Немецкая классическая философия (и.Кант, Гегель,л.Фейербах)

В конце XVIII в. в Германии возникает философское движение, в котором в своеобразной форме нашли своё отражение значительные социальные преобразования того времени, в частности французская буржуазная революция 1789 года, качественные сдвиги в области естествознания (открытия в физике, химии, биологии). В нем также отразились специфические условия Германии, одной из отсталых в то время стран Европы: слабость и нерешительность буржуазии, её склонность к компромиссам с дворянством, отсутствие революционного движения. В истории немецкой философии начался её классический период.

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил. Кант (1724-1804) . Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В ней он высказал в самом общем виде диалектическую мысль об историческом возникновении и развитии Солнечной системы. И. Кант высказал предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.

С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта. Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на первый вопрос ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей человека. Характерными чертами его теории познания являются агностицизм и априоризм. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений.

Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

Мир явлений, согласно Канту, беспорядочен, хаотичен, в нём нет никакой закономерности, необходимости, он существует даже вне пространства и времени. И лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, помещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, причинно-следственные связи. Получается, что человек создаёт, творит как мир явлений (поскольку он, по Канту, есть не что иное, как совокупность человеческих ощущений, представлений), так и законы, действующие в этом мире. Здесь отчётливо проявляется идеалистическая позиция Канта в вопросе о взаимоотношении человеческого сознания и природы.

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

Признавая независимое существование объективной реальности и утверждая невозможность её познания, Кант пытается в одной философской системе объединить материализм и идеализм. Ведущим в этой системе оказывается идеализм.

Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, - это религия, соединяющая человека с Богом, предоставляющая в потустороннем мире свободную волю, освобождая его от всевозможных тягот, которые его угнетают и преследуют в чувственном мире. Ограничив область знания, он дал место вере.

Заслугой И. Канта является то, что он первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую разработку в философии Г.В.Ф. Гегеля.

Наиболее полное завершение немецкий классический идеализм получил в философской системе Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте и Шеллинга, развивая их, Гегель подверг критике ошибочные положения, содержащиеся в их учениях. Так, он отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала.

Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. В «Энциклопедии философских наук» (1817) Гегель следующим образом излагает суть своей философской системы: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.

  • Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. Закономерное движение категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, представлено в Логике.
  • Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Это означает порождение природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность. Проявлениями абсолютной идеи в природе Гегель считал механику, физику, органику.
  • Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. На этом этапе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. С достижением этой стадии развитие прекращается.

Движущей силой развития духа Гегель считал диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.

Философской системе гегелевского идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм . Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм . Объективное божественное мышление строго логично. В-третьих,диалектика . Разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир – природу и общество, Гегель, во-первых, представил мир в развитии; во-вторых, раскрыл содержание основных законов диалектики: показал, что это развитие осуществляется через борьбу противоположностей, что в ходе его совершается отрицание одних понятий другими и повторение пройденного на высшей основе и т.д. и т.п.; дал общий диалектический анализ важнейших категорий.

В диалектике понятий, в их взаимосвязи, взаимопереходах Гегель угадал и выразил действительную диалектику, диалектику вещей. Однако Гегель был непоследователен в проведении того или иного диалектического принципа, так как диалектика разрабатывалась в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя требованиям своей объективно-идеалистической системы, Гегель вынужден был изменять диалектическому методу. Его метод был направлен на бесконечность познания, а идеалистическая система его ограничивала. Противоречие между методом и системой Гегеля – это противоречие между конечным и бесконечным. Тем не менее Гегель поднял на новый уровень разработку диалектического метода и осуществлял с его помощью анализ познания, исторического процесса, человеческой деятельности.

Классическая немецкая философия находит своё завершение в материализме Л. Фейербаха (1804-1872). Он решительно восстал против идеализма Гегеля, показал, что гегелевская абсолютная идея представляет собой не что иное, как человеческий разум, оторванный от его носителя – человека и превращенный в самостоятельное существо, из себя творящее мир. Ту роль, которую выполняет в гегелевской философии абсолютная идея, отмечает Фейербах, в теологии выполняет Бог. Поэтому абсолютная идея ничем не отличается от Бога, а гегелевская философия является лишь разновидностью теологии.

Согласно Фейербаху, мышление не может существовать вне человека и независимо от него, ибо оно является свойством мозга человека, его деятельностью, в которой духовное и материальное начала органически связаны. Отсюда мышление, духовное не первично, как это представлял Гегель, а вторично, произведено от материи, природы.

Свою философскую систему Л. Фейербах называл «новой философией» или «философией будущего». Предметом этой философии, по его мнению, должен стать человек, а сама философия – учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. Фейербах говорит о человеке вообще как о родовом существе. Он встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большей мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта.

Материалистически решая вопрос о соотношении материи и сознания, Фейербах стоял на точке зрения познаваемости мира и подверг резкой критике кантовский агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущения. По его мнению, органы чувств дают человеку все сведения об объективной реальности. Однако всё это осуществляется при участии мышления: оно не только дополняет чувства, связывая то, что они воспринимают раздельно, но и присутствует на стадии чувственного познания. Всё это свидетельствует о том, что Фейербах понимал органическую взаимосвязь ощущения и мышления, чувственного и рационального.

Философской системой Фейербаха завершается классический период существования немецкой и всей западноевропейской философии.

9.Основные философские идеи Макрксизма; социальная философия Маркса
Философия марксизма создавалась двумя немецкими мыслителями: Карлом Марксом (1818-1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом(1820-1895 гг.) во второй половине XIX века.

Главными произведениями Маркса являются «К критике гегелевской философии права», «К критике политической экономии», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» и др. Работы «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство», « Немецкая идеология» написал в соавторстве с Ф. Энгельсом.

К числу важнейших трудов Ф. Энгельса относятся такие работы, как «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии».

Теоретическими источниками марксизма были: немецкая классическая философия (в особенности работы Г. Гегеля и Л. Фейербаха); английская политическая экономия (Адама Смита и Давида Рикардо); французский утопический социализм (идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна).

Учение Маркса включало три взаимосвязанных раздела: философская концепция человека, теория истории, экономическая и политическая теории.

Философская часть марксизма основана на соединении материализма с диалектикой на так называемом диалектическом материализме. Диалектические закономерности были сформированы Гегелем, но он считал, что они являются законами развития идей, понятий. В противоположность Гегелю, Маркс и Энгельс сформировали диалектику вещей и показали, что диалектика понятий является отображением в сознании человека диалектики объективного мира.

Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. Причём, приоритет делается социальным аспектам.

Развитие общества рассматривалось в системе идей исторического материализма. Реальным двигателем истории Маркс считал развитие средств производства. Это ̶ ядро исторического материализма. Экономика рассматривается как базис. Надстройка ̶ это социальные формы общественной жизни, которые детерминируются базисом. Чтобы поддерживать своё существование, человек должен взаимодействовать с природой с помощью средств производства. Характер этого взаимодействия обуславливает тип общественно-экономической формации.

Важное место в философии марксизма занимает проблема практики. Она трактуется как материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется естественный и общественный мир, в том числе и человек.

Ещё одной характеристикой марксистской философии является её атеизм. В этом учении религия поддаётся критике с использованием достижений науки и предшествующей философии, особенно французских просветителей VIII века и учения Л. Фейербаха.

Критически усвоив гегелевскую философию, классическую политическую экономию и утопический социализм, Маркс развивает диалектико-историческую концепцию общества и исторического процесса, зависящего от экономических процессов.

10. Традиции и особенности русской философии: общая характеристика.
Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В XIX в. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. Русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична(хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием.Ещё одна отличительная особенность русской философии заключается в её беллетристичности. Не случайно, что многие классики русской литературы являлись философами. Так, в частности, значительный импульс развитию русский философии придал Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), во многом определив ее своеобразные черты и ту роль, которую она сыграла в развитии философии после великих немецких классиков. Усвоив дух Достоевского, русские мыслители решили задачу немецкой философии, создав философию творящего духа, философию ценностей, святынь, философию любви. Для освоения ее мало понятийного аппарата - нужно интуитивное постижение истины в ее животворной полноте
Во всем этом особенно акцентируется задача не просто познания истины бытия, а пребывания в истине – жизнь в истине или, как выражал эту неистребимую потребность русского национального характера Вл. Соловьев, "внутреннее соединение с истинно сущим".Эти черты, соответствующие русскому национальному характеру, весьма своеобразно проявляются в различных течениях и школах русской философии.


11. Современная западная философия: общая характеристика
Общая характеристика современной западной философии. Используя термин современная западная философия, мы подразумеваем философскую мысль Западной Европы и Америки конца Х1Х – начала ХХ1 века. Развитие классической философской традиции можно обозначить, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и гносеологической проблематике, а так же некоторой универсальностью и стремлением к научности понятийного аппарата философии. Влияние на философское мышление идей рационализма (прежде всего Гегеля и Маркса) было тотальным. В эпоху казалось бы наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души «европейского человека». В конце 19 в. произошла смена философских парадигм. Стали складываться новые философские направления современности, каждое из которых «кидает свой камень» в сторону классической философии. Распад классических схем философствования происходил на фоне кардинальных изменений в культуре, всей человеческой деятельности, науки и техники. Развитие науки инициировало практически непрерывный поиск научной картины мира. Одновременно прогресс в науке и технике порождал кризисные явления – экологическая и ядерная угрозы, кризис культуры, антропологический кризис. Философия отвечала на эти вызовы времени: пыталась дать объяснение этих процессов и предложить пути выхода из этой тупиковой ситуации. Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления. Начинается переход от классической философии (представленной в своем высшем проявлении в философии Гегеля и Маркса) к неклассическим.


Позитивизм. . направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. В своем развитии П. прошел три этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении филос. мысли.

Иррационализм. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим действующим силам, например аффектам, воле.

Экзистенциализм. Экзистенциализм – это иррационалистическая философия, предметом рассмотрения которой является не объективная реальность, а внутренний мир человека. Основная задача – определить содержание человеческого существования. Отсюда и название данной философской парадигмы, которое оно получило от термина «экзистенция». Он заимствован у Кьеркегора. «Экзистенция» в переводе с французского означает существование. Для экзистенциализма характерно убеждение в том, что единственной подлинной реальностью является бытие человеческой личности. При этом существование истолковывается лишь как человеческое существование, смысл бытия концентрируется в существовании отдельного человека. Человеческая реальность является совершенно уникальной в мире. Ее нельзя понять, обратившись к каким бы то ни было мировым процессом, никакие аналогии здесь невозможны. Экзистенциализм обращается к таким жизненным явлениям как вера, надежда, боль, забота, тревога, любовь и т.д. В центре внимания экзистенциалистов – непосредственное переживание человеком своей ситуации в мире.

Психоаналитическая философия. Одним из влиятельнейших идейных течений ХХ в. является психоаналитическая философия, или фрейдизм.Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог врач-психиатр З. Фрейд. Взгляды Фрейда изложены в его трудах: «Толкование сновидений» (1899), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» (1930) и др.

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены З. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узкоспециализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь философское обобщение.

Основными идеями психоаналитической философии являются:

1) фундаментальное положение психоанализа – роль бессознательного в жизни людей. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» («Оно»). Он ввел новое измерение в философию. С т.з. Фрейда бессознательное стоит за множеством наших действий и, прежде всего, за такими как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями. Именно бессознательное обуславливает сферу сознания и оказывает на него мощное, порой скрытое, воздействие.

В структуре психики человека он выделяет следующие сферы:

а) бессознательное («Оно», «И др);б) сознательное («Я», «Эго) в) подсознательное («Сверх-Я», «Супер-Эго»)
2) бессознательное состоит, прежде всего, из сексуальных инстинктов, влечений – либидо, которые общество оценивает как постыдное и греховное.

3) учение о сублимации. Сублимация (sublimare – высоко поднимать, возносить)– это особый вид отклонения инстинктов от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией Фрейд объяснял возникновение религии, искусства, общественных учреждений, а также в любом творчестве.
12. Проблема бытия в истории философии: природные, социальные, духовные аспекты
Бытие есть системное целое всех возможных видов, существующих для человека, оно едино и неделимо.

Бытие духовного занимает особое место среди других форм бытия в мире. Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного бытия. Индивидуализированное бытие духовного неотделимо от деятельности индивида. Оно включает в себя все формы проявления сознания индивида. Духовное начало незримо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности. Оно представляет собой чувства и идеи, эмоции и образы, понятия и представления, суждения и умозаключения, которые одушевляются людьми в ходе их духовно-практической жизни. Сюда относится и бессознательное, названное З. Фрейдом «темными пластами» человеческой психики. Духовность человека принадлежит ему и умирает вместе с ним. Но это не означает, что результаты духовной деятельности индивида погибают вместе с ним. Сохраняются те результаты духовной деятельности индивида, которые преобразованы во внеиндивидуальные формы духовного.

Бытие духовного – это бытие особого рода. Оно обеспечивает опыт отдельно взятого человека и само обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного человека. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.


Бытие социального– это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, основанной на общественном производстве, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека.

13. Философский смысл понятий «бытие», «материя», «субстанция», история их становления и развития.
Бытие– это философское понятие, обозначающее многообразие реальности, существующих материальных и идеальных объектов. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно вне и независимо от сознания человека; кот-я фиксирует существующие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть»

Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся. Это высказывание принадлежит философу древности Пармениду. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов. С другой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность окружающего нас мира.

Бытие есть реальность, противостоящая человеку (бытие рассматривается как объект воздействия, противостоящий субъекту - механистический подход).

Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (бытие ограничивается природой, а духовный мир статусом бытия не обладает) Эту парадигму развивал Н. И. Бердяев.

Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (противоположная предыдущей позиция, нашедшая отражение в метафизике Р. Декарта и Лейбница). Логическое завершение эта парадигма получила в немецкой классической философии. Для Канта бытие не есть свойство вещей, это общий способ связи наших понятий и суждений.

Бытие есть деятельность абсолютного "Я" (эгоцентризм, субъективный идеализм Фихте).

Завершает комплекс идеалистических парадигм о сущности бытия трактовка Гегеля: "Бытие есть восхождение духа к самому себе. Познание же бытия есть процесс приобщения человека через религию к христианскому богу, как нерасторжимой связи всеобщего простого и вечного духа со всем и самим собой".

И наконец, бытие есть существование реальности вне сознания человека и независимо от него.

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах:

1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах:

а)бытие вещей и состояний природы, кот. большинство людей воспринимают как объективную реальность, кот. сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

б)Идеалистич. позиция. Бытие природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к. с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.

2)Бытие человека.

а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);

б)специфич. человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3)Бытие духовного, идеального.

а) индивидуальное духовное (сознание индивида)..

б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

4)Бытие социальное.

а) бытие человека; б) бытие человека в обществе

"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.
Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя обладает множеством свойств. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющихся атрибутами материи, т. е. тем, что обеспечивает их бытие.

Пространство и время – это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Материя никогда не имела начала во времени и пространстве, и никогда не будет иметь конца.

Движение – изменение в форме. С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение– способ существования материи, и, следовательно, существовать значит быть вовлеченным в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективнойреальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанциянеизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самойсебе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписываютсвободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То естьона не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы

14. Проблема сознания в философии и естествознании. Происхождение человека как результат биологический и социальнокультурной эволюции.
Сознание- связанная с деятельностью мозга способность воспроизводить действительность в субъективной идеальной форме и преобразовывать её в своих интересах. Учение о сознании связано с различными разделами философского знания.
-онтологический параграф к сознанию включает в себя его соотношения с материей сущности и структуры.
-гносеологический подход связан с познавательными способностями человека.
-антропологический параграф – сравнительный анализ человеческого сознания к мышлению животных.
проблема происхождения сознания:
Сознание- идеальная сторона деятельности, направленной на отражение и преображение действительности.
Идеализм: сознание первично и более фундаментально.
субъективный идеализм: мир-совокупность человеческих ощущений.
объективный идеализм: мир-проявление духовной субстанции; не зависившей от человека и порождающей сознание. Сознание может существовать вне человека.
Материализм: предпосылки для появления сознания постепенно формируются в процессе эволюции. Сознание возникло только у человека.
-впервые сознание как особая реальность выделена Парменидом.
-софисты рассматривал различные грани и стороны мыслителей деятельности.
-Платон «Мир идей»
-средневековье: сознательная человеческая деятельность – «отблеск» божественного разума.
-Декарт: акцент на высшей форме созн. Деятельности- самосознание. Созн-е- созерцание своего внутреннего мира; способность субъекта иметь знание о собственных психических процессах.
Немецкий клас. Идеализм:
основной принцип развития сознания-истор. процесс становления миррового духа
Аспекты вторичности отношения сознания к материи:
- исторический ( сознание-продукт исторического развития и усложнения материи)
- функциональный
- гносеологический
Теория отражения - фундамент материалистического объяснения природы сознания
Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю
- эта теория начала разрабатываться у марксистов
Сознание- итог развития всеобщего свойства материи – отражения
Отражение - воспроизведение тех или иных черт внешности, функций или структуры одного явления во втором, измененные или преобразованные средой.
Осн. Биологические формы отражения:
1.раздражимость
2.чувствительность
3. Психическое отражение
4.Сознание
Проблемы сознания:
-психофизиологическая проблема
-соотношение идеального и материального
Проблема возникновения сознания в точке зр.:
1.источник-некая надмировая духовная сущность
2.Сознание-высшая форма отр-я действительности, итог развития всеобщего св-ва материи- отр-я.
биологические предпосылки:
-развитая нервная система животных сложный ч.м.
-развитие 1й сигнальной системы у высших животных (звуковые и двигательные ср-ва)
-телесная организация человекоподобных существ
-стадная форма обитания у человекоподобных обезьян.
Отл. Признаки чел. сознания :
1.сознание человека творчески-активно
2сознание человека конструктивно
3.созн.ч. целесообразно и целенаправленно
4.созн.ч. обладает самосознанием
5.созн.ч. универсально по форме и объективно по содержанию
Сознание человека появляется в ходе антропогене<

Наши рекомендации