ВВЕДЕНИЕ. (продолжительность – 5 минут)
(продолжительность – 5 минут)
Мы с вами начинаем изучение курса философии. Философия – это не просто одна из гуманитарных дисциплин, изучаемых во всех вузах России, но, без всякого сомнения, дисциплина центральная в рамках цикла общеобразовательных дисциплин. Почему главная? Да потому, что именно философия, во-первых, дает нам наиболее общие представления о мире, лежит в основе как научной, так и всех других картин мира; во-вторых, философия отвечает на самые сакраментальные, важные вопросы о мироустройстве, без которых человеку трудно прожить и, в-третьих, именно философия формирует основы нашего мышления, вооружает методологией научного познания. Всё это и определяет значимость дисциплины в рамках вузовской подготовки.
Всего наш курс рассчитан на 72 часа учебных занятий, из которых 22 часа составляют лекции, а 46 часов – семинары. Курс преподается в течение одного семестра, по окончании которого вы сдаете дифференцированный зачет по всему курсу. Более подробно о структуре, содержании дисциплины, о требованиях кафедры, о том, как готовиться к занятиям, какие виды работ вам предстоит сделать, вы узнаете на семинарских занятиях от преподавателя, ведущего семинары.
Сегодня же мы поговорим о смысле и предназначении философии, о природе философского знания. Цель нашего занятия, таким образом, будет состоять в том, чтобы рассмотреть своеобразие философии как особого способа духовно-практического освоения мира.
Более конкретно цель раскрывается в следующих задачах:
· уяснить значения термина «философия», условия, место и время ее возникновения;
· зафиксировать определение философии, её предмет и объект;
· рассмотреть структуру философии, названия и проблемные поля основных разделов философского знания;
· отметить важнейшие функции философии;
· получить представление о мировоззрении, его структуре и исторических типах;
· выявить различия между философией и другими способами духовного освоения мира (наукой, религией, искусством);
· понять, что такое основной вопрос философии, чем отличаются материализм от идеализма, каковы их основные разновидности.
Учебный вопрос № 1
Предмет, структура и функции философии
(продолжительность – 50 минут)
1.1. Этимология слова «философия» (Пифагор)
Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно состоит из двух частей: philo + sophia. Первое слово обозначает «любовь вообще», иными словами «филия» -- это любовь в самом широком смысле, родовое обозначение любви. Отсюда такие слова, как «филология» («любовь к слову»), «педофилия» («любовь к детям»), «филадельфия» («любовь к братьям и сестрам»), «Филарет» («любящий добродетель») и пр. Слово «софия» в древнегреческом языке обозначает «мудрость». Таким образом, слово философия обозначает «любовь к мудрости», «любомудрие».
Принято считать, что впервые слово «философия» употребил древнегреческий философ и ученый Пифагор (580-500 до н.э.), также именно он впервые назвал себя «философом», т.е. «любителем мудрости». До и во времена Пифагора в Древней Греции хватало умных людей, которые гордо называли себя «софосами», то бишь «мудрецами». Вспомним хотя бы замечательную плеяду так называемых «Семи мудрецов», к числу которых относили и Фалеса (642-562 до н.э.), с которого обычно начинают изучение древнегреческой философии, и Солона (639-559 до н.э.) – известного афинского законодателя, военачальника и поэта, а также менее известных Питтака, Клеобула, Периандра, Хилона, Бианта.
Отчего же Пифагору потребовалось ввести новое словечко «философ» вместо бытовавшего гордого имени «софос»? Принято считать, что это новое имя Пифагор придумал в знак почтения к богам, осознав слабость и несовершенство человеческого ума. По мнению Пифагора, мудрец – это тот, кто владеет мудростью, уже имеет её, но для человека овладение всей полнотой мудрости, очевидно, невозможно: как в силу его смертности, так и в силу его несовершенства. Все богатство мудрости доступно только всемогущим и бессмертным богам, и только они вправе именовать себя «софосами»! Человек же может только стремиться к мудрости, искать её, приближаться к ней, зная, что полностью никогда не овладеет. Вот по этим основаниям и ввел Пифагор новое слово «философ», обозначающее человека, стремящегося к мудрости, любящего её (ведь любовь предполагает влечение к предмету любви, а для философа таким предметом и выступает мудрость), но почтительно, на расстоянии, с уважением и пиететом. Таким образом, по мнению Пифагора, мудрость – это прерогатива богов, философия (любомудрие) – удел человека.
Несмотря на огромный авторитет Пифагора, первоначально слова «философия» и «философ» носили несколько уничижительный оттенок, их нередко употребляли для осмеяния хвастунов, кичившихся своими псевдно-знаниями. Это и неудивительно, ведь философ стоит намного ниже софоса! И только лет через 100 после Пифагора, во времена Платона, слово «философия» приобрело респектабельность и носить имя философа стало престижно и почетно.
По словам Диогена Лаэртского – древнегреческого писателя, жившего в III веке н.э., -- именно Пифагору принадлежит и первое высказывание, раскрывающее смысл и предназначение философии:«Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[1]. Таким образом, смысл философии усматривается античным философом именно в поиске истины.
Другого мнения придерживался Протагор (480-410 до н.э.) и его ученики софисты, которые считали, что главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Поэтому их рассуждения часто строились на сознательном нарушении правил логики. Примером может служить такое лукавое умозаключение: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты имеешь рога». Такие ошибочные умозаключения впоследствии стали называть софизмами.
Знаменитый греческий мыслитель Платон (427-347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля (384-322 до н.э.), цель философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые причины и начала бытия.
В античности философия была матерью всех наук, а затем из нее выделились в самостоятельные отрасли знания: математика, физика, логика, этика, эстетика, астрономия, юриспруденция и др. Другими словами, все фрагменты человеческого знания были связаны воедино и все это называлось философией. Подытоживая, можно заключить, что философия дает целостное знание о мире, ее важнейшей задачей является отыскание смысла бытия человека и человечества, формирование картины мира, соответствующей своей эпохе.
1.2. Время и место возникновения философии (VII – VI вв. до н. э., Древняя Индия, Китай и Др. Греция)
Хотя слово «философия» и древнегреческого происхождения, однако не только Древняя Греция считается колыбелью любомудрия. Первые философы и философские школы появляются почти одновременно -- в конце VII – середине VI веков до нашей эры -- сразу в нескольких регионах мира, отделенных друг от друга тысячами километров. Именно этот временной интервал и принято считать временем зарождения философии. Вот как об этом внезапном духовном подъёме, названном им «осевым временем мировой истории», пишет немецкий философ XX века Карл Ясперс (1883 – 1969): «В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии – в Индии, как и в Китае, -- были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита… Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга… Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий…»[2].
Таким образом, философия появляется одновременно по всей длине узкой полосы субтропиков Северного полушария евразийского континента: от Апенинского полуосторова на западе до тихоокеанского побережья Китая на востоке. Принято выделять три основных очага зарождения философии: Древняя Греция, Индия и Китай.