивается тем, что политический дискурс СМИ – коммуникативное явление, а любое общение – это целенаправленное воздействие.

Анализ позволяет в каждом акте речевого общения увидеть процесс достижения некоторой неречевой цели, которая в итоге соотносится с регуляцией деятельности собеседника.

По мнению Р.Блакара «выразиться "нейтрально" невозможно, поскольку даже неформальный разговор предполагает "осуществление власти", то есть воздействие на восприятие и структурирование мира другим человеком»[30].

Исходя из того, что всякая деятельность, в том числе и информационная - целенаправленна, всякая информация воздействует на аудиторию с определенной целью. Средства массовой коммуникации направлены на формирование мнения читателя в определенном, институционально заданном направлении. Таким образом, политический дискурс СМИ обладает воздействующей способностью и может

манипулировать общественным мнением в необходимом для отправителя (под отправителем понимаем издание) русле. Это – его задача, которая позволяет достичь цели данного дискурса – власти или удержания, поддерживания своей аудитории.

В этой части исследования мы будем анализировать материалы изданий, представленных в следующей классификации:

1)Массовая пресса (КП, АиФ)


2) Качественная пресса


а) деловая (Эксперт, КоммерсантЪ, Русский репортёр)
б) официальная (Российская газета)
в) оппозиционная (Новая газета)

Эмпирическую базу данного исследования составляют более 150 (не точная цифра) материалов, которые вышли в анализируемых нами изданиях в период с 1 декабря 2008 года по 31 января 2009 года. Мы выбрали период пика конфликта, во-первых, потому, что - данный период является ключевым во всем периоде конфликта, который длиться до сегодняшнего дня. Он содержит в себе последствия первой половины «газовой войны» с 2005 года и последствия второй половины, которая длится так или иначе по сей день. Во-вторых, в рамках выбранного временного периода у нас есть возможность основываться на достаточном для анализа количестве текстов, которые непосредственно ярко показывают всю суть конфликта. При этом даже для выявления современного образа, нашему исследованию необходима некоторая историческая перспектива.

В нашей классификации мы выделили основные типы СМИ, как наиболее употребляемы и как издания, которые отражают разные стороны социальной реальности и, как следствие, медиа-реальности.

Аргументирование использования каждого издания с его концепцией, идеологий, целевой аудиторией, периодичностью и т.д.

Конфликт всего мира

Необходимо отметить, что в газовом конфликте замешаны не только две страны – Россия и Украины. Прямым ли косвенным образом в нем оказались замешаны и Европа и страны бывшего СССР и США.

Роль той или иной страны в российской прессе выстраивается произвольно.

Белоруссия

«Российская газета» от 17 января публикует высказывание Лукашенко о месте Белоруссии в газовом конфликте:

«Так Россия не поступала даже с менее дружественными странами. Всем известны примеры, когда ОАО «Газпром» молчаливо взирал на накопившиеся годами миллиардные долги других государств. И такой удар в спину братскому народу сделан в условиях, когда долг российской стороны значительно превосходит белорусскую задолженность. Наши люди восприняли этот шаг как оскорбление нации и предательство исторической памяти. Оказывается, что, на словах рассуждая о недопустимости пересмотра уроков истории российское руководство на самом деле святость братских уз оценивает в кубометрах газа и баррелях нефти».

Здесь к российскому и украинскому дискурсу присоедиянется дскурс белорусский. Кроме этого, красной нитью сквозь весь текст, и конкретно через примененную цитату проходит миф о совместной многовековой истории, о братстве народов. Выражения «удар в спину братскому народу» и «святость братских уз», «оскорбление нации» как нельзя ярче харктеризуют отход от дискурса конфликта и от его сути в целом и аппеляция к так нызваемому «братству» всех народов бывшего СССР.

«Новая газета» от 22 января публикует кране противоречивое высказывание Владимира Путина:

«У нас сейчас Украина не берет объем, который закон трактовал, и должна была бы платить штрафы. Мы прощаем эти штрафы, потому что исходим из реалий - им нечем платить. Они находятся в предбанкротном состоянии, а вы прекрасно понимаете - нельзя партнеров добивать", - сказал Путин на встрече с шахтерами, отвечая на их вопросы».

Т.е. российская сторона пытаясь отойти от так называемых «братских» отношений в периоды стремления сравнять положение Украины как потребителя газа с главной «целевой аудиторей» - Европой, ставит себя крайне высокомерно. Употребление таких выражений как «мы прощаемы», «вы прекрасно понимаете», «нельзя партнеров добивать» характеризуют Россию, как страну-партнера, делающего одолжение. Тем самым, Россия как бы в опровергая обвинения о «небратских отношениях» показывает, что миф «дружбы народов» еще имеет место существовать.

США

«Окончательное подписание газовых контрактов состоялось в последний день правления Буша-младшего. Такое впечатление, что Украина все время продолжения газового конфликта находилась на коротком поводке. А основные кукловоды остались в старой администрации президента США. А вот с новой администрацией договоренности о дружбе против России у нынешних украинских властей пока нет».

Новая газета от 17 января:

«Данный конфликт, безусловно, сыграл на руку Ирану, Азербайджану, Туркменнии и Узбекистану. "Газовый конфликт между Россией и Украиной увеличивает значение проекта газопровода «Набукко». Об этом в Вене заявил руководитель проекта «Набукко» Райнгард Мичек", транслируют все интернет издания. Европа давно рассматривает вопрос о ослаблении зависимости от российского газа.

И один из вариантов такого ослабления - строительство газопровода из Центральной Азии. "Мы будем очень рады, если нынешний газовый конфликт ускорит строительство газопровода "Набукко", - говорит венгерский министр энергетики Чаба Мольнар. И с ним согласны многие страны Евро Союза, в том числе и председательствующая Чехия.Таким образом ускорение строительства газопровода на руку азиатским поставщикам энергоресурсов, у которых появиться желанный партнер в лице Евро Союза.

И хотя из нового света не поступает комментариев по этому вопросу, ясно, что США и тут не может оставаться в стороне»

Существовала неофициальная точка зрения о том, что поддерживая этот конфликт своими рычагами влияния на Украину, США стремиться дестабилизировать обстановку в Европе, что поможет ей поднять курс национальной валюты и ослабить "конкурента". Но на самом деле никаким конкурентом Евро Союз США не является. И хотя многие государства ЕС несут довольно значительные потери, вряд ли это сильно скажется на экономике всего Союза, т.к. его экономика держится не на этих государствах. Позиция США в этом вопросе может быть более стратегической и направленной на Россию.
Побудив Европу ускорить строительство альтернативных газопроводов, США лишит Россию еще одного рычага влияния, а так же сократит её доходы от экспорта газа. Кроме этого, такой шаг немного сблизит Европу и Азию, в обход России.

Отсылка к мировому политическому дискурсу.

Необходимо заметить, что мы отличаем российско-укранский политический дискурс от мирового политического дискурса. Так как материалы первого подвластны влиянию мифа и совместной братской истории и отсылке к культурным моральным ценностям, мировой политический дискурс содержит более объективные сторонние высказывания.

Однако 15 января в «Аргументах и фактах» выходит следующий материал:

«Нынешний газовый конфликт угрожает потерей украинской государственности: Европа все больше склоняется на сторону России, и может повториться ситуация 1918-20 годов, когда Германия и Франция отказались признавать государственность УНР».

Таким образом, мы можем наблюдать то, что когда в прессе конфликт держиться плотно, без явного преимущества той или иной стороны все материалы таких периодов можно относить к политическому дикурсу.

Однако, когда «правда» оказывается на стороне одного из участников ( а в российской прессе это все же Россия) – политический дискурс на страницах СМИ ослабевает, уступая место историческому дискурсу и разного рода «братским» мифам.

«Аргументы и факты» от 15 января публикуют следующий материал, выделяя его при верстке словосочетанием «эксклюзивное интервью»:


В интервью народный депутат Украины VI созыва от Партии регионов Инна Богословская рассказала свою версию газового конфликта между Киевом и Москвой

«- Газовый конфликт сегодня стал той лакмусовой бумажкой, по которой можно определить ситуацию на Украине в целом. Очевидно, что власть не справляется со своими элементарными функциями, потому что заключение контракта на год на поставку энергоносителей – это самая элементарная, базовая функция власти. Незаключение этого контракта само по себе уже свидетельствует о полной экономический некомпетентности и президента, и премьера управлять экономическими процессами в стране. Кроме всего прочего, это окрашено целой плеядой скандалов.

Прежде всего, это связано с тем, что ни президент, ни премьер ни разу за всё время не отважились взять на себя ответственность за какие-либо существенные процессы в стране. Каждый раз они пытаются перебросить ответственность друг на друга, а если это не удаётся, они стараются найти кого-то ещё виновного.

- Как бы вы могли охарактеризовать текущую ситуацию в стране?

- Сегодня кризис на Украине состоит из нескольких главных моментов. Прежде всего, это то, что страдает 47 млн населения. Дети не могут пойти в детские сады и школы, потому что здания без отопления, миллионы семей теряют доходы, заработные платы, потому что остановлены предприятия, из-за того что газ не поступает. Мы понимаем, что бюджет за первую декаду января выполнен на 10% от норматива».

АиФ как массовая газета, маскируя отсутствие качественных аналитических материалов разнообразием мнений. Таким образом, создается иллюзия плюрализма мнений на страницах издания. Однако, если сопоставить некоторые материалы совершенно очевидно становится, то, что они направлены против Украины и разными способами, с разных сторон и словами разных людей порочит имя этой страны, вытраивая негативный образ Украины как виновницы конфликта.

Вначале активно использовалось слово «война» сейчас «конфликт».

Комсомольская правда от 17 января публикует:

«Нервы у президента Украины Виктора Ющенко не выдержали.
И сразу после того, как «Газпром» официально около 19 часов по московскому времени 7 января полностью остановил подачу топлива на територию Украины (как сообщил при этом глава «Газпрома Алексей Миллер, «пока Украина не предоставит твердых гарантий по транспортировке российского газа в Европу в полном объеме») Ющенко позвонил в Москву Дмитрию Медведеву. Президент России в разговоре с Ющенко, как сообщила пресс-служба Кремля, разъяснил своему украинскому коллеге 6 важнейших вещей:

1) Газовые отношения между Россией и Украиной не являются политическими, и Ющенко должен проинструктировать на эту тему свое правительство и энергетические власти Украины.

2) Россия не выходила из переговоров с Украиной по газу и готова к их возобновлению в любой момент.

3) Для восстановления поставок газа украинским потребителям необходимо заключение контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины. При этом цена на газ должна быть рыночной и соответствовать сложившимся в Европе ценам на газ.

4) Никаких скидок и льгот не должно быть вообще.

5) Предыдущая задолженность Украины за газ должна быть полностью погашена.

6) Для возобновления поставок газа необходимо создать контрольный механизм, который должен включать в себя представителей двух газовых компаний, представителей энергетических властей Украины и России, наблюдателй от Евросоюза, а так же представителей международных юридических фирм.

При этом Медведев заявил Ющенко, что прекращение транзита российского газа в Европу является недопустимым и призвал президента Украины предпринять все для возобновления снабжения поставок топлива в страны Евросоюза».

Нейтральный на первый взгляд текст выдают такие подробности как «президент позвонил президенту».

Учитывая то, что непосредственно участниками конфликта выступали несколько стран, соответственно реакция мировых СМИ тоже не заставила себя долго ждать.

Западная пресса в декабре активно обсуждает газовый конфликт, поставивший Европу на грань замерзания. Высказываются самые разнообразные версии происходящего, звучат обвинения, а The Times и вовсе заявляет: "неправы и Украина, и Россия, но Россия неправа больше". Отдельные комментаторы склонные видеть в конфликте "Газпрома" и "Нафтогаза" тонкую игру, которую нужно закончить до инаугурации Барака Обамы.

Ситуация вокруг поставок российского газа на Украину продолжает набирать обороты. И если нам понятно, что украинская сторона нарушила все обязательства, перекрыв транзит газа в Европу, то сами европейцы пока не определились, кто же виноват в том, что они вот-вот останутся без газа и главное, что с этим делать.

Так, британская The Times считает, что «неправы и Украина, и Россия, но Россия неправа больше». В своей статье издание заявило, что украинские лидеры, безусловно, вели себя на переговорах просто ужасно: они настолько погрязли в своих внутренних раздорах, что даже не заметили, что конфликт трёхлетней давности может вспыхнуть снова. А потом захотели, чтоб и волки были сыты, и овцы целы, т.е. не платить за газ по рыночным ценам, но при этом и не зависеть от России. По мнению The Times , сначала у Украины была сильная позиция: какой еще может быть позиция страны, владеющей трубой между крупнейшим в мире поставщиком топлива и его основными клиентами? - но они превратили ее в уязвимую и разгромную. Тем не менее, газета считает, что Россия повела себя еще хуже, так как абсолютно безапелляционно объявила Украине о более чем двукратном повышении цен на газ - ни один украинский лидер не смог бы принять такие условия.

Французская Le Figaro , напротив, приняла российскую сторону. По мнению издания, виновником того, что Европа, на которую обрушились рекордные холода, скоро останется без газа является Украина. «На протяжении всего конфликта Украина пыталась оказать давление на Европу, чтобы сделать ее оружием в своем финансовом споре с компанией «Газпром» и не выплачивать миллиард долларов долга», - отмечает газета.

Основные жанры материалов в исследуемых изданиях в исследуемом периоде

Сделать таблицу

Основные темы (под-темы) материалов в исследуемых изданиях в исследуемом периоде

Сделать таблицу

Все отобранные новости мы структурировали по темам. (Тема у нас всё-таки одна – газовый конфликт, но в рамках этой темы целесообразно рассмотреть подтемы) Полученная в результате таблица поможет наглядно увидеть весь спектр тем, который затрагивался в информационных и аналитических сообщениях за рассматриваемый период. Уже на основе этих данным можно расставить некоторые смысловые акценты.

Определение особенностей знаковой системы. Изучения особенностей верстки, фотографий, картинок и т.д.

Пока ориентировочно выделили несколько основных тем, которые наиболее часто встречаются на протяжении всего интересующего нас периода:

1. Поиск виновников конфликта;

2. Заключение «мирного договора»;

3. Всё это дело рук США;

4. Европа как жертва конфликта;

5. Вся правда ( разного радо материалы, часто свойственные массовой прессе, представляемые как разоблачение или «наконец-то мы расскажем вам правда»;

Эти темы наиболее ярко прослеживаются среди отобранных новостных сообщений. Так или иначе, выраженные в различных знаках и представленные в различных связях ключевых знаков между собой, выделенные нами пять тем составляют основу для большинства материалов.

Тема «предательства братского народа» проскальзывает во всех темах, поэтому нет смысла выделять ее как отдельную. Это больше походит на лейтмотив.

Подборка цитат

Один из способов, усиливающих тему отношения бывших республик, обращение к истории. Такие материалы часто содержат не логическую последовательность событий, фактическое описание, они взывают к чувствам читателей.

В нашем исследовании мы рассматриваем медиа-реальность, которая полностью конструируется в сознании зрителей на основе различных высказываний. Так же не стоит забывать об особенности медиа-реальности и её «сращивании» в сознании потребителей информации с реальностью повседневности. Таким образом, автор, добившийся преобладания в сфере закрепления смыслов в том или ином дискурсе потенциально имеет доступ к формированию не только картины медиа-реальности, но и социальной реальности в понимании зрителей.

Значимым компонентом выступает содержащееся в структуре новости действие, которое, следуя аристотелевской традиции, является главным элементом художественного пространства целого, и реальные участники конкретной ситуации, ограниченной рамками медийного сюжета, становятся действующими лицами нового, условного пространства, приобретают в этом случае статус «героев» в общей драматургической схеме медиареальности. В этом случае мы можем говорить о самом типе «новости» как о своеобразном художественном медиуме, пусть он и представляется аудитории как текст, отражающий реальное событие. Более того, именно действие восходит к коммуникации ритуала и обряда и создает символическое поле архаической культуры, «просвечивает» сквозь электронную природу медиареальности.

[1] Луман, Н. Реальность массмедиа. / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Праксис, 2005) ???

[2] Моль А. Социодинамика культуры. / А. Моль. – М.: Прогресс,1983. С. 133.

[3] Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный

опыт западной прессы. – М., 1993. С.55.

[4] Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.: Изд-во Московского

психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. стр 112

[5] Кликушина Н. Ю. Виртуализация действительности в сознании субъекта как элемент

социальной реальности: дисс. канд. филос. наук. Омск, 2007. 154 с.

[6] Сериков А. Е. Социология: курс лекций. Самара: Самарск. Гуманит. академия, 2003. с 60

[7] Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.: Изд-во Московского

психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. с 99

[8] Марков Б. В. Антропология интимного // Слотердайк П. Сферы. Микросферология.

Т. 1. Пузыри. – СПб.: Наука, 2005. XXIII.

[9] Володина Л.В. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации.

[10] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. с 351

[11] Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006, с 18

[12] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания – М., 1995;

[13] Lippman W. Op. cit. P. 352.

[14] Челышева И.В. «Медиареальность как новый тип социокультурного пространства».

Инновации в образовании. 2011. № 11. С. 93-106. с 99

[15] Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2001. - 656 с.

[16] Макаров «Основы теории дискурса», стр 60

[17] Дискурс анализ. Теория и метод. Л.Филллипс, М.В. Йоргенсен, Харьков 2008, с. 30

[18] Дискурс анализ. Теория и метод. Л.Филллипс, М.В. Йоргенсен, Харьков 2008, с. 35

[19] Морозов стр. 40

[20] Ссылка на статью.

[21] Там же.

[22] Сикевич З.В. Социология и психология социальных отношений – Спб., 1999. – с. 45

[23] Морозов стр. 427

[24] Медиа/ под ред. А.Бриггза, П. Кобли. – М., 2005. – с. 410

[25] Назаров.

[26] Т. Доброслонская

[27] Bell A. “Approaches to Media Discourse”, London, Blackwell, 1996, p.3

[28]Т. Добросклонская. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ, с.40

[29] Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет»,

1999. 144 с.

[30] Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального

воздействия. М., 1987. С. 91

Наши рекомендации