Классическая немецкая философия. (Кант, Гегель, Феердбах)

Немецкая классическая философия может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспредельная мощь человеческого разума; как философия истории и культуры, этики, права, государства и общественной жизни человека.

Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант прошел два периода в своем творчестве: докритический и критический. Для первого характерны материализм и диалектический подход к решению проблем происхождения Солнечной системы. Во второй период Кант в своих работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности рассуждения» разрабатывает целый круг проблем: границ познавательных возможностей человека; природы морали и эстетики; сущности религии; целесообразности в органической природе; о месте человека в мире и его предназначении.

В своей философской системе Кант выделил: а) способности души (познавательная, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желания); б) познавательные способности (рассудок, способность суждения, разум); в) априорные принципы (закономерность, целесообразность, конечная цель). Выделенные стороны системы применимы, по Канту, к природе, искусству и свободе. Отсюда, в современной интерпретации, вытекают основные ценности: истина, красота и добро.

Кант дуалистически разделяет действительность на два мира - вещей в себе, обозначающий материальный мир, и мир человеческого сознания, который якобы не в состоянии познать первый.

У Канта человек находится в центре системы «мир-человек», субъект - объектных отношений: процесс познания им рассматривается как активный творческий процесс.

Наиболее глубокую и всестороннюю разработку диалектического метода мышления и миропонимания в классической немецкой философии осуществил Гегель. Его основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике».

Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало - абсолютная идея, т. е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы общества. Материя – одно из понятий, а не объективная реальность. Абсолютная идея, в трактовке Гегеля, представляет собой субстанцию мира, универсум во всей его полноте. Она содержит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.

Первым этапом самораскрытия абсолютной идеи является логика. Второй этап саморазвития абсолютной идеи – природа. Абсолютная идея свое завершение получает в сфере развития духа. Философия духа раскрывается через субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, государство) и абсолютный дух (его ступенями выступает искусство, религия и философия).

Диалектический метод Гегеля вступает в противовес с требованиям системы, которая обязательно должна быть завершена. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой найдена абсолютная истина. Тем самым история как бы приобретает свое завершение.

Антропологический материализм Фейербаха.

Основные его труды: «Сущность христианства», «Основы философии будущего».

В противовес объективно – идеалистическим построениям Фейербах дал материалистическое понимание бытия, подразумевая под ним наличность, существование, действительность, объективность. Философия Фейербаха была антропологической. Он ставил такие важные для каждого человека вопросы, как что такое жизнь, любовь, смерть, счастье, надежда. Исходный пункт и конечная цель поиска ответов – цельный, реальный человек.

Фейербах показал, что религиозные иллюзии – превратное отражение сущности человека, порожденное отсутствием условий для ее реализации. Разгадку веры, считал Фейербах, следует искать в глубинах человеческой психики, стремление человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Фейербах предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви. В этой новой теологии человек и есть Бог. Тем самым проводилась идея о преодолении противопоставления мирского и потустороннего. В целом же Фейербах оставался на позициях идеалистического понимания истории.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Развитие материализма и диалектики. «Предисловие к критике..».

Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (182О-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.
Согласно взглядам марксистов материальное общественное производство людей проходит в своём развитии ряд стадий их Карл Маркс назвал общественно-экономическими формациями.
В дальнейшем Карл Маркс и Фридрих Энгельс, развивая материалистическое понимание истории, которому в немалом степени способствало выход в свет книги американского учёного Л.Г. Моргана "Древнее общество" пришли к выводу, что способам производства основанным на эксплуатации человека человеком, которую они считали противной человеческой природе, предшествует первобытно-общинный или как говорили они первобытно-коммунистический способ производства.
Настоящий же коммунизм, настоящее царство свободы как считали они наступит после упразднения, свержения буржуазного общества, общества где эксплуатация человека человеком доведена до своей последней высшей меры, общества где впервые появляется класс не имеющий никакой собственности кроме своих рабочих рук и поэтому вынужденный продавать их за бесценок, вернее свою рабочую силу как товар эксплуататору капиталисту.
Каким же образом человечество придёт в это светлое царство свободы, где труд из унизительной своей формы превратится в первейшую и жизненную необходимость, где в труде и только в труде человек будет раскрывать в себе человеческое в человеке, тем самым реализуя свою сущность!?
Наблюдая развитие капитализма в Англии, в Германии тогда капитализм был ещё в зачаточном состоянии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс заметили, что всюду куда приходит машинное производство на смену патриархальным и идиллическим отношениям соответствующим феодальным способам производства, приходят уже другие циничные отношения купли-продажи. Всюду куда приходит машинное производство наблюдается массовое обнищание мелких крестьян производителей, не выдерживающих конкуренции с крупным товарным производством и рождается класс людей не имеющих за душой ничего кроме пары своих рабочих рук рождается рабочий класс.
Таким образом, по Марксу и Энгельсу производительные силы, вернее их развитие и является тем двигателем прогресса, который после последовательной смены ряда общественно-экономических формаций и приведёт человечество в светлое царство свободы.
Впервые эту мысль Карл Маркс высказал в предисловии "К критике политической экономии" 1859г. там он писал:
"Общий результат, к которому я пришёл и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения- производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или-что является только юридическим выражением последних- с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы" ( Предисловие С 137-138 )

Наши рекомендации