Структура этического знания
Уровни этического знания:
· Эмпирический – уровень описания морали, моральных фактов: нравов, поступков, переживаний, чувств и т.д. (напр., ситуации морального выбора, угрызений совести, состояния любви и др.). Этика описывает мораль. Дескриптивный уровень этики - это фактическая база для дальнейшей работы.
· Теоретический – уровень рационально-логического обоснования, доказательства морали, т.е. обоснования необходимости исполнения моральных требований, уровень аргументация поступков. (Что такое мораль? почему ей надо следовать? что такое добро и зло, др.). На этом уровне формируются философско-этические системы – этика исследует, объясняет мораль в ее историческом развитии. Здесь же выявляется следующий,
· Нормативный уровень этики, в рамках которого формулируются и корректируются моральные нормы, кодексы, системы ценностей и добродетелей. Этика учит морали. Действительно, рациональное обоснование или критика нормативных программ, нравственных феноменов, самой морали способствует их воздействию на человека или ослабляет их нравственное влияние.
Т.о., этика морально пристрастна, сама является частью нравственной культуры.
Этика в целом является объектом исследования для метаэтики. В широком смысле слова
· Метаэтика (греч. Meta – после, над) – раздел теории, в котором изучаются проблемы логики и методологии этическогопознания, структура и закономерности развития этического знания, особенности этического исследования.
В узком смысле слова, в современной западной этике метаэтика связывается с неопозитивистской и аналитической традицией в философии, отождествляется с теоретической этикой. Обоснование морали понимают как ее логически непротиворечивое изложение, чисто логическое обоснование. Задача метаэтики - логико-лингвистический анализ нормативной этики, моральных суждений вообще, выявление их непротиворечивости, обоснованности, терминологической точности и т.д. Основателем западной метаэтики считается английский философ Дж.Мур, (его книга «Принципы этики» (1903г.) - первая работа по метаэтике); среди представителей метаэтики также Б.Рассел, Л.Витгенштейн, А.Айер, Р.Хеар, др. (Метаэтика в большей степени развивалась в англо-американской философии).
· Прикладная этика – уровень этического знания, непосредственно связанный с практикой. Первоначально ее понимали как приложение этической теории к практике, т.е. – изучение правил и принципов поведения человека в конкретных ситуациях, отношениях, определение практических рекомендаций. Ее примерами являются профессиональная этика, этикет, вообще ситуативная этика.
Сегодня предмет прикладной этики дискутируется. В современных условиях прикладная этика изучает острые моральные коллизии, возникающие в современной общественной практике; например, это проблема смертной казни; проблемы эвтаназии, трансплантологии и клонирования; проблемы терроризма и продажи оружия; проблемы компьютерной этики, а также нравственные параметры современных семейно-брачных отношений, проблемы общения и одиночества и др. Проблемы современной прикладной этики характеризуются как «предельные» и «открытые» проблемы бытия человека. Их предельность в том, что они затрагивают фундаментальные (последние, «предельные») моральные ценности (ценность жизни, человека, человечности).
Специфика «открытых проблем»:
· допускают взаимоисключающие, но в определенной степени теоретически аргументированные и морально значимые решения;
· обнаруживают себя в единичных, уникальных случаях, требуют соответствующего решения при сохранении универсальных моральных императивов.
Прикладная этика существует как совокупность дисциплин: биоэтика, экологическая этика, этика науки, этика предпринимательства, политическая этика, др.; наиболее развита биомедицинская этика. В прикладной этике соединяются этические, другие научные теории, моральный опыт современности; возникает синтетическое знание, которое имеет прикладной характер, дает новое видение теории и опыта, ориентиры решения практических проблем. Т.о., прикладную этику считают и «новой стадией развития этики», и особым качеством современной нравственной культуры.
Структура этического знания включает множество аспектов: историю и теорию этики; этику добродетелей (аретология), этику долга (деонтология), этику ценностей (аксиология), др.
Все уровни и аспекты этики взаимосвязаны между собой, содержатся в любом элементе этического знания, (и должны быть реализованы при самостоятельном изучении этики).
3 вопрос.
Происхождение этики.
Этические идеи впервые возникают во II-I тыс. до н.э. в цивилизациях Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) и в Древней Греции. Этико-философские системы складываются в сер. I тыс. до н.э. В Древней Греции классической эпохи (V-IV вв. до н.э.) этические системы постепенно приобретают характеристики научного знания. Этика возникает и первоначально развивается в русле единого философского знания.
Формирование этики обусловлено сложным комплексом причин и предпосылок.
Объективные, в том числе материально-практические, факторы:
· социально-классовая дифференциация древнего общества, специфика социальной структуры и политической системы древних цивилизаций Востока и Запада;
· процессы культурно-цивилизационных трансформаций, интенсификация взаимодействия различных цивилизаций, народов и культур; изменения нравов, конфликтность межгруппового и межличностного общения.
Мировоззренческие основания:
- развитая мифология – синкретическое мировоззрение, в котором в единое целое слиты элементы знания (о человеке, его месте в мире, о добре и зле и др.) и верования, художественные образы и табу, обычаи, традиции, содержащие в себе, в том числе, и нравственный потенциал;
- религиозное мировоззрение – утверждает существование высшего божественного мира как средоточия абсолютного совершенства; актуализирует вопросы совершенствования человека, значимые в этическом знании;
- формирование начал естествознания и математики - способствует развитию абстрактного мышления как средства развития этики; - наконец, философия как мировоззрение, мыслящее об основании взаимодействия человека и мира, о смысле бытия человека в мире и мире человека, мире, воспринимаемом и творимом человеком, изначально включает в себя духовно-нравственные, этические проблемы.
Все указанные факторы своеобразно проявляются в историческом развитии Западной и Восточной цивилизаций, конкретных национальных культурах, что реализуется в формирующемся этическом знании. Уже на ранних стадиях развития этика весьма многообразна, представлена многочисленными учениями и направлениями.
Многообразие этического знания нуждается в классификации.