Продолжительность занятия - 180 минут

2. Цель занятия: систематизация и углубление знаний студентов о биохимических механизмах детоксикации, роли этих механизмов в метаболизме лекарственных препаратов и в развитии патологических состояний, например канцерогенеза с целью умения эффективного назначения лекарственных препаратов, профилактики и лечения патологических состояний.

Развивающая цель:развитие способностей анализировать информацию, обосновывать принятое решение; развитие системного мышления.

Воспитательная цель:воспитание ответственности, внимательного отношения, понимания основного принципа деятельности врача ″не навреди″

3. Конкретные задачи:

3.1. Студент должен знать:

3.1.1. Фазы детоксикации и их характеристику

3.1.2. Строение, свойства, множественне формы цитохрома Р-450 и значение их образования.

3.1.3. Роль индукции и ингибирования цитохрома Р-450.

3.1.4. Роль цитохрома Р-450 в метаболизме эндогенных соединений.

3.1.5. Роль цитохрома Р-450 в метаболизме ксенобиотиков.

3.1.6. Роль системы цитохрома Р-450, его индукторов и ингибиторов в развитии патологических состояний. Использование индукторов и ингибиторов для профилактики и лечения патологических состояний.

3.1.7. Вторая фаза детоксикации: механизм, виды реакции, ферменты и коферменты, примеры.

3.1.8. Метаболизм лекарственных препаратов, роль системы детоксикации. Взаимодействие лекарственных препаратов при их одновременном приеме, эффективное назначение лекарственных препаратов.

3.1.9. Активные формы кислорода, источники образования, роль в обмене веществ в норме и при патологии.

3.1.10. Состав и роль антиоксидантной системы.

3.1.11. Строение и роль металлотионеинов.

3.2. Студент должен уметь:

3.2.1. Прогнозировать этапы и механизмы детоксикации эндогенных и экзогенных соединений, синтетические лекарственные препараты.

3.2.2. Предлагать способы коррекции состояния систем детоксикации с целью повышения адаптивных возможностей организма, с использованием природных соединений.

Межпредметные связи:

Продолжительность занятия - 180 минут - student2.ru

Продолжительность занятия - 180 минут - student2.ru Внутрипредметные савязи:

Детоксикация

Ферменты Хромопротенины Биохимия Биохимия

гепатоцитов крови

4. Мотивация: знания, полученные на занятии необходимы для успешного лечения больных, профилактики патологических состояний, например, опухолевых заболеваний. Для мотивации предлагается разбор путей детоксикации некоторых лекарственных препаратов и химических соединений.

5. Вопросы для самоподготовки:

5.1. Монооксигеназная система печени: состав системы, роль в обмене веществ.

5.2. Цитохром Р-450: строение, свойства, субстраты, регуляция.

5.3. Множественные формы циторома Р-450. Механизм их образования и роль в обмене веществ.

5.4. Роль цитохрома Р-450 в эндогенном обмене и в детоксикации ксенобиотиков, в том числе лекарственных препаратов.

5.5. Второй этап детоксикации: механизм, виды реакций, ферменты, коферменты, примеры.

5.6. Активные формы кислорода: механизм образования, роль в обмене веществ. Фагоцитоз.

5.7. Антиоксидантная система: состав, роль в обмене веществ.

5.8. Глутатион: строение, роль в обмене веществ и детоксикации.

5.9. Взаимосвязь пентозофосфатного цикла, гамма-глутамильного цикла с антиоксидантной системой и системой детоксикации.

5.10. Металлотионеины: особенности строения, роль.

6. Задание для самоподготовки:

6.1.Изучить рекомендуемую литературу, используя вопросы для самоподготовки.

6.2. Составить и написать в рабочей тетради схему детоксикации ксенобиотиков, выделив фазы детоксикации. Раскрыть суть каждой фазы. Указать возможные пути детоксикации ксенобиотиков.

6.3. Написать в рабочей тетради роль цитохрома Р-450 в метаболизме эндогенных веществ. Привести примеры нарушений обмена веществ при снижении и повышении активности некоторых форм цитохрома Р-450.

6.4. Написать в рабочей тетради роль цитохрома Р-450 в метаболизме лекарственных препаратов. Примеры взаимодействия лекарственных препаратов при их одновременном приеме.

6.5. Привести примеры роли цитохрома Р-450 в развитии онкологических заболеваний и написать их в рабочей тетради.

Литература:

Основная:

1) Лекции по темам: «Свободные радикалы и антиоксидантная система», «Биохимические механизмы детоксикации и адаптации».

2) Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия» М., Медицина, 1998г., с. 76, 220, 313-316, 453, 559-560.

3) Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии, под редакцией проф. В.А. Дадали, доц. М.Н. Смертиной, СПб, 2009, часть 4, тема 29 « Адаптация. Биохимические механизмы детоксикации эндогенных и эгзогенных соединений».

4) Северин Е.С. «Биохимия» М., ГЭОТАР-МЕД, 2003 г., с. 294-296, 428-432, 616-635.

Дополнительная:

1) Эллиот В., Эллиот Д. «Биохимия и молекулярная биология» М., 2000 г., с. 177-181.

2) Мари Р. и др. «Биохимия человека» М., Мир, 1993 г., т. 1, с. 123-126, 161-162, 204, 207, 352, 361-362, т. 2, с. 353-354.

3) Щербаков В.М., Тихонов А.В. « Изоформы цитохрома Р-450 печени человека» М., АО «Биохимические технологии», 1995 г., с. 18-23, 40-45.

4) Тиунов Л.А., Саноцкий И.В., Голиков С.Н. «Общие механизмы токсического действия» М., Медицина, 1984 г., глава 4.

Наши рекомендации