Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуре ф. В тот же период имеют место попытки ф. заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес ф. был направлен на вопросы познания - Декарт понятие метода в Ф. На первом плане проблемы гносеологии.
Два основных направления:
Эмпиризм (родоначальник – Фр. Бэкон) - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.
а) идеалистический эмпиризм (Беркин, Юм), где опыт – это совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта.
б) материалистический эмпиризм (Бекон, Гобс), где источник чувственного опыта – это существующий внешний мир.
Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Рене Декарт (1596-1650)
Математик, физик. Основатель современной философии. Произведения: «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», где он обосновал метод «картезианского сомнения», т.е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования.
Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос природе человеческого познания вообще. Он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Главное выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории Декарта. Утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).
Из тезиса (мыслю…) следует еще один вывод: все вещи воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.
Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.
Главное понятие – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на 2 рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отожествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.
Декарт говорил о параллелизме материальной и духовной субстанций, согласно которому каждому состоянию и изменению материальной субстанции (например, в человеческом теле) соответствует изменение в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Сами субстанции не могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря Богу, наподобие того, как два часовых механизма могут показывать одно и то же время, будучи заведенным мастером, который синхронизировал их часовые стрелки.
Но врожденные науки – это еще не готовые истины, а предположение разума. Вместе с тем разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), которые включают в себя:
· ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений;
· разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его осмысления;
· осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.
Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести его истинные знания о мире.
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
Слабым пунктом в учении Декарта был неопределенный статус субстанции: с одной стороны подлинной являлась только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, т.е. сотворенные субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение и попытался преодолеть Спиноза, последователь Декарта, но в его учении не признававший дуализм.
Он создал монистическое учение о единой субстанции, которую назвал Богом или природой. Его учение – крайний реализм, переходящий в пантеизм. Он определяет субстанцию как причину самой себя, т.е. как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы НЕ Творец природных вещей, НЕ есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, а бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, наз. пантеизмом.
Единичные вещи, такие как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанций. Как и у Декарта, у Спинозы все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещам, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает определение души как идеи человеческого тела.
Согласно Спинозе, воля и разум – одно и то же. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать» - вот тезис учения Спинозы.
Готфрид Лейбниц (1646-1716)
В противовес на учение Спинозы свою теорию представил немецкий философ Лейбниц. Он назвал это учением о множественности субстанций. Известные работы:
Он вводит новое понятие монады – самостоятельно существующих субстанций, тем самым Лейбниц противопоставляет собственный плюрализм субстанций пантеистическому монизму Спинозы. У Лейбница монада проста, т.е. не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады, и эта деятельность представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин. Она выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Лейбниц говорит, что монады называются душами, когда у них есть чувство. И духами, когда они обладают разумом. В неорганическом мире они именуются субстанциальными формами. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ – монад. Нужно сказать, что монадология Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана именно открытию микроскопа. Один из создателей микроскопа А. Левенгук изучал микроскопическую анатомию глаза, нервов, зубов; ему принадлежали открытее красных кровяных телец, он же обнаружил инфузории и бактерии, которые назвал латинским словом «анималькули» - зверьки. Все это вызвало потребность в новом воззрении на природу, и ответом на эту потребность была монадология Лейбница.