Глава 12. ведантский подход к богу среди поклонников вишну

Кришна, именуемый Говиндой,

Есть всевышний Господь (ишвара), воплощение

Сущего, Сознания и Блаженства,

Без начала и конца, причина всех причин.

Брахма-самхита (5.1)

I. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

Когда сердце открыто, оно стремится излить себя в песнях и стихах. Экстатическая литература почитателей Шивы, особенно южной части Индостана, зримое этому свидетельство. Такова же и великая религиозная литература вишнуитской общины, к которой мы теперь обратимся.

Пять гимнов, посвященных богу Вишну в Ригведе, — первые плоды на вишнуитском древе мудрости. Много столетий минуло, прежде чем увидел свет очередной великий труд вишнуизма. Это была Бхагавадгита («Песнь Господа»), наиболее популярный из всех трудов по йоге. В своей нынешней форме появившийся 2500 лет назад, он вдохновлял дальнейшие поколения мистиков на создание таких несравненных религиозных сочинений, как поэзия альваров и баулов, Бхагавата-пурана и Гита-говинда, о которых будет вкратце рассказано. Бхагавадгита даже послужила образцом для подобных назидательных песен, и ныне известно более ста санскритских Гит. Так, например, существуют Анугита (краткое изложение Бхагавадгиты, включенное в саму Махабхарату), Уддхава-гита (содержится в Бхагавата-пуране), Ганеша-гита (в честь слоноголового божества Ганеши) и Рамагита (в честь Рамы, воплощения Вишну). Известна, по крайней мере по названию, еще почти сотня Гит.

Священная литература вишнуитов столь же обширна и сложна, как и у шиваитов, которой мы слегка коснулись в предыдущей главе. Первые послехристианские века стали свидетелями создания Самхит («Собраний»), которые являются вишнуитскими аналогами шиваитских Агам и Тантр тактов [394]. Традиция ведет речь о 108 Самхитах , хотя известно более двухсот трудов подобного жанра. Они принадлежат панчаратрской ветви вишнуизма, которая упоминается уже в Махабхарате.

Самыми древними Самхитами, похоже, являются Сатвата (имеются ссылки в Махабхарате), Паушкара, Вараха, Брахма и Падма. Среди других важных текстов этого жанра можно отметить Ахирбудхнъю и Джаякхью. Самхиты, подобно своим шиваитским собратьям, в основном располагают свой материал в четырех разделах, которые известны соответственно как джняна-пада (метафизический), йога-пада (о йогических методах), крия-пада (обсуждаются вопросы, связанные с постройкой храмов и созданием священных образов) и чарья-пада (рассматриваются — религиозные или обрядовые практики).

Безымянные авторы этих писаний были знакомы с практикой йоги, и их понимание того, что с ей связано, примерно схоже. Ударение в их учениях ставится не только на обретение мистических состояний внутренней сосредоточенности, сколько на отправление обрядов и ведение нравственного образа жизни; все это перемежается философскими рассуждениями, а конечной целью провозглашается единение с Божественным в облике Вишну (в виде Нараяны, Васудэвы и т. д.)

Вишну-самхита (глава 13), которая типична для такого жанра священной литературы, вводит шестеричную йогу (шад-анга-йога ), именуя ее бхагавата-йогой. Но многие другие труды вишнуитского канона советуют восьмеричную йогу Патанджали. Это верно, например, в отношении Ахирбудхнья-самхиты, чей автор, очевидно, был наслышан о Йога-сутре. Но в самом тексте (31.15) йога, согласно средневековой веданте, определяется как «союз индивидуального «я» с трансцендентным Я. Это произведение также упоминает множество йогических асан (включая курма-, маюра-, куккута- и го-мукха-асану) и советует их практикование для поддержания здоровья. Однако упор здесь делается на духовной стороне йоги, без которой ни одна из этих практик не принесет заметной пользы.

II. АЛЬВАРЫ

В отличие от Самхит панчаратры, которые в основном представляют собой богословские и обрядовые сочинения, альвары (тамил, «углубленные [в бога]»), которые творили в восьмом и девятом веках н. э., создали грандиозный поэтический комплекс, чьи стихи до сих пор поют в Южной Индии. Альвары — наименование двенадцати тамильских последователей бхакти-йоги, чьи труды собраны в корпус Налайара-тиввияп-пирабантам (санскр. Налайира-дивья-прабандха\ «Божественные пирабандхи (циклы) из 4000 стихов»), который пользуется тем же почтением, что и священные Веды брахманов. Их поэмы пронизаны страстной любовью к Божественному, и их изна чальный символизм глубоко волнует нас даже в переводе. Большинство из четырех тысяч стихотворений, или гимнов, сборника были сочинены Тирумангей (альваром) и Наммальваром. Последний был наиболее известным из этих святых, а его Тиру-вайможи (входит в состав Пирапантам) не менее уважаем, чем Самаведа. Намальвар, по преданию, родился погруженным в йогический экстаз и, забравшись в дупло дерева, пребывал в экстатической отрешенности (самадхи) до шестнадцати лет, пока не прибыл к нему человек, которому было предначертано стать его главным учеником. В своем Тиру-вайможи (1.1.1) он утверждает:

Кто тот, что есть

Высочайшее благо.

Попирающее все иные высоты?

Кто тот, что дарует Мудрость и любовь. Рассеивающие неведенье? Кто тот, что правит Бессмертными, не зная Печали?

Поклонитесь его сияющим стопам. Несущим конец всем печалям.

Альвары были погружены в стихию мифологии Кришны: Кришны — юного пастушка, воплощения божественного Вишну, забавляющегося с пастушками, гопи.

В духовных переживаниях альваров мы находим страстное томление по Богу, Господу и Любимому… Ударение главным образом ставится на запредельную красоту и обаяние Бога, и на пылкую страсть ревнителя, которому уготована роль любовницы Кришны, Бога… Упоение любовью схоже с водоворотом. 'по проносится вихрем через самую вечность отдельной души, и изливается порой то в стенаниях своей разобщенности, то в ликовании единения с Богом.

Альвар в своей исступленной радости воображает Бога везде, и в глубине своих обретений томится по большему. Он еще испытывает состояния высшею опьянения, когда почти теряет рассудок, или вовсе впадает в беспамятство, осознавая тщету своего томления. Альвары были, вероятно, первыми, показавшими, как любовь к Богу может строиться на доверительных отношениях, возвышенных чувствах супружеской любви [395].

В число двенадцати святых альваров входит лишь одна женщина. Андаль, жившая в начале 800-х гг. н. э. Андаль («Благоухающие волосы»), поклоняющейся богу Вишну-главным образом в облике прекрасною Кришны, принадлежат два произведения. Первое — популярная поэма Tupynnaвай («Священный идол»), всего лишь из тридцати стихов, где воспроизводится фрагмент перенесенного на тамильскую почву кришнаитского мифа. Не до сих пор поют молодые женщины, мечтающие о счастливом замужестве. Вторым произведением, написанным после Тируппавая, является Наччияр-тирумоли («Священная речь госпожи») — четырнадцать гимнов со 143 стихами, из которых широко известны только шесть гимнов. Сборник воспевает стезю неженатого святого и изобилует прекрасными образами свадебного мистицизма. Здесь Андаль выражает свое томление по Кришне, который терзает ее душу и мучит ее сердце ожиданием того, что когда-нибудь наконец явит ей хоть на миг свой горячо любимый лик. Она описывает, как вянет и чахнет, безнадежно влюбленная, лишенная покоя, утратившая всякий стыд из-за своей любви. В одном из гимнов \ндаль рассказывает об исполнении своей мечты: она созерцает сияющий подобно восходящему солнцу лик Кришны. В том же самом стихотворении эта великая бхакти-йогини обещает, что те. кто будет медитировать на ее стихах, излечат сердечную муку и обретут вечный покой у стоп Господа.

Переживание разобщенности (вираха) с Божественным причисляется к наиболее ценным для ревнителя подспорьем. ибо оно углубляет преданность. Нигде не отражено это столь ярко, как в традиционном образе Радхи и других пастушек из Вриндаваны, чья любовь к Господу Кришне не знала границ.

III. БХАГАВАТА-ПУРАНА

Тема эротической духовности вовсю разрабатывается, если не сказать, что чересчур, в Бхагавата-пуране, известной также как Шримад-бхагавата, где богочеловек Кришна предстает супругом 16 108 женщин, каждая из которых родила ему десять сыновей и одну дочь. Бхагавата-пурана — это замечательное произведение десятого века, которое называют «богатейшим сокровищем, сокрытым в недрах освобожденной души, несравненным утешением дня опечаленной души» [396]. Ни одно другое творение, за исключением Бхагавадгиты, не пользовалось такой огромной известностью на протяжении столетий. Многочисленные комментарии были написаны на этот труд, который восславил великий идеал любви-преданности (бхакти) к Господу (бхагават. или бхагаван).

Главным в проповеди почитания Божественного для Бхагавата-пураны является богатое смыслами понятие рас(а-)лила (иначе Кришна-лила) — танец прекрасной любви. По ночам снедаемые любовью гогш покидали тайно свои дома, чтобы быть рядом с дорогим сердцу Кришной. Стараясь воспламенить в них страсть к себе, он играл на волшебной свирели, чьи неземные звуки их очаровывали.

В разгар любовной игры с девушками Кришна танцует танец исступленного единения с ними, создавая у каждой из них впечатление, что танцует он только с ней одной. Их любовь к нему была столь всепоглощающей, что каждая полностью забывала о присутствии других девушек — точная метафора для психики, поглощенной преданностью к Богу.

Начальное представление о раслиле можно усмотреть в 63 главе Хари-вамши («История рода Хари»), позднейшего добавления к Махабхарате из 18 000 строф. Это добавление обычно относят к первым векам н. э.

Йога упоминается во многих местах Бхагавата-пураны. В одном из таких мест (11.20.6) различается три подхода, а именно, путь мудрости для тех, кому надоели обряды, путь действия для тех, кто все еще склонен к мирской и сакральной деятельности, и путь служения для тех, кто пока не устал от деяний, но и не слишком увлечен ими, и просто верит в Господа и его спа сительную милость. Бхагавата-пурапа принимает восьмеричный путь Патанджали, но отбрасывает его дуалистичную философию. Впрочем, сами восемь звеньев определены несколько иначе по сравнению с Йога-сутрой. Это особо коснулось расположения входящих в самоконтроль (яма) и предписания (нияма) дисциплин. Где Патанджали перечисляет пять практик для каждой из ступеней, Бхагавата-пурана (11.19.33 и далее) дает двенадцать дисциплин. Но именно преданность всегда выдвигается здесь как высшее средство достижения свободы. Подвижнику Ка-пиле, который упоминается как основатель традиции санкхья и отождествляется с богом Вишну, вкладываются в уста такие запоминающиеся слова:

Когда ум твердо удерживается на Мне посредством напряженной бхакти-йоги, он становится спокойным и устойчивым. Таков единственный путь обретения высшего блаженства в этом мире. (3.25.44)

На пути преданности концентрация всегда предстает как удержание внимания на божественной Личности, тогда как медитация заключается в созерцании образа Господа, как он запечатлен в иконографии: четвероруким с украшением из гирлянд на темно-синем теле; с безмятежным выражением на своем благостном лице; держащим раковину, диск (чакра), лук и палицу в своих руках; с венцом на голове и волшебным камнем каустубха на шее; и с отметиной шривamca («священный телец»). Темно-синий цвет кожи Кришны — последствие вскармливания его отравленным молоком демонши Путаны. Оружие в руках служит уничтожению врага — эго, принося свободу. Волшебный камень был сотворен во время пахтанья мирового океана в начале времен. Отметина на груди Кришны — один из знаков его высшего рождения и главного призвания как пастыря (гона), защитника скота и человеческих душ.

Освобождение представляется имеющим различные уровни, в зависимости от степени близости верующего к Господу или от степени отождествления им себя с ним. На самом нижнем уровне верующий пребывает в божественной обители — небесах Вайкунтха — в обществе Господа. Его название салокья-мукти. Когда сила и слава верующего уравнивается с силой и славой Господа, это состояние свободы называют саришти-мукти. Когда он или она пребывают в непосредственной близости к Господу — такое состояние называют самипья-мукти. Предпоследний уровень освобождения именуют сарупья-мукти, когда верующий обретает совершенное сходство с Господом. Наконец, есть экатва-мукти, или «свобода единичного», когда стираются последние следы различия между верующими и Божественным.

Особый интерес для изучающих йогу представляют главы с шестой по двадцать девятую одиннадцатой книги Бхагавата-пураны. Этот раздел известен как Уддхава-гита, по имени мудреца Уддхавы, которому преподал йогу преданности богочеловек Кришна. Эта «Песнь», которую норой называют последним посланием Кришны, выше всего превозносит любовь-преданность:

Подобно огню, что своим пламенем обращает дерево в пепел, так и преданность Мне уничтожает все грехи, о Уддхава. (11.14.19)

Ни через [обычную] йогу, ни через санкхью, ни через справедливость (дхарма), ни через обучение, ни через аскезу, ни через отрешение (тьяга) не обретает он меня так скоро, как посредством преданности (бхакти), или поклонения Мне. (11.14.20)

Аз, любящее Я доблестного мужа, познаюсь через одну преданность, через веру. Преданность, покоящаяся на мне, очищает лаже неприкасаемых подобно «поедателям собак» (шва-пака) от их [низкого и нечистого] рождения. (11.14.21) Ревнитель Кришны описывается как человек, наделенный глубоким чувством, набожностью и готовностью к самоотречению, таким образом: Тот, чья речь прерывается стенаниями, чье сердце (читта) терзается, кто порой не смущаясь плачет или смеется, либо громко поет или танцует — [такой человек,] полный преданности ко Мне. очищает мир. (11.14.24) Вера в сладкозвучные предания обо Мне, немолкнущее провозглашение Моего величия, глубокое почитание (парин-иштха) при поклонении [Мне], и прославление Меня в песнях:

(11.19.20)

радость в служении [Мне], простираясь ниц [передо Мной], с наибольшим почтением относясь к моим ревнителям, и видя во всех существах Меня:

(11.19.21)

совершая естественные надобности ради меня, повторяя в речи Мои качества, предавая разум Мне и изгоняя все желания; (11.19.22)

отрекаясь от благ, удовольствия и развлечения ради Меня, предпринимая всякое подношение, дар, воздаяние, твержение, обет и раскаяние ради Меня — (11.19. 23)

посредством таких добродетелей, о Уддхава, отрекшиеся от себя обретают любовную привязанность (бхакти) ко Мне. Какая иная задача может быть для такого человека? (11.19.24)

Наши рекомендации