Развитие этического знания в Новое время (середина XVII—XIX в.)

Это эпоха, в период которой западная цивилизация стала постепенно приобретать современные очертания во всех процессах — политических, экономических, социальных, духовных, культурных и нравственных.

Большой вклад в изучение морали, развитие этики в этот временной период внесли Т. Гоббс (1588—679), Б. Спиноза (1632—1677), Д. Локк (1632—1704), И. Кант (1724—1804), Г. Гегель (1770—1831), К. Маркс (1818—1883) и др.

• Главная задача мыслителей Нового времени - вернуть мораль с небес на землю. Они стремились осмыслить мораль и как объективный закон, порожденный Богом, и как субъективно-личностный феномен. Идея суверенности морального субъекта становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступил человеческий разум.

• Исследователи полагали, что мораль требует серьезного научного анализа. Однако, для того чтобы его осуществить, этика должна заимствовать методы естественных наук — физики и геометрии. В противном случае она останется предметом обыденного сознания.

• Произошло разделение философов на два направления в понимании моральной природы человека. Представители первого (Т. Гоббс и др.) полагали, что человеческая природа является изначально испорченной, эгоистичной. Гоббс считал, что сгладить эгоистичные порывы людей, являющиеся врожденными, может государство, которое с помощью закона должно заставить членов общества жить на договорных началах. Представители другого (Д. Локк и проч.), видели проблему более позитивно. Локк – основу «честного человека» составляют 4-е качества, внедренные в него воспитанием: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание. Воспитывая человека, следует обратить внимание больше на его внутренний мир.

Итак,в Новое время преимущественно ориентировано на выявление натуралистического основания морали, на поиск гармонии между объективными и субъективными факторами.Идеи мыслителей оказались важными не только «сводят мораль с неба на землю», но и обосновывают нравственную полноценность личности. Разум должен обуздать эгоистически направленную природу человека, согласовать личные устремления с общественным благом. Возможность морального совершенствования общества виделась через просвещение, с игнорированием ее специфики, что приводило к универсализации моральных проблем, морализаторству, надежде на нравственный путь решения социальных противоречий

Структура морали

История развития человечествапоказывает, что общечеловеческая мораль это одно из основных достижений человеческой цивилизации,важнейшая социальная ценность.

Осознание приоритета общечеловеческих ценностей приходит вместе с острой необходимостью разрешения глобальных проблем в форме опасностей планетарного характера.

Достижения НТП актуализировали проблему моральной ответственности перед человечеством за возможные социальные последствия их внедрения и использования, за безнравственные, некомпетентно принимаемые политические и управленческие решения, которые могут нести угрозу здоровью, благополучию и жизни целых регионов, стран, материков и человечества в целом.

Возрастающее загрязнение среды и истощение важнейших ресурсов жизнеобеспечения несут в себе угрозу экологической катастрофы, а за этим также стоят непродуманные, а то и преступные решения должностных лиц, способные нанести невосполнимый вред жизни и здоровью людей.

Развитие технических средств передачи информации, позволяющее манипулировать массовым сознанием, формировать интересы, вкусы, образ жизни и даже мировоззрение почти неограниченной аудитории радиослушателей, телезрителей, пользователей сети «Интернет», свидетельствует о росте интернационализации современной жизни, и о формировании новых представлений о роли морали в жизни человека, общества, человечества.

В процессе становления и развития общества формируется его ценностно-нормативная система, которая отражает степень реального соотношения идеалов и интересов всех социальных слоев и групп общества. Все исторически общественные формы характеризуются специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции.

В качестве высших ценностей в нашем обществе в условиях становления правового, социального, демократического государства выступают социально-политические и этические принципы, вытекающие из содержания Конституции РФ и разделяемые большинством граждан — мир, патриотизм, приверженность общественному интересу, законность, социальная справедливость, долг и ответственность, человеческое достоинство.

Моральные ценности— высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и в виде требований, принципов, норм и правил, и как критерии оценки; одна из форм проявления моральных отношений общества.

Полифункциональный и фундаментальный характер моральных ценностейобществав том, что они выступают в единстве универсальных ценностей(смысл жизни, свобода, счастье, человечность, долг, ответственность),демократических(общественное служение, законность, лояльность),профессиональных(профессионализм, ответственность, инновационность) иморальных ценностей(честность, порядочность, справедливость, ответственность, неподкупность), неразделимо связанных между собой.

Моральные ценности всегда возникают для удовлетворения потребностей, обусловленных стремлением человека к добру, справедливости, честности, благополучию общества в целом, выступая тем высшим ориентиром и тем содержанием, которое утверждается в любой без исключения норме.

В персонифицированном виде они предстают в виде идеалов - благо, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство. Они всегда абсолютны, надличностны и объективны, составляя основу мотивации поведения и действий человека, нравственный фундамент его жизненной позиции.

Конкретизированное выражение моральные ценности находят в содержании принципов, норм и правил, регулирующих поведение личности, социальных групп, общее гни.

Этический принцип— одна из форм нравственного сознания. Внем моральные требования выражаются в наиболее общей форме, отражают выработанные в моральном сознании общества или определенных социальных групп требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла сто деятельности, характера его взаимоотношений с людьми.

Нравственные требования, выраженные в этическом принципе в наиболее общей форме, конкретизируются в моральной норме.

Моральная норма(лат. - правило, образец) — одна из простых форм нравственного требования; элемент моральных отношений, обычай, воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека; форма морального сознания, в виде заповедей и выраженная в форме повеления, обращенного ко всем людям, а также самоповеление.

Этические нормыоформились в ходе развития человечества, облекаясь в формы общечеловеческих ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческойспецифике, отдельными группами и каждой личностью.

По принадлежности кносителям ценностейвыделяют:

· всеобщие;

· общественные;

· групповые;

· личностные нормы.

Всеобщие моральные нормывыражают общечеловеческие нравственные требования общежития, основываясь на признании абсолютной ценности человеческой жизни. История развития человечества показывает, что общечеловеческая мораль принадлежит к числу основных сущностных достижений человеческой цивилизации и сама является важнейшей социальной ценностью.

Общечеловеческие ценности - фундамент морали каждого общества. Стихийно складывающиеся на их основе в общественном сознании, формируемые в практике массового поведения, в процессе взаимодействия людейнормы общественной моралислужат средством организации жизни их членов, оформления, упорядочивания, регулирования, оценивания отношений, взаимодействия и поведения людей.

Оформляясь в форме заповедей, правил, нормы общественной морали обращают свои требования ко всем членам данного общества, регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя в общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение. Их регулирующее действие повседневно обеспечивается, с одной стороны, силой массовых привычек, требований и оценок общественного мнения, с другой, — велениями «внутреннего голоса» индивида, основанного на его личном убеждении.

При первичной социализации и расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, в том числе профессиональные, обеспечивающие условия для проявления личности, развертывания ее поведения, формирования социально значимых качеств.

В ходе профессиональной деятельности человек включается в сложную систему формальных и неформальных отношений, становится членом предписанных и самовозникающих групп. Каждая из них вырабатывает своюсистемуценностей игрупповых норм,между которыми всегда есть большая или меньшая степень несоответствия, а подчас и противоречивости.

Главный регулятор внутриорганизационных отношений - принятые в группе нормы поведения. Чтобы они действовали, вырабатывается механизм социально-психологического контроля группы за каждым ее членом в виде позитивных санкций (удовлетворение потребности в признании, уважении, принадлежности) или негативных (осуждение, остракизм).

Групповые нормы - стандартизированные правила поведения, которые принимаются участниками группы как законные определения ожидаемых функций группы. Они обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, даже и тогда, когда он становится членом другой группы. Подкрепляемые системой неформальных санкций, они являются одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, средством «внутригруппового сплочения, внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленного против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности. Этому способствует уже сам факт признания принадлежности к группе, общих групповых интересов, целей и ценностей, находящий отражение в сознании и чувстве «мы».

Это усиливает «моральную плотность» (Э. Дюркгейм)государственных служащих и чувство их групповой идентификации.

В морально здоровых коллективах групповые нормы, не игнорируя общечеловеческие ценности и не вступая в противоречие с требованиями общественной морали, играют положительную роль, поддерживая в своих членах чувство профессионального патриотизма, «командной сплоченности», социальной ответственности за свои действия и поступки, отвечающие требованиям профессиональной этики.

В группах с отклоняющимися целями, обслуживающих ведомственные или личные интересы своих членов, пренебрегающих интересами общества, государства и даже своей организации, действуют свои, «волчьи» моральные законы, давление которых на членов группы, подкрепляемое системой неформальных санкций, как известно, является одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, понуждая ее совершать анормальные поступки, противоречащие разделяемым или признаваемым законными в обществе нормам, правилам, установкам, ценностям.

Такая группа способна подчинить человека, заставить его поступать вопреки своим убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для человека более ценно, чем верность собственным принципам, или если отторжение от группы или уход из нее ставит под угрозу материальное благополучие, статус, здоровье или даже жизнь.

Занимая определенную позицию в обществе, социальной группе и выполняя ту или иную социальную роль, человек усваивает заданные и вырабатываетличностные нормы,предписывает себе личностную позицию и формы социального поведения, в которых осуществляется процесс его существования как личности. Личностные нормы выступают как интегративная характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о себе, поэтому они не нуждаются в интериоризации, «усвоении». Следование личностным нормам укрепляет чувство самоуважения, высокую самооценку, уверенность в правильности своих действий и поступков. Отступление же от них сопряжено с чувством вины, самоосуждением и даже нарушением личности.

Этические принципы и нормы содержат требования к поведениюи действиям личности, указывая, что надо делать,чтобы быть нравственным человеком, аправила поведения предписывают,как это надо делать.

Правило поведения — конкретное предписание, устанавливающее порядок поступков и действий человека, алгоритм его поведения в соответствии с установленными принципами и нормами.

Функции морали

Реальная роль морали как важнейшего регулятора общественной жизни отражена в ее социальных функциях, основных ролях, которая она выполняет в жизни человечества, общества и каждого человека в отдельности. Своеобразие воздействия морали на человека в многогранности, целостности ее функционирования и неразделенность ее функций.

Основные функции морали:

· регулятивная;

· ценностно-ориентационная;

· социализирующая.

Регулятивная функция.Мораль - одно из основных средств социальной регуляции поведения отдельных людей, социальных групп и всего общества, утверждая властный характер морали как вида социального управления. Ее нормы и принципы определяют характер отношений между людьми, их отношения к выполняемому долгу, профессии, семье, коллективу.Одновременноисполняетсясаморегуляция личности и социальной среды в целом.

Ценностно-ориентационнаяфункция (аксиологическая).Любой поступок человека оценивается через сравнение должного и сущего, реального поведения и ценностей и идеалов.Они формируютсякак в общественном мнении, так и в структуре личных моральных убеждений индивида, осуществляющего оценку событий и явлений окружающего мира, поступков других людей, а также самооценку в соответствии с ориентацией на представления о чести, добре, справедливости, составляющие в качестве моральных ценностей фундамент морали.Моральные нормы относятся к разряду духовных ценностей и являются критериями построения ценностных систем во многих сферах человеческой деятельности;

Нравственные знания, нормы, принципы, убеждения это важнейшие элементы взглядов человека на мир и понимание своего места и поведения в нем.

В ходе моральной саморегуляции личность самостоятельно ориентируется по нравственным ценностям - жизненно важным для человека ориентирам, заложенным в морали. Профессиональная мораль дает человеку ориентиры, касающиеся нравственного смысла его поступков.

Социализирующаяфункция - обеспечивает включение человека в социальную среду через принятие и усвоение норм общественной, профессиональной или групповой морали, способствующее гармонизации взаимоотношений в социальной среде.

Выделяют итакие функции морали:

— воспитательную;

— познавательную;

— коммуникативную;

— интегративную;

— социального контроля и др.

Воспитательная функция- «научиться быть человеком». Э. Фромм - «человек — не то, что он есть, он таков, каким может стать. Он может обрести себя, обогатить свое существование или самоутратиться».

Воспитание, основанное на взаимопонимании и взаимном уважении, бережном отношении к личному достоинству человека, эмпатии, составляет фундамент культуры нравственного сознания и поведения личности, формирование которой продолжается всю жизнь и на всех этапах ее социализации в процессе этического и этико-профессионального развития, самовоспитания.

Познавательная функция.Через оценку своих и чужих поступков человек приобретает знания о должном, усваивает их, познает необходимость следования установленным требованиям. В этом процессе усвоения знаний о должном, осознания их глубинного смысла и формирования готовности следовать им в своей жизни происходит становление культуры нравственного сознания личности.

Коммуникативная функция -в сплачивающей, объединяющей способностиУсвоение знаний о должном происходит в процессе взаимодействия с другими людьми, оценки их реальных поступков на основе соотнесения их с установленными требованиями общественной морали, профессиональной этики, правил общепринятого этикета.

Функция социального контроля.Для устранения социальных отклонений в целях обеспечения устойчивости и интегрированность социальной системы мораль выполняет функцию социального контроля, обеспечивая управление социальными процессами и поведением людей.

Интегративная функция.Благодаря ей члены социальной группы обретают «чувство общности», сопричастности к общему делу, формирующей понятие «мы».

Компенсаторская функция.Формируя культуру нравственных чувств, мораль посредством выступает в роли своеобразной «отдушины» в условиях безличных отношений, способствуя сближению людей, созданию атмосферы доверительности, чувства психологического комфорта и личной защищенности.

Выделение определенных функций морали достаточно условно, так как в реальности они тесно переплетены между собой.В этой целостности функционирования проявляется своеобразие воздействия морали на человека

Наши рекомендации