Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах)
Основоположник – Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители – Фихте, Шеминг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания.
Философия И. Канта. Родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его деят-сти различают 2 периода: докритический (до 1770), критический (с 1770)Затем Кант внёс вклад в понимание роли вращения земли вокруг своей оси, в понимание влияния луны на приливы. Кант сформировал основные философские вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?Агностицизм- учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе. Априоризм) – мир явлений познаётся на основе наличия в сознании врождённых познавательных форм.Познавательные способности:
· Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия.
· Рассудок – подведение чувственного восприятия под единство понятия. На уровне рассудка встречаются категории – априорные формы рассудочной деятельности.
Благодаря наличию категорий обеспечиваются объективная всеобщность.
Кант выделил несколько основных категорий: Количество, Качество, Отношение, Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование).
Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.
Кант верил в существование морального закона «голос совести», требует от нас действовать не по своему желанию, а руководствоваться чувством долга. Человек может надеяться на бога. Бытие бога невозможно доказать логическими аргументами, но признать его существование необходимо, т.к., если мы не сделаем этого, тогда нет возможности согласовать доброе поведение, требуемое моральным законом, со злом в мире . Конечная цель развития чел. общества – гражданский мир.
I. Гегель (1770-1831 гг.), отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической философии. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется тремя законами: 1.Закон единства и борьбы противоположностей. 2.Закон перехода количественного изменения в качественное. 3.Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития. В своих сочинения Гегель имеет идею противоречия между методом и системой. Для Гегеля метод является диалектическим, требующим рассматривать любую форму бытия как временную, которая должна уступить место более высокой форме. Система философии приходит к заключению самопознания самой себя. Философия – конечный разум, что противоречит методу. Т. образом, Гегель был крупнейшим представителем диалектико-идеалистической философии.
Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не была сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела.. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса.
19.Движение и развитие как способ существования материи.Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Развитие-это движение, харатерез. направленностью от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие необратимо. Развитие всегда саморазвитие. Источник развития явл. борьба внутренних противоречий.Важнейшие характеристики движения: Всеобщность, Универсальность, Объективность, Абсолютность (нет вещей неподвижных), Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.Атрибуты материи:
1.Движение существует в 3-ех формах
а. По носителю
б. По взаимодействию.
в. По законам.
2.Пространство и время.
Существуют три основные формы движения материи:
1. социальная
2. биологическая (носители – клетка, организм)
3. химическая (носитель – молекула)
4. физическая
Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах.
В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам механики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.
Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.