Глава 2. Исключительная женщина древнего мира

Гипатия Александрийская

Город Александрия, где родилась и жила Гипатия, издавна отличался высокой культурой, старинными, восходящими к Евклиду, научными традициями, а также знаменитой во всей ойкумене библиотекой. Именно в Александрии формировалась (после уничтожения Афинской школы) международная учёная среда со всех сторон света — философов, математиков, риторов, теологов.

Гипатия (Ипатия) ( 370 н.э. – 415 н.э.) – математик, астроном, философ. Имя и дела ее достоверно установлены, а потому и считается, что Гипатия – первая в истории человечества женщина-ученый. Последняя руководительница философской школы в Александрии и хранительница знаменитейшей и богатейшей Александрийской библиотеки. Она жила во времена, когда у женщин почти не было права выбора и с ними часто обращались как с собственностью, Гипатия свободно и вызывающе вторгалась в традиционно мужские области. По всем дошедшим до нас сообщениям она была очень красива. У нее была масса поклонников, но она отвергала все предложения о замужестве. Во времена Гипатии Александрия, подпавшая тогда под власть Рима, жила в смертельном напряжении. Рабство истощило жизненные соки классической цивилизации. Растущая христианская церковь крепила свое могущество и пыталась истребить языческую культуру, ее влияние. Гипатия находилась в самом эпицентре столкновения этих могучих социальных сил.

Астероид Гипатия

Ищу тебя средь звёзд Вселенной,

Что мчатся в бездне надо мной.

Там, может, музыка нетленна,

А, может, вечный там покой?

Душа невольно рвётся в дали,

Найду ль мучительный ответ:

За что тебя, богиня Яви,

Так изувечил высший свет?

В твоих глазах я вижу муку

Пред разъярённой той толпой.

Где были вы, мужи науки -

Пресечь фанатиков настрой?

...Проходят дни, летят века-

Ничто не изменялось:

Горят костры, вершит молва,

Всё снова повторялось...

Ушли века с кострами и судами.

Наука и религия давно уж не враги.

Но жертвы мрака не забыты нами.

И почему же вас не берегли?

Мы, тебя, богиня, не забыли.

Земля не хочет оправдать позор -

Им человечество себя покрыло.

Теперь ты кратер и звезда - нам всем укор.

Л.Литвиненко

Считаю уместным охарактеризовать это смутное время выдержками из выступлений с лекциями классика русской поэзии Александра Блока (1880-1921). «Когда родился Христос, перестало биться сердце Рима. Организм монархии был так громаден, что потребовались века для того, чтобы все члены этого тела перестали судорожно двигаться; на периферии почти никто не знал о том, что совершилось в центре. Знали об этом люди в катакомбах. Но века прошли; империя прекратила не только бытие, но и существование, смертный приговор римской цивилизации уже произнесён..., в мире того времени действовала уже другая сила, новая культурная сила, хранившаяся до времени под землею, в христианских катакомбах, а затем - вступившая в союз с движением, пришедшим на смену культуре античной, выродившейся в римскую цивилизацию». [7]

Сама Гипатия родилась в семье человека ученого, трепетнейшим образом относящегося к любым знаниям. И неудивительно, ведь Ее отец, Теон, был известнейшим математиком, астрономом и механиком того времени. С самого раннего детства Гипатия живо интересовалась занятиями отца. Она увлеклась математикой и даже придумывала собственные варианты доказательств известных теорем.

Страсть Девочки к наукам в значительной степени укрепляло и соперничество - Ее старший брат тоже постигал геометрию. Но Гипатия настолько превосходила его способностями впитывать и применять знания, что мальчик выглядел на фоне младшей Сестры заурядным школяром. Девочка любила смотреть за работой ремесленников, Сама по примеру отца мастерила какие-то инструменты, демонстрируя задатки отличного механика. А больше всего Гипатии нравилось наблюдать темными ночами звездное небо...

Теона Гипатия настолько быстро достигла совершенства во многих науках, что у нее, совсем еще юной, уже появились собственные ученики. Девушка сменила обычные одежды на темный плащ, который надлежало носить только философам. Отец по праву гордился Ею. В Александрии Гипатию нередко называли умнейшей, скромнейшей, лучшей из философов.

Несмотря на то, что при императоре Константине христианство уже стало господствующей религией, в стране оставалось множество приверженцев язычества. Верные своим старым богам, они были уверены, что во всех нынешних раздорах и бедах империи повинны сторонники новой веры.

События, происходившие в Александрии и в ее окрестностях, вызывали озабоченность Гипатии. Дело не в том, что здесь на епископском престоле сидел крутой и темный человек, неразборчивый в средствах. Хуже было другое. Люди, полагавшие, что христианство, став государственной религией и окончательно низвергнув язычество, обратится на путь мира и терпимости, ошиблись. Победившее христианство не проявляло ни бережного отношения к древней языческой культуре, ни к искусству, ни к научному наследию. Отовсюду шли малоутешительные вести: пастыри-ученые все больше оказывались не у дел. Их место занимали ограниченные и жадные до власти честолюбцы. Князья церкви неудержимо рвались к мирскому могуществу и хотели подчинить себе все. Слова и дела были в вопиющем противоречии. Духовные наставники превратились в расчетливых политиков. Они умели пользоваться и нарочитой торжественностью богослужений, и берущими за душу проповедями, и беседами с глазу на глаз, и благотворительностью.

Сама будучи Язычницей и близкой по воззрениям к философам-неоплатоникам, Гипатия тем не менее изучила множество трудов по христианству и отнюдь не испытывала неприязни к новой религии. К слову, один из Ее учеников, известный философ Синезий, даже не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Теоны Гипатии.

Сохранилось письмо по которому можно увидеть как Синезий относился к Ггипатии:

«Моё сердце томится по присутствию вашего божественного духа, которое более чем что-либо другое могло бы смягчить горечь моей судьбы». «О, моя мать, моя сестра, мой учитель, мой благодетель! Моя душа очень опечалена. Воспоминания о моих детях, которых я потерял, убивают меня… Когда я слышу вести о вас и узнаю, как я надеялся, что вы более счастливы, чем я сам, тогда я, по меньшей мере, только наполовину несчастен».[10]

Из писем епископа Синезия к Гипатии.

Слава об умнейшей Женщине шла такая, что учиться к ней приезжали юноши из разных стран. Но у столпов тогдашнего христианства язычники - математики, астрономы и прочие ученые - не вызывали, мягко говоря, ни симпатии, ни доверия. Император Гонорий издал указ, согласно которому всем им следовало явиться к епископу, сжечь свои труды, публично отречься от богопротивных взглядов и принять христианство. Тех же, кто не исполнит предписанное, немедленно надлежало сурово покарать. Теону Гипатию, в отличие от многих Ее друзей, пощадили, так как Она считалась настоящей гордостью Александрии.

Когда отец Гипатии Теон умер, он перед кончиной строго завещал Дочери не вмешиваться в распри и междоусобицы, а всеми силами учиться. Самой и учить других. Не религиозную принадлежность считал он главным, а умение холить и поддерживать самое ценное - ростки знаний. Девушка вняла словам отца. И все свободное время посвящала изучению все новых и новых книг... В астрономии она превзошла даже Теона, в чем он сам с гордостью признавался. Гипатия с одинаковым вдохновением и мастерством рассказывала ученикам о философии и геометрии, Платоне и Гомере, небесной механике и числах. Ее любили и уважали во всем Мусейоне. Посещать школу Гипатии считалось большой честью.

Она была целомудренна и навсегда осталась девственницей. Она была так красива и хорошо сложена, что один из ее учеников влюбился в нее и не смог сдержаться и открыто показал ей знаком свое увлечение. Незнающие говорят, что Ипатия излечила его от горя с помощью музыки. Истиной является то, что рассказ о музыке недостоверен. На самом деле, она собрала тряпки, которые были запачканы во время её критических дней, и показала их ему, как знак своего нечистого происхождения, и сказала: "Это то, что ты любишь, юноша, и это не красиво!" Он был так поражён стыдом и удивлением от уродливого вида, что сердце его изменилось, и он ушел лучшим человеком. Дамаский. Жизнь Исидора The Life of Hypatia From Damascius's Life of Isidore, reproduced in The Suda Translated by Jeremiah Reedy [8]

Гипатии приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли; перечень ее сочинений приведен в византийской энциклопедии 10 в. – словаре Свиды (Suda lexicon). Среди ее математических сочинений, вероятно, были комментарии к Арифметике Диофанта Александрийского (3 в.) и Коническим сечениям Аполлония Пергского (2 в. до н.э.). Полагают, что третья книга Альмагеста Клавдия Птолемея (2 в.) была прокомментирована Теоном Александрийским совместно с Гипатией. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, ареометр- прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения широт и долгот в астрономии, планисферу - изображение небесной сферы на плоскости, на котором можно вычислять заход и восход небесных светил. Гипатия не только изучала труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея — многолетние наблюдения позволили ей внести в его труд ряд поправок и составить более точные астрономические таблицы. Свою основную задачу она видела в раскрытии «тайны бытия».

Гипатии приписывают слова: «Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще. Самое страшное – это преподносить суеверие как истину».

При жизни Гипатии современник её и земляк поэт Феон Александрийский посвятил ей теплую эпиграмму:

"Когда ты предо мной и слышу речь твою,

Благоговейно взор в обитель чистых звезд

Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,

Небесно — и дела, и красота речей,

И чистый, как звезда, науки мудрой свет". [19]

Нет сомнения, что такая одарённая женщина, как Гипатия, представляла опасность для александрийского духовенства (хотя оно гордилось ею). Ведь она не приняла христианства и оказывала большое влияние на префекта (глава города) Александрии римского наместника Ореста, и это вызывало трения с епископом Кириллом, жестоким и властным. Тогда и усилились распри между светской властью и церковниками (христианская церковь набирала силу), возглавляемыми архиепископом Кириллом. Жертвой этих распрей стала Гипатия.

Кириллу не давала покоя слава Гипатии, уважение, которое питали к Ней богатые и влиятельные люди. И вот однажды его приспешники устроили в доме Теоны погром - сожгли библиотеку, книги, сломали астролябию. А Она... продолжала читать лекции. Сам префект-христианин нередко бывал ее гостем. И это в то время, когда христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали специальный закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Огромная библиотека, общество утонченных и знающих людей, превосходные аудитории, восторженные ученики - все, казалось, способствовало безмятежным занятиям наукой. Но настоящего покоя не было и под платанами Мусейона. Шли годы, наполненные тревогой и ожиданием несчастий. Римская империя рушилась. Внутренние распри раздирали государство, обескровленное непомерными поборами, бесконечными войнами, произволом правителей. Смятение царило не только в пограничных областях, где хозяйничали орды варваров, смятение царило в умах и душах. Жизнь по-прежнему была полна несправедливости и угнетения. Все те же напасти губили римский мир, императоры по-прежнему оспаривали друг у друга власть, по-прежнему массы готов, гуннов и скифов опустошали цветущие земли. Люди, верные старым богам, приписывали все беды новой религии, а в христианской церкви громче и громче раздавались голоса тех, кто требовал окончательно сокрушить язычество.

Однажды Кирилл проезжал мимо дома Гипатии. У подъезда он увидел много рабов с носилками и нарядные колесницы. Опять слушать Гипатию собрались богатейшие и влиятельнейшие люди Александрии!

В этот раз Гипатия в своей публичной лекции коснулась богословских взглядов епископа Кирилла - племянника и наследника Феофила, образованного человека своей эпохи, который в своё время даже слушал её лекции, указав на их расхождение с прежними постановлениями церковных соборов. О предстоящей лекции она объявила заранее. Слушателей собралось намного больше обычного. Гипатия отказалась от выигрышных ораторских приемов, говорила подчеркнуто сухо и деловито. Она сопоставляла тексты, только тексты.

Кирилл нахмурился. Гипатия не желала считаться с предостережениями. Ее не образумили ни сломанные инструменты, ни пожар в библиотеке. Да и Орест, все еще не соглашается на примирение. Тогда впервые Кирилл задумался об устранение этой женщины.

Гипатия, вероятно, разжигала вражду к нему Ореста? Нет, префекта на лекции не было. Да и говорила она только о правильном и ложном истолковании Платона.

Вот как Кирилл выражался о Гипатии в обществе: "А известно ли вам, что помириться со мной Оресту мешает именно Гипатия? Ведь она неспроста бывает у него во дворце". И хотя люди из ближайшего окружения епископа превосходно знали, что это неправда, тем не менее по городу тотчас же поползли слухи, будто в упрямстве Ореста виновата одна Гипатия. [2]

Больше так продолжаться не могло, и "по закону жанра", опираясь на оголтелых фанатиков, Кирилл начал еще более активную травлю Теоны. Когда однажды поздно вечером Гипатия возвращалась домой, на одной из улиц, поблизости от церкви Кесарион, стоящей у моря, дорогу ей вдруг преградили монахи. В мгновение ока по чьему-то сигналу на улицу высыпала толпа нитрийских пустынников и парабалан. Ими распоряжался чтец. Петр. Гипатию подстерегли. Засада. Бесполезно кричать и звать на помощь. Она окружена стеной неумолимых врагов. В руках у них камни, палки, куски черепицы, острые раковины, подобранные на берегу...

Ее стащили с носилок, швырнули на землю, поволокли к церкви. Там - в священнейшем для каждого христианина месте! - монахи, сорвав с нее одежды, принялись ее бить. Гипатию били нещадно, били с исступлением, били остервенелые фанатики, били, когда она давно уже была мертвой. Останки ее выволокли из церкви и потащили на площадь, где заранее был разожжен огромный костер.

Вряд ли перед лицом смерти Женщина хоть на миг усомнилась в том, что правильно было отречься во имя науки от радостей земных, личного счастья, но... Она выполнила все, о чем просил отец: учила других и постигала новые знания сама. Но мог ли Теон знать, что Гипатии суждена такая страшная смерть? Ее буквально разорвали на части, а останки Мудрейшей из мудрых были сожжены на костре. Противники Гипатии убили не только Ее. Им удалось уничтожить и наследство великой Женщины. Судьба была беспощадна и к ней и к ее книгам. Ни одна из написанных Гипатией работ не дошла до нас. Единственное письмо и то оказалось подложным.

Префект Орест был сломлен. Он не рискнул даже послать в Константинополь доклад о случившемся. Убийство. Гипатии, по словам одного летописца, "угасило вражду" между Кириллом и Орестом. Префект решил, пока не поздно, помириться с епископом. Он признал себя побежденным. Кирилл стал безраздельным властителем Александрии. Это произошло в 415 году, в месяце марте, во время великого поста.

Убийство Гипатии осталось безнаказанным. И хотя многие в Александрии прекрасно знали, что Кирилл истинный вдохновитель этого злодейства, положение его не пошатнулось. Он, напротив, наслаждался ощущением силы. Орест больше ему не перечил. Даже сообщение об этих событиях было послано через голову префекта. Группа каких-то граждан Александрии, возмущенная, как видно, безнаказанностью преступления и позицией Ореста, направила по собственной воле в Константинополь делегацию, чтобы рассказать о происшедшем. Но Кирилл тоже не дремал. Дамаский сообщает, что Эдесий, важный сановник, занимавшийся расследованием, был подкуплен и избавил убийц от наказания.

Убийство Гипатии, даже по признанию Сократа Схоластика, весьма осторожного церковного историка, "навлекло немало позора и на Кирилла и на александрийскую церковь" [5].

Этот эпизод, разумеется, не украшал жития "святого Кирилла". И его не замедлили существенно подправить. Слава Гипатии была слишком громкой, и не так-то просто было изобразить эту замечательную женщину исчадием ада. Церковь предпочла иной путь.

П. Ф. Преображенский отмечает: «…Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика… По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской Богоматери, как Девы и Матери не человека, а именно Бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки…».[16] По мнению Преображенского, образцовая жизнь и мученическая смерть Гипатии послужила прообразом для жития христианской мученицы Екатерины Александрийской, составленного около X века н. э. Житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизнь Гипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. «Таким образом, жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую».[16] В "Житии святого Кирилла Александрийского" все выглядит уже так: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники". Нитрийских монахов в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они "исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа" и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта [6]. Услужливые историки надежно и надолго окрыли истину.

В наше время представители Церкви отрицают вину епископа Кирилла в трагической гибели Гипатии[17].

А. Л. Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности св. Кирилла за гибель Гипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы»[4]. Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.

Гипатию убили дважды: одни монахи растерзали ее в церкви, другие принялись последовательно и упорно уничтожать созданные ею книги. Гипатию обрекли на вечное молчание. Тем временем сочинения Кирилла размножали сотни переписчиков. Житие его украшали миниатюрами.

Несмотря на усилия ученых и писателей, пытавшихся восстановить истину и воссоздать подлинный облик Гипатии, справедливость так и не восторжествовала. В церквах поклоняются иконам с ликом "святого" Кирилла Александрийского. Из-под печатных станков все еще выходит его полное лжи жизнеописание. На полках библиотек стоят его многотомные сочинения. А из книг Гипатии до сих пор не найдено ни единой строчки.

Леконт де Лиль видел в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение "духа Платона и тела Афродиты".

Чего стоят подобные фантазии об убиваемой монахами мудрой девушке "с телом Афродиты", показывает хотя бы то, что Гипатии к моменту гибели, по самым скромным подсчетам, было под пятьдесят.

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

ВЫВОДЫ:

Подробно изучив положение женщины в древнегреческом обществе, я пришла к следующим выводам.

При рассмотрении особенностей жизни гречанок, а также законов, которым они подчинялись, необходимо помнить, о том, что власть исходила от мужчин, которая была заповедана и освещена богами, поэтому этот факт считался непререкаемым. Установленный богами, такой образ жизни принимался древнегреческой женщиной как должное. Те, кто отвечали за воспитание девочек, соответствовали культурным рамкам Греции. Становясь хранительницей очага, девушка добровольно, почти бессознательно, как и мать ее, и её бабки становилась зависимой от мужчины, господина, ослушаться которого ей не приходило в голову. Степень забитости, униженности или свободы в семье женщины зависела, видимо, от ее личностных качеств и особенностей. Но наличие достаточно строгих правил, что упорядочивали ее жизнь − норма в древнегреческом полисе.

Изучив биографию исключительной женщины Гипатии, которая пользовалась свободой на ровне с мужчинами, которая смогла влиять на ход политических событий, которую любили, перед которой преклонялись, которая смогла сказать новое слово в науке и философии, я пришла к выводу: из всякого правила есть исключение. Всегда, в любые времена, в любом обществе рождаются личности, которые не вписываются в систему, которые не могут жить по сложившимся законам. Такие личности, как правило, оставляют ценный вклад в различных сферах человеческой деятельности, они остаются на страницах истории, о них пишут, о них говорят, их опыт используют иные поколения. Деятельность таких женщин, как Гипатия Аликсандрийская до сих пор изучают. Мало того, эта женщина-личность вдохновляет художников, скульпторов, писателей на создание произведений искусства.

Прошли столетия. Образ «рыцаря духа», мученицы науки человечество не забывает. В древности ей посвящали оды. Английский просветитель XVIII в. Джон Толанд говорил, что Гипатия - «добродетельнейшая, учёнейшая и достойнейшая дама, разорванная на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость и жестокость своего архиепископа». О ней помнили Вольтер (1694-1778), французский писатель-просветитель, боровшийся против религиозной нетерпимости и мракобесия, и Леконт де Лиль (1818-1894), французский поэт, утверждавший красоту первобытной природы, противопоставляя её безнравственному буржуазному обществу. Знаменитые художники посвятили выдающейся женщине свои картины. Знаменитая фреска Рафаэля Санти «Афинская школа» выполнена в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца в 1509-1511 г.г. На ней изображена Гипатия и ряд выдающихся личностей: Пифагор, Александр Македонский, Сократ, Платон, Аристотель, Птолемей, Плотин. Всего около 50 персонажей.

Но самый главный памятник Гипатии «поставили» астрономы. В 1884 г. в Германии был открыт астероид, получивший имя «ГИПАТИЯ» (238): d=148,5 км, r=2,905 а.е., p=4,96 года, +8,18m. Астрономы подарили Гипатии и кратер на Луне с координатами: южная широта 4,3O, восточная долгота 22,6O

В 2015 г. исполняется 1600 лет со дня гибели этой великой женщины-учёной. Надеемся, что учёный мир не оставит в забвении эту скорбную дату и пробудит интерес к «лучу света в тёмном царстве» истории, когда жила Гипатия.

Жизнь этой Женщины еще ждет своего романиста, который, отринув штампы, сумел бы показать ее эпоху, эпоху великих социальных столкновений и ожесточенной борьбы идей.

Список источников и литературы:

1)Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – 718 с.

2) А. Штекли. Гипатия, дочь Теона. — М.: «Молодая гвардия», 1971.

3) А. Боннар. Греческая цивилизация. - Т. 1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. – 448 с.

4) А. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.- Нижний Новгород: Издательство Брадства во имя св. князя Александра Невского,2005.-928с.

5) Гипатия//Большая советская энцеклопедия.

6)Гипатия,Ипатия//Атеистический словарь. Подобщ. Ред.М.П.Новикова-М.:Политиздат,1986.

7) Гипатия. Первая Женщина-астроном и её трагическая судьба. Электронный ресурс – Код доступа: http://astro.donetsk.ua/node/31

8)Дамаский. Жизнь Исидора. Электронный ресурс – Код доступа: http://cosmopolis.com/alexandria/hypatia-bio-suda.html

9) Е.В. Никитюк. К вопросу о гетериях в Греции в V-IV вв. до н.э.

10) Цит. по: Е. Блаватская. Разоблаченная Изида. // Е. Блаватская; пер. А. Хейдока. — М.: Эксмо; СПб.; Мидгард, 2007. С. 719; См. также: Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перевод Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, H. H. Кулаковой и A. A. Старостиной. — М.: Критерион, 2002.

11) К. Ю. Белох. Греческая история в двух томах; пер. с немецкого М.О.Гершензона. – М: ГПИБ России,2009. – 995 с.

12)Л. Винничук . Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. -М.: Высшая шк., 1988.– 495с.

13)Л.С. Ахметова. Женщины в античности //Античный вестник. - А.: 2005.- 378 с.

«М. Л. Гаспаров. Занимательная Греция»: Новое литературное обозрение; Москва; 2004

14)Н.А. Кривошта Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII - V вв. до.н.э. // Женщины в античном мире. - М.: Наука, 1995. – с. 63 - 74.

15)Плутарх. Солон. Перикл. Алквиад. // Плутарх. Избранные жизнеописания. / Сост. М. Томашевская, И.В.Медведев. - Т. 1. - М.: Правда, 1987. – с. 157 -388.

16)П.Ф.Преображенский Вступление//Кингсли Ч.,Маутнер Ф.Ипатия.-Харьков:ИКП «Паритет»ЛТД,1994.

17)Правда и ложь «Агоры»

18)Пьер Брюле Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху 19)Палладий.Речь (пер. Л.В. Блуменау)

20)Семонид Аморгский. Поэма о женщинах. // Античная лирика. / сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1968. – с. 122 - 124.

21)Ф.Велишский Быт и нравы древних греков и римлян. - М.: Эксмо-пресс, 2000. – 704 с.

22)Ю.В. Андреев Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 1995. – с. 44 - 62.

Наши рекомендации