Движущие силы и факторы общественного развития. Свобода и необходимость в истории общества
— существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс об-ва.
Сторонники идеалистического понимания истории сводят движущие силы развития общества к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, к политическому насилию, усматривают их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных или иррациональных силах, в механической комбинации различных факторов.
Классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных движущих сил в развитии об-ва по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории.
В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как потребности, интересы и цели. Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного развития, объективны. Осознанные обществом, классами, группами или индивидами, потребности выступают в качестве интересов (от лат. interest — имеет значение, важно). Социальный интерес — реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями и т. д. индивидов, социальных групп, классов, участвующих в них. Интересы отражают направленность деятельности общества на удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание, мотивацию. Цели выступают следующей за интересами ступенью развертывания движущих сил. Будучи превращенной формой интереса, они содержат элементы последнего, точно так же, как в интересе всегда есть нечто от факторов, его породивших. Цели выражают идеальные представления о результате, к которому стремится субъект в процессе деятельности являются третьей формой движущих сил, звеном, соединяющим условие (причину) и результат деятельности (следствие): Определяемые потребностями и интересами, цели выступают как идеальный, мысленный образ создаваемой людьми ценности. Они соединяют в себе сегодняшнее с будущим в деятельности человеческого общества.
Свобода – это способность человека совершать поступки в соответствии со своими интересами, потребностями, целями.Свободе обычно противопоставляется необходимость.
Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.
Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.