Глава VIII Воплощения Вишну
Из «The History of Hindoostan»
Рис. 28. Вишну, спящий на кольцах змея космического времени
Слово Вишну образовано от корня «виш» — проникать, пронизывать. Бог Вишну в своей самой абстрактной форме означает Божественный Дух либо вселенной, либо человека. Этот Дух, сам по себе необусловленный, проходит через ряд последовательных обусловленных состояний, называемых божественными аватарами[131] или воплощениями. Это движение бога от формы к форме или, точнее, от состояния к состоянию называется большим шагом или поступью Вишну и заключает в себе правильное объяснение превращений, постоянно происходящих в природе. «Бог, который по желанию принимает любую форму», решил принимать все формы, одушевлять их, становиться взрослым в них и возвеличивать себя их совершенством. Так Вишну стал корнем жизни, наделенной способностью ощущать и не наделенной способностью ощущать. В «Махабхарате» он объявляет себя создателем и уничтожителем вселенной, кроме которого никакого другого не существует. Мироздания висят на нем, «как висит на нитке ряд жемчужин». Он — жизненно необходимый воздух, движущийся во всем, что движется, мудрость мудрых и интеллект знающих. И тем не менее «того, кто пронизывает», в мире не больше, чем духа человека в его теле, скорее бог содержит мир внутри себя точно так же, как физическое тело человека подвешено наподобие плода в полости аурического яйца. «Веды» изобилуют упоминаниями о Вишну и его многочисленных атрибутах. Главным среди этих повествований является рассказ о десяти великих воплощениях. Бог, являющийся миру, «когда на земле иссякает добродетель», избавляет свое творение от козней зла и защищает его от преждевременного уничтожения.
Так как Пифагор был посвящен в брахманические Мистерии, то вполне вероятно, что его числовая философия была основана на тех же самых эзотерических истинах, что и рассказ о воплощениях Вишну. Десять точек, составляющие пифагорейский тетраксис, раскрывающие тайну Числа, получающего объективное существование посредством цифр, были предложены посвященными Италийской школы в качестве идеального ключа к Вселенской Тайне. Каббалисты безусловно были знакомы с доктринами Мастеров Восточной Мудрости. Десять сефиротов или драгоценных камней — как и аватара Вишну — были аспектами одного вечного жизненного начала. Эти аспекты, отразившись в субстанциях нескольких миров, стали планами, сферами, состояниями и в конечном счете Десятью Заповедями, или Законами.
Между обличьями, принимаемыми Вишну в процессе его воплощений, и развитием эмбриона и плода на протяжении девяти месяцев беременности существуют вполне определенные и в высшей степени интригующие соответствия. Каждая модификация и специализация[132] телесной формы и функций свидетельствуют об изменениях, происходящих в душе или сверхфизической структуре, стоящей за формой. Тела лишь кажутся растущими из самих себя, эта видимость развития является частью иллюзии, которая обманывает непросвещенных. То, что мы называем ростом, на самом деле есть жизнь, расширяющаяся и распространяющаяся по всей форме. Вишну, сила Духа, вечно строит более величественные дворцы. Это воистину храмы в его честь, и во всех частях мироздания возникают формы, каждая из которых является святыней, алтарем или памятником всепроникающей жизни.
При рассмотрении стадий, проходимых эмбрионом в его развитии, открывается панорамный вид рекапитуляции[133] состояния человека на протяжении всех эпох далекого прошлого. У человека нет никаких осознанных воспоминаний о тех ступенях развития, благодаря которым он стал самим собой или скорее жизнь через него стала человеком. Но в глубинах памяти каждой развивающейся клетки хранится история всего, что было раньше. Каждый раз, когда человеческое существо получает физическое воплощение, необходимо создать тело. Каждое тело — это вселенная, и устроено оно в соответствии с вселенскими законами. Из этого следует, что те, у кого есть ключ к разгадке тайны развития эмбриона, могут различить в ней туманные контуры всепроникающего бога, созидающего свой мир. Он осеняет форму, которой предстоит появиться, запечатлевает себя на ней в виде десяти состояний, проходит через эти состояния, фокусируя на них по очереди свои энергии и постепенно формируя из грубой массы органический инструмент для достижения своей цели.
Таким образом, Вишну следует рассматривать и как изготовителя, и как ткань мироздания. Он — божество, в котором люди живут, движутся и имеют свое бытие. Он является объективной силой, которая проявляет вечное субъективное состояние Брамы, первого лица Созидательной Триады. Он занимает промежуточное положение между высшими Небесами, имеющими природу Брамы, и низшим миром, имеющим природу Шивы. Следовательно, он — солнце, которое, согласно мистериям, занимает фокальную (зародышевую) точку между абстрактным и конкретным. Он как владыка солнца является покровителем всех созданий и форм, тем, кто дарует жизнь и обеспечивает изобилие. Его часто изображают с голубой кожей, цвет которой символизирует небо — его обитель, а также невидимые тонкие эфиры. В индийском искусстве Вишну часто представляют спящим на протяжении Ночи, когда Космос окутан Мраком, на свернувшемся кольцами огромном змее. В каком-то смысле Вишну — подобно греческому Кроносу — подрывает могущество своего отца и узурпирует его полномочия как Владыки мира. Создавая вселенную, Вишну впитывает в нее и великого Брахму, ибо в конечном счете он формирует вселенную из природы Брахмы, Вселенского Единого, составной частью которого он к тому же и является.
Из «Religious Ceremonials» Пикара
Рис. 29. Первое и второе воплощения Вишну
По этой причине в Азии десять воплощений Вишну встречают широкое признание как олицетворение творческих усилий богов (божественных сил жизни), прикладываемых ими для того, чтобы утвердиться в различных субстанциях этого мира. Эта восточная доктрина отнюдь не противоречит теориям эволюции, снискавшим расположение западного мира. Идя от общего к частностям, полезно задержаться на минутку, чтобы рассмотреть соответствия между воплощениями Вишну и происхождением жизни на этой планете. «По этой схеме аватаров, — пишет мадам Блаватская, — можно проследить постепенную эволюцию и превращение всех видов, вышедших из дарвиновского досилурийского[134] ила и ilus — ила Санхониафона и Бероза[135]. Начиная с азойских времен, соответствующих ilus — илу, в который Брама сажает способный к созиданию зародыш, пройдем по палеозойской и мезозойской эрам, на которые пришлись первое и второе воплощения в образе рыбы и черепахи, и кайнозойской, к которой относятся воплощения в животной и получеловеческой формах — в виде вепря и человеко-льва, и подойдем к пятой и главной геологической эпохе, определяемой как эра разума или эпоха человека, символом которой в индусской мифологии служит карлик — первая попытка природы создать людей. ...Начиная с рыбы, физическая форма в процессе такого двойного превращения последовательно становится черепахой, вепрем, человеко-львом, а затем, явившись в виде человека-карлика, она представляет Парашураму, физически совершенную, духовно неразвитую сущность, пока прогресс не приведет человечество, персонифицированное одним богоподобным человеком, к вершине физического и духовного совер шенства - богу на земле» (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»).
С этого момента становятся очевидными аналогии между возникновением жизни на этой планете и развитием эмбриона в утробе матери. Мы уже выяснили, как начальная стадия формирования вселенной кратко воспроизводится в процессах оплодотворения и дробления клетки. Столь долгие века, что человеческий разум не в состоянии даже в малейшей степени мысленно вообразить их продолжительность, спрессованы в действиях, следующих сразу за слиянием мужской половой клетки и яйцеклетки. Как только появляется слабое подобие собственно эмбриона, из первого слизистого комочка материи в процессе более сокровенного развития начинает вырисовываться человек. Следовательно, именно в этот момент возникают аналогии между воплощениями Вишну и месяцами антенатального периода. Первый аватара Вишну называется Матсьей (Matsya), или воплощением в рыбу. Согласно легендам, еще на заре истории мира человеческий род оказался до такой степени развращенным, что боги решили уничтожить человечество всемирным потопом. Правивший в то время принц был благочестивым человеком; он и семь Риши, или мудрых людей, их жены, пары всех животных и остальные формы жизни взошли на судно. Затем владыка Вишну превратился в рыбу и привязал к своему телу судно использованным в качестве каната змеем. Когда вода спала, Вишну убил злое чудовище, укравшее «Веды», или священные книги закона. Книги были возвращены, и сформировалось новое человечество, которое бережно хранило священные писания и подчинялось им беспрекословно.
В священных писаниях индусов история первого аватары изложена в 14 000 стихов. Это воплощение соответствует первому месяцу антенатального периода. На этой стадии, протекающей под влиянием Сатурна, закладываются рудиментарные органы будущего организма. В течение первой недели быстро прогрессирует оплодотворение, но яйцеклетка увеличивается очень мало. В течение второй недели ее размеры быстро увеличиваются, и примерно на четырнадцатый день обнаруживаются первые признаки образования эмбриона. К концу третьей недели уже различима нервная система и головной мозг и появились конечности в виде коротких зачатков. В конце первого месяца сердце разделяется на правые и левые отделы, значительно удлиняется хвост, который выступает гораздо больше, чем нижние конечности, и даже появляются спинномозговые ганглии. В это время эмбрион во многих отношениях обнаруживает сходство с рыбой.
В человеческих знаниях нет более интересного раздела, чем тот, который можно было бы назвать наукой о рудиментарных органах, к которым относят почти все остатки структур, когда-то крайне необходимых для выживания, а теперь, по словам Геккеля, «бесполезных для своего организма, не представляющих никакой ценности с точки зрения целей жизни, не нужных для его функционирования». Эти так называемые бесполезные части тела определенно связывают нас с прошлым. Особенно много рудиментарных органов в эндокринной системе, потому что несколько более важных желез претерпели реадаптацию, первоначальная функция которых ныне утратила свое значение. Человека связывают с рыбой не только жаберные щели, но и маленькая серповидная кожная складка во внутреннем уголке глаза, называемая мигательной перепонкой, которая является остатком третьего внутреннего века, сильно развитого у наших двоюрод ных братьев — акул, но не выполняющего никакого назначения у человека.
Второй аватара Вишну называется Курмой, или воплощением в черепаху. Это воплощение тоже косвенно связано с потопом, ибо на этот раз Вишну превратился в черепаху, панцирь которой служил опорой священной горы Мандары. Использовав огромного змея в качестве веревки и священную гору в качестве оси, боги и демоны вспенили безбрежный океан, чтобы снова получить священную амриту — напиток богов. В процессе взбивания были обнаружены четырнадцать священных предметов. На рисунке они сгруппированы вокруг центральной горы и вложены в руки божеств.
Второй месяц антенатального периода протекает под властью Юпитера. В течение этого промежутка времени происходит быстрое увеличение эмбриона в объеме, который, согласно индусскому мифу, проходит через амфибионтное состояние[136], символизируемое черепахой. На пятой неделе появляются первые намеки на кисти рук и ступни ног. Это самый важный момент, поскольку именно у амфибий хрящевые лучи, образующие плавники рыб, развиваются в лапу пятипалой формы и от них человек унаследовал свои нынешние кисти рук и ступни ног. На шестой неделе кости достигают хрящевого состояния, на седьмой появляются мышцы, а к концу восьмой становится различим симпатический нерв. На протяжении всего этого промежутка времени органы создавались и постепенно развивались от простого к сложному. В конце второго месяца эмбрион человека уже отличим от эмбриона других млекопитающих, но еще пока не отличим от эмбриона обезьян. К числу отличительных признаков относятся сравнительно большие размеры, развитие сложного головного мозга и утрата значимости хвоста или хвостового придатка.
Из «Religious Ceremonials» Пикара
Рис. 30. Третье и четвертое воплощения Вишну
Третьего аватару Вишну называют Варахой, или воплощением в вепря. В этом воплощении Вишну обычно изображается поднимающим на своих клыках землю, уложенную на вогнутую поверхность лунного серпа. Согласно этой аллегории, некогда жил один Дайтья, или Титан, желавший стать правителем Земли. Наконец он обрел такое могущество, что похитил планету и утащил ее с собой в глубины океана. Вишну, принявший обличье вепря, нырнул в пучину и в течение тысячи лет сражался с этим чудовищем. Сразив в конце концов этого злодея, Вишну вернул Землю на прежнее надлежащее место, подняв ее на своих клыках.
Третий месяц антенатального периода протекает под контролем Марса. Он — огненно-красный Лохитанга индусов, и неудивительно, что в течение этого времени происходит дифференцировка половых органов. Вепрь является символом копытных млекопитающих, большую часть которых составляют травоядные животные, и в период эмбрионального развития не только знаменует собой рекапитуляцию человеком животного состояния, но и подводит черту под таинством разделения полов, которое в процессе эволюции человека произошло в третьей, или лемурийской, коренной расе нынешней Земли. Свидетельством его воплощения в вепря служит странным образом сохранившаяся мышца наружного уха. Очевидно, когда-то было такое время, что человек обладал способностью «ставить», или поднимать, уши, чтобы легче было улавливать звуки. Проходили века, и у человека обострялись определенные чувственные восприятия за счет снижения остроты и дальности действия других. Именно таким путем он лишился способности управлять мышцами ушей, и теперь они не выполняют никакого иного назначения, кроме как служат доказательством родства человека с животным миром. Стоит ли удивляться, что желчный пузырь возникает в царствование Марса и на третьем месяце, как утверждают Бони и Бушар, продолжается построение тела, сопровождающееся формированием рудиментов век, волос и ногтей?
Четвертый аватара Вишну именуется Нарасингхой, или воплощением в человеко-льва. Это рассказ о святом человеке, который в течение десяти тысяч лет размышлял и молился о даровании благ мировой монархии и вечной жизни. Сильно возвысившись благодаря однонаправленности своих помыслов, он стал к тому же в равной степени эгоистичным и высокомерным. Боги заставили его вступить в спор с собственным сыном относительно вездесущности Божества. Когда сын заявил надменному монарху, что Бог присутствует повсюду, даже в колоннах, поддерживающих крышу дворца, злой правитель пришел в ярость и, изрыгая богохульства, ударил мечом по колонне. В расколовшейся пополам колонне оказался «ужасный» Вишну с головой льва, который после часовой борьбы с себялюбивым государем втащил его в полую колонну и уничтожил, избавив таким образом мир от его высокомерия.
Четвертым месяцем антенатального периода распоряжается Солнце, которое в символике почти всегда ассоциируется со львом. В птолемеевом порядке расположения планет Солнце находится в средней точке, отделяя три дальние (или верхние) планеты от более близких (или нижних). Среди воплощений Вишну аватара в виде человеко-льва демонстрирует промежуточную стадию между животной и человеческой формами, объединяя в себе обе эти формы. На четвертом месяце развития человека «эмбрион принимает форму человека, лицо приобретает человеческие черты, и теперь он называется плодом». (И снова авторитетные источники расходятся во мнениях.) Индивидуализация — ключевое слово Солнца.
Согласно Геккелю, начиная с четвертого месяца и далее у плода появляются характерные признаки, отличающие его от всех остальных позвоночных и раскрывающие его истинный удел. Иными словами, с этого момента появляется собственно человек. К концу четвертого месяца смыкаются хрящевые дуги позвоночника, показываются миндалины и процесс окостенения подготавливает костную опору будущего человека. Человек-лев напоминает расу существ, которые, как писали первые историки, существовали в далекие времена и сочетали в себе, подобно символическому кентавру, тела и признаки как человека, так и животного. В подобных рассказах содержится намек на схождение человека в виде духовных качеств в животное тело. Сфинкс является таким же композитом — человеко-львом и памятником Хармакису[137], богу-Солнцу.
Из «Religious Ceremonials» Пикара
Рис. 31. Пятое и шестое воплощения Вишну
Пятый аватара Вишну называется Ваманой, или воплощением в карлика. На этот раз великий монарх, которого обуяла гордыня оттого, что он правил тремя мирами — небом, землей и адом, пренебрег отправлением надлежащих ритуалов в честь богов. Вишну явился царю в обличье карлика, прося о благодеянии, то есть отдать ему столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Царь удовлетворил просьбу и скрепил свое обещание, полив водой руки карлика. Тут же крошечный человечек увеличился в размерах, заполнив собою всю вселенную, и, сделав три шага, завладел миром, но, любезно приняв во внимание добродетели царя, позволил ему сохранить за собой правление адом.
Пятым месяцем антенатального периода ведает Венера, которая в оккультной философии странным образом ассоциируется с обезьяной. Хотя пятое воплощение Вишну и называется воплощением в карлика, а не в обезьяну, оно представляет первую несовершенную попытку формирования человеческого существа и, как и концепция недостающего звена Габриэля Макса, обнаруживает аналогии с обезьяной. На этой стадии части тела более плотно соединяются друг с другом. Появляются зачатки постоянных зубов, на голове уже есть волосы, заметны лимфатические железы, происходит дальнейшее развитие половых органов. Воплощение Вишну в карлика дополнительно напоминает о родстве человека с обезьяной. Червеобразный отросток у человека настраивает на размышления о прошлом. Он связывает нас с нашими предками-вегетарианцами времен воплощения в вепря, «имеет большие размеры и огромное значение» для травоядных животных и присутствует как у нас, так и у обезьян и грызунов. Важно также отметить, что за три-четыре месяца до рождения человеческий плод обычно бывает покрыт «густым слоем тонких, похожих на шерсть волос».
Три шага, которыми Вишну измеряет весь мир, символизируют три аспекта человеческого сознания, благодаря которым могущество человека настолько возросло, что небо, земля и ад покорились власти его просвещенности.
Шестого аватару Вишну называют воплощением в Парашураму. Это первое в ряду истинно человеческих воплощений бога. Парашурама был сыном очень старого человека святой жизни, которому бог Индра доверил священную корову. Один из раджей, возжелавший завладеть этой коровой, сделал все, чтобы погубить праведника, жена которого после этого совершила обряд сати[138], или самоубий ство, а ее последними словами была молитва о том, чтобы боги покарали убийцу ее мужа. В ответ на эту мольбу Вишну облекся в личность Парашурамы и после двадцати ужасных битв убил злого раджу.
Шестой месяц антенатального периода подчинен влиянию Меркурия, и именно в это время у плода явно происходит очень быстрое развитие головного мозга. Полушария большого мозга увеличиваются и закрывают мозжечок, заставляя таким образом шишковидную железу, или третий глаз, опустившись вниз, занять свое положение в глубине центральной части черепа. Плод шевелится, имеются определенные раздражители нервов, новый организм способен дышать, но пока еще не способен выжить в условиях внешнего мира. Жизненный фактор, не понятный современной науке, завладевает новым организмом точно так же, как Вишну «надел на себя» тело Парашурамы.
Седьмой аватара Вишну — воплощение в Раму Чандру — стал главным действующим лицом грандиозной эпической поэмы Индии «Рамаяна», содержание которой вкратце сводится к следующему. Равана, злой правитель Ланки (ныне Цейлон), похитил Ситу, воплотившую в себе восточноиндийский идеал женских качеств, у ее мужа Рамы. Прибегнув к помощи Ханумана, царя обезьян, Рама Чандра вернул себе Ситу, которая, подвергнувшись испытанию огнем, доказала свою верность любимому мужу. Обезьяны за одну ночь построили каменный мост, соединивший Ланку с материком. Равана, чтобы помучить Ханумана, поджег его хвост. Бегая по улицам Ланки, Хануман своим пылающим хвостом поджег весь город и тем самым фактически уничтожил могущество Раваны, который пал в битве, уступив отваге божественного Рамы.
Седьмой месяц антенатального периода (т.е. внутриутробной жизни) проходит под влиянием Луны, последней составляющей в планетарной семерке древних, которая завершает первый цикл внутриутробного развития. Ребенок может родиться в конце седьмого месяца и жить за счет свойств лунного луча. К этому времени модель тела уже завершена, появляются извилины головного мозга, а к общей телесной структуре добавляются необходимые элементы. Итак, человек-животное уже сформирован. Дальнейшее продолжение процесса имеет целью создание человека-бога. «Подобно тому, как еще неродившийся семимесячный ребенок, — пишет Е.П.Блаватская, — хотя и вполне готовый к появлению на свет, все же нуждается в двух дополнительных месяцах для приобретения силы и крепости, так и человек, завершивший свою эволюцию в течение семи циклов, еще два периода времени остается в утробе Матери-Природы, прежде чем родиться на свет или, вернее, повторно родиться как Дхиани» (Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина»). Человек — это нечто большее, чем просто телесное совершенство, и когда те его части, которые мы можем видеть, уже приняли внешнее подобие совершенства, душа в это время прядет нити, которые должны не только связать эти его части, но и соединить их с нею самой. Именно поэтому ребенок, родившийся в конце седьмого месяца, очень часто становится тем, кого обычно называют экстрасенсом, впечатлительным и нервным. Подобные определения, возможно, как раз и указывают на то, что из-за преждевременных родов душа не так прочно привязана к телу, как у тех, кто родился по истечении полного антенатального периода.
Из «Religious Ceremonials» Пикара
Рис. 32. Седьмое и восьмое воплощения Вишну
Восьмой аватара Вишну именуется Кришной. История Кришны настолько хорошо известна, что подробное ее изложение на страницах этой книги оказалось бы явно излишним. Рисунок, на котором изображено рождение Кришны, служит также иллюстрацией к легенде о его избавлении от смерти, когда младенца Кришну несли в корзине через реку и неожиданно поднявшаяся вода стала угрожать жизни того, кто нес священное дитя. Желая предотвратить беду, Кришна перевесил одну ногу через край корзины, после чего вода стала быстро спадать. Многочисленные события из жизни Кришны находят свою аналогию в жизнеописании Иисуса, в частности убийство невинных младенцев, преображение, распятие на кресте, воскресение и вознесение. Кришна считается персонификацией Солнца, а его супруга Радха олицетворяет Землю.
С восьмым воплощением начинается новый планетный цикл, поэтому восьмой месяц антенатального периода протекает под властью Сатурна. Для древних Сатурн был символом кристаллизации и смерти. К главным изменениям эмбриона в течение этого месяца следует отнести добавление отростков к крестцовым позвонкам позвоночного столба и отвердение скелета, на который этот бог оказывает особое влияние. Полагают, что Сатурн как владыка смерти препятствует выживанию ребенка, родившегося на восьмом месяце. Посвященные Элевсинских мистерий называли число восемь малым святым числом и связывали его с кундалини и позвоночным огнем. Восьмой месяц по аналогии соотносят с состоянием сверхчеловека. В течение этого периода в плоде появляются потенциальности адептства.
Из «Religious Ceremonials» Пикара
Рис. 34. Девятое и десятое воплощения Вишну
Девятого аватару Вишну обычно называют Буддой, хотя значительное число индусов с этим не согласно. Некоторые востоковеды зашли так далеко, что объявили Христа, принадлежащего христианскому миру, девятым аватарой или воплощением Вишну. Жизнеописание Будды превосходно изложено в книге сэра Эдвина Арнольда «Свет Азии». Будда был индийским принцем, который, проникнувшись состраданием к людским бедам, отказался от царского престола и посвятил себя служению человечеству. После многих лет отречения и молитвы ему открылись два великих закона жизни — перевоплощения и кармы. Буддийскую веру, пребывавшую в относительной безопасности, он возвысил до положения величайшей религии мира, и при его кончине, или перемещении, присутствовало множество индийской знати. Все попытки разжечь погребальный костер оканчивались неудачей, пока наконец тело Будды не охватил огонь, вспыхнувший в момент высвобождения духовной энергии из большого изумруда, украшавшего тело почившего мудреца.
Девятый и последний месяц антенатального периода протекает под властью Юпитера, великого благодетеля, и именно под его благотворным влиянием плод готовится к тому, чтобы появиться на свет и занять свое место в объективном мире. Кости прочнее срастаются друг с другом, и тело готовится к столкновению с жизнью. Потенциальности полубога распределяются наподобие семян по всей структуре субъективного человека. В первые месяцы внутриутробного развития входящая жизнь, воздействуя на свои носители снаружи, формирует их точно таким же образом, как скульптор вылепливает предметы из глины или воска. Однако с появлением первых признаков шевеления плода жизнь начинает постепенно проникать в новое тело, последовательно завладевая отдельными частями и органами и продолжая формировать их, но только уже изнутри. Таким образом заканчивается образование точек контакта души с ее носителем, и жизненное начало приспосабливается к ограничениям, налагаемым физической тканью. Подобно тому, как человек, надевая новую перчатку, сжимает и разжимает пальцы, чтобы наилучшим образом подогнать к своей руке новую оболочку, таковы и спонтанные движения эмбриона, когда маленькое тельце дрожит, поворачивается и даже двигает своими только что сформированными конечностями. Активная действующая сила овладевает контролем над функциями и движением и по окончании этого процесса оказывается полностью подготовленной пуститься в плавание по океану бесчеловечной судьбы. Итак, завершив всевозможные приготовления, новый человек появляется из темной пещеры своих истоков.
Считается, что десятый аватара Вишну, называемый Калки, или воплощением в лошадь, еще только должен явиться миру. Символом этого воплощения обычно служит человек, ведущий под уздцы белого коня без седока. Коня иногда изображают с крыльями, как у Пегаса из греческих мифов. У многих народов лошадь олицетворяет животный мир или низшую сферу бытия. С этой точки зрения подобный символ может означать, что Вишну, явившийся в последний раз, будет посажен «верхом на мир», т.е. займет место победителя над субстанциями низшей природы. Брахманы уверены, что в десятом аватаре Вишну проявит себя как подлинный Спаситель мира, избавляя верующих от скорбей и ограничений бренного бытия. Ни один человек не знает дня его пришествия, однако индусы убеждены в том, что когда это действительно потребуется, он придет, чтобы спасти и сохранить тех, кто был верен его законам и принципам.
Десятый аватара Вишну не имеет аналогии в антенатальном состоянии человека, а скорее соответствует всей его жизни после рождения на свет. Если говорить о планете, соотносимой с этим десятым периодом, то ею должен быть Марс, а это говорит нам о том, что Владыка мира придет «не с миром, а с мечом». Десятая сефира каббалистического дерева — это Малкут, царство, о котором говорится в молитве «Отче наш»: «Да приидет царствие Твое». Служитель ведет не одного белого коня, просто человек, который на нем сидит, невидим, так как в последнем воплощении человек становится духовной, а не преходящей реальностью. Вишну, «тот, который все пронизывает», проявится в последний раз не как человек, а скорее через человека. Он — невидимый бог, который правит колесницей человеческого сердца. Мир ожидает пришествия Спасителя — совершенного человека. Для философа этот совершенный человек в действительности означает совершенство в человеке. Бессмертие, спящее в зародыше, из которого появился человек, пробуждается и на протяжении бесчисленных веков высвобождается, пропитывая все тела и поднимая всех людей на высшую ступень собственного состояния.