Методика и порядок выполнения работы
Лаб. Раб. №12
Microsoft Excel. Работа с несколькими таблицами
Цель и содержание
Ознакомить студентов с основными приемами, необходимыми для работы в табличном процессоре EXCEL при подготовке нескольких таблиц.
Лабораторная работа включает в себя необходимые понятия и знания для создания нескольких таблиц.
Теоретическое обоснование
Очень часто имея одну таблицу, необходимо на ее основе создать еще несколько таблиц или создать сводную таблицу.
1. Создайте на листе 1 следующую таблицу (рис. 1) и переименуйте название листа Лист1 на новое – математика, как это вы делали в первой лабораторной работе на странице 8, начиная с пункта 3 раздела «Редактирование таблиц». Скопируйте эту таблицу путем вызова контекстного меню. Для этого установите указатель мыши на названии листа «Математика» и нажмите правую кнопку мыши. В появившемся контекстном меню выполните команду Переместить\Скопировать. В новом диалоговом окне установите команду «перед листом 2» и поставьте флажок на запись: создавать копию. Переименуйте название листа Лист1(2) на новое – информатика.
2. Аналогично создайте еще одну копию листа на листе Лист1(3) и задайте новое название листу «Философия». Таким образом у нас получилось 3 одинаковых таблицы.
3. В таблице, расположенной на листе «Информатика», измените оценки и название предмета на название «Информатика».
4. В таблице, на листе «Философия» аналогично измените оценки и название предмета на «Философию».
5. Прейдите на лист 2. На нем создайте новую таблицу «Сводная экзаменационная ведомость» на основе предыдущих таблиц (рис. 4). Переименуйте Лист2 на «Сводная ведомость».
6. В первой строке наберите заголовок «Сводная экзаменационная ведомость», а в третьей – «студентов группы БТ-051».
Рисунок 1 – Экзаменационная ведомость по математике
7. Выделите блок ячеек А1:G1 и отцентруйте его, используя кнопку «а» на панели инструментов.
8. Аналогично отцентруйте заголовок в ячейках А3:G3.
9. В пятой строке сформируйте «шапку» таблицы, используя в контекстном меню команду Формат ячеек, вкладка Выравнивание, Перенос по словам – флажок.
10. На листе «Сводная ведомость» установите указатель мыши в ячейку А6, наберите равно (=), щелкните лист «Математика», а затем щелкните по ячейке А9 и нажмите клавишу ввода. Автоматически открывается лист «Сводная ведомость», в котором в ячейку А6 занеслась цифра 1 с листа «Математика». Установите указатель мыши в нижний правый угол ячейки А6 таким образом, чтобы он принял вид символа плюс (+) и протащите по столбцам А, В, С, D. Шестая строка таблицы заполнилась данными из таблицы, расположенной на листе «Математика».
Рисунок 2 – Первое диалоговое окно Мастера функций
Рисунок 3 – Второе диалоговое окно Мастера функций
11. На листе «Сводная ведомость» установите указатель мыши в ячейку Е6, наберите равно (=), щелкните лист «Информатика», а затем щелкните по ячейке D9 и нажмите клавишу ввода. Данные с листа «Информатика» занеслись в ячейку Е6.
12. Аналогично перенесите оценку с листа «Философия» в ячейку F6. Таким образом шестая строка таблицы «Сводная экзаменационная ведомость» заполнена (за исключением последнего столбца).
13. Посчитайте значение «Средний балл» с помощью Мастера функций. Для этого установите указатель мыши в ячейку G6 и вызовите Мастера функций fx, расположенного на панели инструментов. Появляется первое диалоговое окно Мастера функций, в котором в окне Категория выберите Статистические, а в окне Функция – СРЗНАЧ (рис. 2). Нажмите кнопку ОК.
Рисунок 4 – Сводная экзаменационная ведомость
14. Во втором диалоговом окне Мастера функций в окне Число1 установите правильный диапазон ячеек D6:F6 и щелкните кнопку ОК (рис. 3). В ячейке G6 появляется результат среднего значения первого студента.
15. Для того чтобы размножить результаты по всей таблице, выделите ячейки А6:G6, установите указатель мыши в нижний правый угол выделенного блока ячеек так, чтобы он принял вид символа плюс (+) и протащите вниз до конца ячеек. Таблица полностью заполнилась значениями (рис. 4).
16. Отформатируйте таблицу и сохраните ее в виде файла на диске под своим именем.
Аппаратура и материалы
Для выполнения лабораторной работы необходима следующая аппаратура и материалы:
- персональный компьютер, содержащий микропроцессор модели Intel 804486 и выше;
- жесткий магнитный диск емкостью 1Гбайт и выше;
- операционная система семейства Windows версии не ниже 98;
- табличный процессор EXCEL.
Методика и порядок выполнения работы
1. Включить компьютер.
2. Загрузить программу EXCEL.
3. Создайте три ведомости заработных плат соответственно для отделов: отдел1, отдел2, отдел3 на трех листах в одной книге следующего вида:
Фамилия Имя Отчество | Начислено | Подоходный налог | Пенсионный налог | К выдаче |
Иванов И.И. | ? | ? | ? | ? |
Петров М.Р. | ? | ? | ? | ? |
Сидоров В.Ю | ? | ? | ? | ? |
… | … | … | … | … |
Итого | ? | ? | ? | ? |
В таблице должно быть 10 записей.
На следующем листе создайте сводную таблицу:
Сводная ведомость выдачи заработной платы сотрудникам по ООО «Компьютерный мир»
Название отдела | Начислено | Подоходный налог | Пенсионный налог | К выдаче |
Отдел1 | Лист1!Итого | Лист1!Итого | Лист1!Итого | ? |
Отдел2 | Лист2!Итого | Лист2!Итого | Лист2!Итого | ? |
Отдел3 | Лист3!Итого | Лист3!Итого | Лист3!Итого | ? |
Итого: | ? | ? | ? | ? |
4.Сохраните книгу в своей папке, имя выберите произвольно.
Содержание отчета и его форма
1.Форма отчета – письменная.
2.Описать выполнение работы при выполнении лабораторной работы.
3.Продемонстрировать данную работу на ПК.
4. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы и защита работы
1.Расскажите о методе переноса данных из одной таблицы в другую?
2.Чем отличается метод копирования данных с помощью команд Правка, Копировать от рассмотренного метода в данной лабораторной работы?
3. Как размножить значения по всей сводной таблице?
4. Как с помощью Мастера функций воспользоваться формулой вычисления среднего значения?
5 Какие еще возможности предоставляет Мастер функций?