Глава ii. своеобразие воплощения образа детства

В РОМАНЕ М. ПЕТРОСЯН «ДОМ, В КОТОРОМ…»

2.1. Образы жителей Дома....................................................................... 33

2.1.1. Образы детей.................................................................................. 33

2.1.2. Образы взрослых............................................................................ 40

2.2. Пространственно–временная организация романа………………... 49

2.3. Методические рекомендации к организации внеклассного

чтения при изучении литературы в современной школе....................... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................67

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ………………………................72

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Всё чаще и чаще современное общество сталкивается с проблемами грамотности населения. Если в СССР образование было одним из лучших в мире (статистика), и молодые люди были достаточно начитанны и свободно и развёрнуто выражали свои мысли, то сегодняшняя система образования позволяет, безусловно, охватывать больший объём информации, однако, для оценивания результатов образования всё чаще и чаще прибегают к тестовой форме контроля. Это негативно сказывается на умении молодых людей формулировать собственные мысли, грамотно изъясняться. Ещё более пагубное действие на уровень владения языком оказывает обилие социальных сетей, где очень часто игнорируются языковые нормы. Однако, все эти сложности можно с лёгкостью преодолеть, воспитывая в школьниках интуитивную грамотность. Интуитивная грамотность (ИГ) (определение) формируется (свериться с фактами, статистика) у читающих людей, её формирует качественная литература. Но на сегодняшний день лишь немногие школьники могут похвастаться ИГ, чтение не входит в круг наиболее востребованных развлечений молодых людей (Статистика). Мы считаем, что школа – наиболее подходящее место для формирования у детей любви к чтению, однако, учителя находятся в рамках школьного курса, который построен на изучении признанных шедевров русской литературы. Такой подход, безусловно, оправдан (чем?), однако, как показывает практика, многие школьники с большим трудом осваивают предложенные на уроках произведения. Каждое из них требует для понимания развёрнутой исторической справки и ни одно из них не было написано целенаправленно для детей и подростков (уточнить этот вопрос). Это значительно осложняет восприятие материала, и, как следствие, снижает интерес школьников к программным произведениям, а затем и к литературе в целом. Молодые люди всё чаще обращаются к современным авторам, многие из которых используют сомнительные сюжеты, литературные приёмы и речевые обороты, особенной популярностью пользуются комиксы, сводящие литературную ценность произведения к минимальному уровню. Чтение такого рода литературы школьниками, как правило, никем не контролируется, низкопробные произведения формируют мировоззрение и словарный запас молодых людей. Для решения этой проблемы нами было принято решение исследовать современное произведение для детей и о детях и предложить его для уроков внеклассного чтения в старших классах.

На рубеже XX – XXI веков заметно возрос читательский спрос на книги о детстве, особенно на книги о современном детстве, неважно, отечественном или зарубежном, главное – о современном. И это вполне объяснимо: отечественная детская и подростковая литература60–х – 80–х годов прошлого столетия во многом устарела в силу изменения социально–политических реалий, а также из–за своей явной идеологизированности. В круг детского и подросткового чтения сегодня стали возвращаться только те произведения, в которых так или иначе поднимаются общечеловеческие проблемы, освещаются семейные вопросы (часто – вопросы кризиса семьи или её распада, положения ребёнка в такой семье) и вопросы «школьные», социальные: становление личности подростка, его осознание ценности бытия и выбора жизненного пути, а также проблема преемственности нравственных норм (например, многие произведения Анатолия Алексина, Альберта Лиханова, Владислава Крапивина и других советских писателей, созданные в 1970 – 1980–х годах).

Тема детства в художественной литературе в последнее время волнует не только взрослых: литераторов, педагогов, родителей ивообще «широкую» общественность, но и самих детей от 10 до 15–17. В принципе ничего нового в этом нет: подростков 10–15 лет всегда интересовали книги о ровесниках, живших или живущих в большихгородах и маленьких посёлках, вразных странах и в различныеисторические эпохи. Сопереживая герою–ровеснику, юный читательучится разбираться в жизнии влюдях, постигает нравственныезаконы того или иного народа, страны, эпохи. Эмоциональное переживание при этом помогает ему понять главное: художественная литература – это литература о Человеке и для Человека, поэтому она всегда интересна и актуальна.

Современные авторы во многом продолжают традиции русской классики детской книги. И действительно, в последние годы появилось немало произведений детской и юношеской литературы, посвященных жизни современных школьников.

Современные дети и подростки оказываются перед огромным выбором –литература обширна и многогранна по той причине, что включает в себя все те культурные пласты, которые складывались веками в отечественной и мировой культуре. Но в то же время подрастающему поколению недостаточно информации по ряду объективных и субъективных факторов. Уже в конце 1980–х – начале 1990–х годов «социологи осознавали, что влияние социокультурной ситуации на характер чтения детей и подростков сложно и противоречиво. Развитие средств массовой ннформации ликвидировало монолит воздействия ближайшей социальной среды на формирование личности ребенка и подростка. С первых лет жизни дети получают множество сведений. которые фактически неподконтрольны семье. Новые возможности социального влияния приводят к более ранней автономии формирующейся личности...» [5, 55].

К тому же современные школьные программы по литературе ориентированы не на формирование личности ребенка и, соответственно, на его литературный мир, а на расширение знаний учеников о золотом фонде отечественной и зарубежной литературы, на овладение школьниками умениями анализировать и интерпретировать читаемое, которое зачастую находится за гранью понимания данной возрастной группы.

Более того, нравственные идеалы, проповедуемые литературой прошлого, часто не усваиваются современным юным читателем в силу того, что им не воспринимается герой литературы XIX – XX века. Новое время требует новых героев и, как считают подростки, новой этики. Однако уже появились новые произведения для подростков, рассказывающие о новом герое, но пропагандирующие традиционные нормы морали.

Одним из таких новых имен в отечественной литературе стала Мариам Петросян. Её роман о современных подростках не оставляет юных читателей равнодушными к судьбам своих сверстников.

На наш взгляд, следует основательно разобраться в потоке современной отечественной литературы и в качестве рекомендации для рассмотрения на уроках литературы предложить произведения современного писателя. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы для небольшого исследования.

Цель данной работы – раскрытие мира детства и образов современных подростков на примере творчества М. Петросян.

Цель работы определила задачи, которые предстоит решить:

· анализ существующей литературы с точки зрения рассматриваемой нами проблемы;

· обзор современной отечественной подростковой литературы;

· обращение к творчеству современного писателя М. Петросян;

· исследование особенностей характера нового героя современной литературы для подростков;

· систематизировать методические материалы по анализу романа М. Петросян и предложить в помощь учителям.

Объектом исследования стали произведения современных писателей о подростках и школьной жизни, книга М. Петросян «Дом, в котором...».

Предмет исследования – мир и образ современного подростка.

Научная новизна работы – попытка в рассмотрении образа современного подростка в литературе 1990 – 2010 гг.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения данного небольшого исследования в практике преподавания русской литературы в школе, гимназиях, лицеях.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка прочитанной и использованной литературы и методического приложения.

ГЛАВА I.ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И О ДЕТЯХ

1.1. Актуальные проблемы современной детской литературы

За последние пятнадцать – двадцать лет произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам, «обэриуты»; предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные; уточняются некоторые аспекты истории русской детской литературы XIX и XX вв.

Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей по–прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.

В данной работе актуальные проблемы современной детской литературы, перспективы развития литературы для детей рассмотрены через изучение и анализ специальной литературы, критических статей литературоведов А. Ананичева [5], И. Арзамасцевой [6], О. Бухиной [7–8], Л. Звонарёвой [15–16], Н. Кутейниковой [24–25]; результатов исследования Российской государственной детской библиотеки «Дети и периодика в начале XXI века»; аналитической статьи В. Чудиновой, предоставленной на выставке «ПРЕССА–2006» по итогам круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы» [45–46] и др.

В восьмидесятые годы детская литература пережила серьёзный кризис, последствия которого отразились и на творчестве детских писателей в последующие годы.

Разбухшая от современных «бродящих» условий жизни детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт. Галина Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках («Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др.) были популярны в восьмидесятые годы (по повести «Вам и не снилось…» даже был снят фильм с одноимённым названием), выходили стотысячным тиражом под эгидой издательства «Молодая гвардия», в девяностые годы и в начале двухтысячных переключилась на «взрослую» литературу. Её новые, иронико–саркастичные, далеко не детские произведения твёрдо встали на печатный конвейер издательства «Вагриус» [по: 16].

Реже для детей стали писать Татьяна Пономарёва, Борис Минаев – автор книги для подростков «Детство Лёвы» с предисловием Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль Дина Рубина и Анатолий Алексин, в Германию – автор детских книг об искусстве Владимир Порудоминский, критик и переводчик Павел Френкель. Бывший детский поэт, писавший в традициях обэриутов, Владимир Друк организовал в Нью–Йорке компьютерный журнал для взрослых. Сергей Георгиев издал недетскую книгу «Запахи миндаля», Алан Милн – «Столик у оркестра». Известный московский поэт Роман Сеф, ведущий семинар «Литература для детей» у студентов Литературного института им. А.М. Горького, тоже перешёл на «взрослую» поэзию, имеется в виду его книга «Турусы на колёсах». Детский писатель Игорь Цесарский издаёт в Соединённых Штатах газеты «Континент США», «Обзор», «Русский акцент». Умерли критик Владимир Александров, писатели Юрий Коваль, Валентин Берестов, Сергей Иванов, поэт и переводчик Владимир Приходько [по: 15].

Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Однако при кажущемся разнообразии книжной и журнальной продукции, ориентированной на эту аудиторию, далеко не всё здесь благополучно.

Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Бородицкая переключились на прозаическое творчество. «В самом конце 1990–х гг. наиболее прогрессивные издатели, наконец, обратили благосклонный взгляд на современных детских поэтов – вышел долгожданный двухтомник Валентина Берестова, ставший посмертным, опубликованы избранные стихи Виктора Лунина, многочисленные книги Андрея Усачёва в издательстве «Самовар», переиздал детские стихи Роман Сеф в журнале «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный сказ» выпустило два сборника стихов московского поэта Льва Яковлева. Короткое время возглавляемое поэтом Львом Яковлевым московское издательство «Белый город» успело издать стихи ленинградца Олега Григорьева, москвичей Георгия Юдина, Валентина Берестова, Игоря Иртеньева», – отмечает Л.Звонарёва в статье «Почувствовать нерв времени» [16, 10].

Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное – от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм до написанного в советское время. В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком. Той, которую писать «гораздо сложнее» и не «грешно».

В переиздании классики, несомненно, много плюсов: к людям нужно возвращать лучшие произведения прошлого, имена талантливых писателей, которые по тем или иным причинам были подзабыты, чьи произведения давно или вообще не переиздавались – этого требует литературный вкус современного читателя, более того – этого требует справедливость. Многие выросли на этой литературе, по стихотворениям И. Токмаковой, А. Барто, Е. Благининой, Ю. Мориц, рассказам В. Драгунского учились жить, думать, фантазировать. И резервы для дальнейшего переиздания классики ещё далеко не исчерпаны: есть, например, национальная литература СССР (Нодар Думбадзе, Фазиль Искандер, Анвер Бикчентаев, Нелли Матханова и др.) и литература зарубежья (Баум, Диккенс, Льюис и т.д.).

Однако многие тексты устарели фактологически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, изменилась сама идеология [13, с.75]

Таким образом,мы считаем, что литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить – всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Главная особенность подросткового возраста – формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфликты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики. Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая проверять их на собственных ошибках. Поэтому книги и их герои становятся в этом возрасте уже не учителями и советчиками, а собеседниками, помогающими выросшему читателю разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях. Характерным примером прозы, адресованной подросткам, стали повести В.П. Крапивина, рассказывающие о непростом периоде взросления и конфликтах подросшего ребёнка с миром взрослых людей.

Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени – стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека.

Вот, например, как начинается современная сказка – повесть Д. Емца «Королева мутантиков»: «У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать».

Так в детскую литературу входит современная реальность – реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Однако разные авторы по–разному используют приметы современности в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.

В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: «Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, «Про белого жеребёнка»).

Постепенно в детскую литературу возвращается нормальная реальность, то, что должно окружать маленького человека в детстве: уютный дом, любящие родители, весёлые друзья. Но это только одна сторона современной действительности, поэтому и произведения, написанные сегодня, столь разноплановы и многогранны.

Несмотря на то, что действие современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными героями этих произведений по–прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные дети: они ходят в детский сад, не слушаются родителей, спорят со сверстниками. Однако огромной популярностью у современного читателя пользуются совсем другие герои – Гарри Поттер и его отечественные аналоги. Супергерой с внешностью обычного школьника не случайно вызывает такой повышенный интерес: он наделён фантастическими способностями и с лёгкостью решает те проблемы, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни.

Мир второстепенных персонажей в современных произведениях для детей очень многообразен: здесь и ожившие предметы домашнего обихода, и говорящие животные, и совсем уж фантастические существа, например, домовята и мутантики. Наряду с героями нового времени в детской литературе нашлось место и для сказочных персонажей из прошлого: фей, драконов, принцесс и царей. Но и эти привычные образы зачастую наполнены современным содержанием, ведут себя соответственно сегодняшним нормам и хорошо знакомы с разговорной речью: «Я телом только тигр, а душой будённовец, реинкарнация души, слышала, наверное, о таком опыте, мать за ногу, – и тигр грязно выругался. – Редко пробивает на разговоры, а с чумазыми я принципиально не разговариваю, они мне всю жизнь испортили. Ругаюсь паскудно, но уж извини, себя не переделать» (Г. Генераленко, «Анастасия – дочь купеческая»).

Сейчас вряд ли можно говорить о наиболее типичных героях современной детской литературы, однако стоит отметить, что сама роль литературного героя в наше время меняется. Поскольку дидактическое начало ослаблено, персонажи детских произведений окончательно перестают восприниматься как образцы для подражания, а потому часто не поддаются однозначной оценке и привычному делению на положительных и отрицательных. Система образов произведения для детей отражает усложняющуюся реальность, а потому и сама становится всё более сложной.

Вместе с новыми реалиями и новыми героями в литературу для детей входит и новый язык: это видно уже из приведённых выше примеров. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи. Меняется прежде всего лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. К сожалению, зачастую это лексика с негативной окраской. Вот как описаны приключения главного героя в книге Е. Грачёва «Рукавицы–лупавицы»: «Возвращался Минька как–то с базара, остатки мёда продал, дело к вечеру, задремал в телеге, глаза открывает, а перед ним пять разбойников–рэкетиров. Один с ножом, второй с пистолетом, а остальные с кастетами». Вместе с неологизмами и иностранными заимствованиями в книгах для детей появляются просторечные и жаргонные слова и выражения: «Ну всё, глюки, крыша поехала», – подумала девица» (Г. Генераленко, «Анастасия – дочь купеческая»), «Олег, а если б мы с тобой грабанули банк лимонов на сто в баксах, что бы ты сделал? – пришла глупая мысль в Егорову голову» (Ю. Оболонков, «Кладоискатели»), «Зато когда–нибудь потом / Покажешь кукиш им / И скажешь: "Фигушки, за вас / Я замуж не пойду!" (Г. Остер, «Вредные советы»).

Появляются в детской литературе и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи: неполные предложения, инверсии, повторы. Это заимствование началось не сегодня, но если раньше детская литература включала в себя элементы детской речи и детского фольклора, то сейчас язык многих детских книг приближается к разговорной речи взрослых. С одной стороны, это явление отражает определённые процессы в общественном сознании, а с другой стороны, изменяет сознание читателя: современные дети давно говорят на взрослом языке, и не последнюю роль в этом сыграла детская литература последних лет.

Детские книги оказывают очень сильное влияние на людей, вплоть до определяющего. Российский список «школьного чтения» за последние 25 – 30 лет расширился за счет хорошей переводной литературы, но принципиально не изменился. Крах СССР, как это ни странно, почти не повлиял на детское чтение на постсоветском пространстве. Эту картинку можно раскрашивать в разные цвета (например, ужаснуться, как же недалеко мы ушли от эпохи тоталитаризма, или посокрушаться, что книги–то хорошие, да дети их не читают, или влезть в бутылку с узким горлышком, доказывая, что А.Гайдар пропагандирует сталинские ценности, а Дж.Толкиен – общечеловеческие), но, возможно, перспективнее пристально взглянуть на те паттерны, которые транслирует современная детская литература:

Возьмем, к примеру, Дж.Роллинг с ее феноменальной – и заслуженной – популярностью. О чем говорят книги «поттеровского цикла», чему они учат? Тому же, чему и «Чучело» Владимира Железникова, и «Голубятня на желтой поляне» Владислав Крапивин, и «Оборотень» Сергея Михалкова, и «Рыцари сорока островов» Сергея Лукьяненко, и «Хранители» Дж.Толкиена: честь выше страха, дружба и преданность значат больше, чем послушание и преуспевание, ум способен выручить почти.

Хоть и говорят что, мол, современная детская литература плохо влияет на юных читателей, открывая еще не сложившейся личности все тяготы мира, это не так, ведь все же главная цель современной детской литературы не запугать читателя, а подготовить к сложной жизни.

В конце ХХ в., как и на рубеже XIX – XX вв., общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ в., а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников. Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Дидактическое начало при этом ослаблено, разговор с читателем идёт на равных.

Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По–прежнему одним из популярнейших жанров детской литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Главными героями детских книг по–прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.

Однако в наше время детская литература не только сохраняет традиции ХХ в., но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны произведениям для детей в прошлом столетии.

В следующем параграфе нашей работы мы обратимся к творчеству современных писателей, в чьих произведениях, на наш взгляд, нашли яркое отражение характеры современных подростков.

1.2. Особенности характера современного подростка

в литературе рубежа XX – XXI веков

Каждый человек в своей жизни преодолевает период, который взрослые мрачно называют переходным. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу. Находясь в поиске разрешения своих проблем, ответа на вопросы, подросток выбирает дорогу, связанную с опасностями.
С кем можно посоветоваться, у кого попросить помощи, поддержки? У родителей? Не всегда мы находимся в доверительных отношениях с ними. У друзей? Они находятся в таких же раздумьях, да и жизненного опыта у них нет. В такой ситуации лучше всего выбрать себе в собеседники книгу.

С 1998 г. в серии «Опасный возраст» вышло нескольких книг молодых писателей о современных подростках, которые находятся в процессе становления, взросления, отсюда и опасения, связанные с его взаимоотношениями с самим собой и окружающим миром.
Авторы этих книг – люди зрелые. Каждый из них прошел «опасный возраст». И своими ощущениями, впечатлениями, уроками, которые они вынесли, хотят с юными читателями поделиться. В этих произведениях поднимаются разные проблемы: испытание дружбой, первая любовь, выбор компании, взаимоотношения детей и взрослых и другие.

В рассказе Ирины Полянской «Выбор» мы знакомимся с двумя подругами. Каждой из них необходимо было сделать свой выбор в жизни.
В 7 «В» пришла новенькая девочка и сразу не вписалась в коллектив. «Света явилась с собственной шкалой ценностей и всегда поступала так, как ей хочется». На все у нее было свое мнение, и она никак не понимала, как можно дружить с классом? «Так не бывает! Или это абстрактное чувство, или утонченное лицемерие. И, в конце концов, – они же серые, они – никакие, и ты хочешь среди них затеряться? Что за беспринципность такая!» [по: 33]. И главной героине приходится выбирать: или класс, или Света. Эта дружба была одним из первых уроков, которая преподала действительность.

В следующей повести этого автора «Посланник» главный герой Коля, оставшись рано без отца, пытается самостоятельно постигать жизненные законы, но не всегда у него это получается. Однажды мама наблюдала неприятную ситуацию, в которой оказался Коля, и она не могла не отреагировать на это.

«... Как – то раз мать, поднимаясь по лестнице, услышала как Коля, стоя на площадке первого этажа с товарищем, выругался. Увидев ее, он замер от страха. Мать прошла мимо него, не глядя, властной рукой взяла его за воротник и втащила в квартиру. Товарищ быстренько скатился вниз. Пока она раздевалась в коридоре, Коля стоял съежившись: ждал расплаты. Мать села перед ним на ящик с обувью и тихим серьезным голосом сказала, глядя ему в глаза: «Мне бы хотелось, чтобы ты со всеми людьми разговаривал на одном языке, а не подделывался всякий раз под твоих собеседников. Это недостойно: для одних держать в запасе одни слова, для других — другие. Такое притворство означает, что ты человек, зависимый от каждого – любой может навязать тебе свою манеру общения» [по: 33].

Мама приходит сыну на помощь, разъясняя, казалось бы, простые истины, но такие важные в жизни. Повесть Натальи Соломко «Горбунок» была написана в конце 90–х годов. У главного героя повести Бориса Горбунова в его детской жизни наступили тяжелые времена: его старший брат уехал в деревню работать учителем, отца он не помнил, по семейной легенде он погиб во время испытания самолета, а мама почему–то всегда находилась на работе, а после работы она устраивала личную жизнь.
Он остался один–одинёшенек со своими проблемами. И в этот момент в их подъезде стали собираться «трудные подростки», мешая всем жильцам своими криками. Тогда Борис пригласил их к себе домой. «Это была самая счастливая пора в этой одинокой его детской зиме: ненавистная пустыня квартиры ожила, в ней появились другие люди, и тепло стало от человеческих голосов и совсем не страшно. А когда в квартиру вернулся брат, и он был занят собой, Горбунок перекочевал в подъезд, где собирались эти «трудные подростки» [по: 33].

«Дружба с «трудными подростками» охраняла его, хлипкого, не умеющего постоять за себя. Он так хорошо устроился в местной жизни, так почувствовал себя своим, что некий таинственный орган под названием душа будто и вправду отмер. И уже не стыдно было, и ничего не ныло внутри».

Повесть Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» рассказывает нам историю о подростке, в семье которого пропал близкий ему человек – жена брата Люся. Однажды утром она ушла на работу и вечером не вернулась…
Прошло несколько лет, и он случайно на барахолке увидел свадебное платье Люси, он его узнал по пятнышку зеленки. И с этого момента он начинает расследование.

Перед нами предстает детективная история, в которой главный герой разгадывает загадочную записку, исписанную «пляшущими человечками», узнает подробности о жизни Люси до замужества, знакомится со многими людьми, знавшими Люсю, и в итоге расследует преступление.
Как многие другие подростки, Алексей сталкивается с такими ситуациями, в которых ему предстоит сделать выбор. Один из таких случаев касается возможности заработать «легкие деньги», ограбив поезд. В семье денег постоянно не хватало даже на продукты, тем более на модную одежду. Это было очень соблазнительно. Но… Алексей решил, что заработает себе на джинсы честным путем, а его близкий друг считал по–другому.
В одночасье можно круто изменить свою жизнь, поломать ее. И виноват в этом будешь только ты, потому что не продумал следующий шаг, который может последовать после твоего поступка, а иногда, как в этом случае, приходится дорого заплатить.

В повести петербургской писательницы Екатерины Мурашовой «Барабашка – это я» – главный герой Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Чтобы примирить свой страх он сбегает из дома в Москву в поисках института, где изучают аномальные явления. Там он знакомится с другими ребятами, как он.
Андрей Воронцов – заведующий клиникой – помогает «барабашкам» управлять своей энергией, чтобы никому не навредить, обучает их «технике безопасности» для себя и других.

Сенька учится медленно, трудно. Через чтение и думание, разговоры с Глашкой, другом по несчастью, и Воронцовым о жизни, истории, в книгах ему открывается грустная истина о том, что природа человеческая меняется медленно. Во все времена людьми управляли не только высшие помыслы, но злоба, корысть, жадность, зависть. Как сказала Глашка, «хоть сто книжек прочитай, а люди все те же, где других взять?» [по: 33 ].На этот вопрос есть только один ответ. И он не раз звучит в книгах серии «Опасный возраст».

События другой повести Екатерины Мурашовой «Обратно он не придет» разворачиваются в наши дни в Санкт–Петербурге. В центре внимания – 13–летняя девочка Оля, которая после развода родителей переехала на новое место жительства. Однажды в ее жизнь входят обитатели привокзальной «полосы отчуждения»: 15–летний Вася и 7–летний Женя. Они беспризорники – живут на улице, питаются, чем придется. Когда–то они жили в детском доме, но сбежали. Причина – бесчеловечность. Так для Оли открывается ранее неведомый мир – взрослый мир со своими проблемами, законами, совсем другая жизнь, о которой она даже не подозревала.
Не получив поддержки со стороны взрослых, Оля делает для ребят то, что может: играет с Женькой, читает ему книжки, устраивает прогулку по центру Петербурга, помогает вести нехитрый быт, буквально спасает внезапно заболевшего малыша благодаря медицинским познаниям, почерпнутыми от бабушки–педиатра.
Автор истолковывает человечность как сопричастность и соучастие в судьбах других людей. А бесчеловечность – как безразличие.
Главное, что вынесла Оля из этого знакомства, – это то, что «трудно в нашем мире оставаться человеком – не лгать, не льстить, не красть, не завидовать, но именно в этом суть жизни, ее стержень. При любых обстоятельствах необходимо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!» [по: 33].

Каков же мир, в котором живут, вынуждены жить, современные дети? Да и сами эти дети – каковы они? Они – «наши дети, и их мир таков, каким мы его сделали». В нашем современном обществе есть и благополучные, «ухоженные, чистенькие детишки с портфельчиками и без» – таких видеть и читать про состоятельные семьи одно удовольствие. Но повесть Екатерины Мурашовой не о них, вернее, не только о них. Она пишет и о других детях – тех, которые «мстят миру, который вышвырнул их с самого порога жизней». Тех, чьи родители спились, умерли или с трудом выживают в новом, неизменном мире.

Именно молодой учитель истории пытается доказать директору школы, что современные подростки не укладываются в педагогические схемы. И если у детей есть проблемы, то в этом виноваты взрослые. Не нужно делить детей на крутых и богатых, а беспризорников вообще не считать за людей. Никто из перечисленных не оказался в более выгодном положении, у одних только одежда получше.

В финальной сцене книги сходятся все. И «крутой» папа на джипе со своей охраной, и местные алкаши, и милиция... И все они выглядят одинаково нелепо в своей внезапной заботе о детях.

Школа – это определенный порог жизни, где ребенку нужно помочь найти самого себя, а не загонять его в схему. Всем живым людям нужны понимания и поддержка, в особенности в этом нуждаются дети переходного возраста.

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть сч

Наши рекомендации