Концепция Вызовов и Ответов развития А. Тойнби
Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества ("Исследование истории", 1934-1961).
Он показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций (в каждой цепочке – не больше 3).
Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой (генезис – рост – надлом – упадок).
Движущее начало цивилизации - "творческое меньшинство", которое ведёт за собой "инертное большинство".
Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и ответов на них "меньшинства". «Культура развивается до тех пор, пока не прервется цепочка «Вызовов-и-Ответов».
Иногда "меньшинство" не в состоянии решить очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не авторитетом, становясь господствующим меньшинством - наступает надлом, возникает классовая борьба, приводящая к гибели.
Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.
Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.
Теория локальных цивилизаций – 21 цивилизация. До настоящего времени сохранились: Китайская, Индийская, Исламская, Русская, Западная
Теория «Ухода и Возврата» - уход – восстановление сил – Возврат (Конфуций, Будда).
Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. Надлом приводит к Распаду цивилизации
3 выхода из кризиса: Архаизм, Футуризм, Преобразование.
14.Сорокин о динамике культуры.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся русский философ, социолог, культуролог. В соответствии со своими методологическими установками Сорокин представлял исторический процесс, как процесс развития культуры. Под человеческой культурой, Сорокин понимает все созданное людьми. Любое общество – это социокультурная система - представляет собой некое единство, включающее три аспекта:
- мир вещей (конкретных предметов);
- субъективный мир (человек);
- транссубъективный мир (набор духовных сущностей - идеи, мысли, трансцендентный комплекс).
Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Культурные сверхсистемы представляют собой единство, все составные части которого пронизаны одним принципом и выражают одну ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры…» Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства, правила нравственности, свою экономику и политику, законы и наказания… На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением. Сорокин выделял три типа культуры.
1.Идеациональный тип. Ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. В ней мало внимания уделяется личности. К данному типу культуры относятся: Средневековая европейская культура, Культура Брахманской Индии, Буддийская культура, греческая культура с VIII по конец VI века до н.э.
2.Идеалистический культурный менталитет (смешанный).Сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, трудно поддающимся логической интеграции. Человек не устремлен полностью в трансцендентность, но и не сосредоточен на сиюминутности. Искусство дает положительные примеры великих личностей, посвятивших себя воплощению идеала на земле. Мораль ориентируется на долге человека перед обществом. Церковь принимает участие в решении политических дел, выступая барьером для эгоизма и бессмысленной жестокости. К данному типу культуры относятся: западноевропейская культура XIII--XIV столетия; древнегреческая культура V-IV вв. до н. э.
3.Чувственная культура. Это новый принцип культуры – утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Эта культура характеризуется стремлением освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои - фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Формирование чувственной культуры начинается с XVI в. и достигло своего апогея к середине ХХ века. Современный тип культуры. Чувственная системакультуры обречена, доказывал П. Сорокин, поскольку она ведетк деградации человека и обесцениванию ценностей. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Это означает не гибель культуры, а необходимость трансформаций, которые есть удел и условие жизни всех великих культур. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, П. Сорокин оценивал этот кризис не как «3акат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.