Рационалистическая философия нового времени декарт спиноза лейбниц

Ответы философия

1. Мировоззрение - это совокупность взглядов и представлений человека о мире ,которые определяют ее отношение к разнообразным явлениям действительности,жизненную позицию и ценностные ориентации.Мировоззрение - сложное и противоречивое единство знаний, идеалов, мечтаний, целей, надежд, интересов, желаний, надежд, верований, убеждений, эмоций, чувств, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют аспекты мышления и нормы деятельности личности.Через мировоззрение всегда отыскивается смысловая основа бытия и происходит приобщение к духовному миру как предков, так и современников.Главными понятиями мировоззрения является мир и человек. Он отражает не столько объективное, сколько субъективное видение. Главной задачей является формирования общей картины мира.В процессе своего развития мировоззрение нашло свое отражение в формах мифологии,религии,и философии.В своей основе мировоззрение имеет следующую структуру : мироощущение(эмоционально-психологический уровень),мировосприятие (опыт формирований представлений о мире с использованием наглядных образов),миропонимание (познавательно-интеллектуальный уровень). По способу понимания человеком своего места в мире можно выделить несколько основных типов мировоззрения: 1. Мифологический - это результат практически-духовной деятельности человека. В мифологическом мировоззрении человек не отделяет себя от вещей природного мира, а отдельный человек не отделяет себя от общества в целом. В мифологическом мировоззрении не существует четкой границы между мышлением и речью, сознанием и реальностью, предметом и мыслью о предмете. Человек и мир неразрывны; человек стремится находиться в гармонии с миром) 2. Религиозное мировоззрение через веру в потустороннее божественное начало формирует у человека отношение к миру, придает ему смысловую завершенность и таким образом человек достигает гармонии. 3. Философия является теоретической формой отношения человека к миру. по Сравнению с наукой ее особенность заключается в том, что она позволяет объективно, в теоретической форме осмыслить мир как мир человека, рассмотреть место и положение человека в мире, ее смысложизненные проблемы. 4. Научное мировоззрение является теоретической формой отношения к миру. Мир в нем объективно рассматривается таким каким он есть независимо от человека, а человек видится в нем только частью мира - природы или общества. Теоретическое отношение к миру позволило человеку поставить законы природы себе на службу чтобы создать оптимальные условия своего существования. 5. Искусство является практически-духовной деятельностью. Человек предстает в роли творца-художника, что создает субъективный образ объективного мира, в котором он достигает гармонии с этим миром.

2. Специфика философского знания заключается в сложности его структуры. Эта дисциплина включает в себя множество наук, в частности, логику, онтологию и так далее. Философия имеет теоретический, максимально общий характер. Эта дисциплина содержит базовые принципы и идеи, лежащие в основе других наук. В большинстве случаев философские труды достаточно субъективны, то есть в них можно найти отражение мировоззрения и личности автора Специфика философского знания включает изменчивость под влиянием различных эпох. Дисциплина несет в себе не только объективную информацию, но и духовные ценности, характерные для определенного отрезка времени. Философия проникает в самую глубь различных явлений. Она занимается изучением как окружающей действительности, так и самого механизма познания. Специфика философского знания предполагает рефлексию. Дисциплина обращена как вовне, то есть в мир предметов, так и внутрь, то есть на саму себя. Для философии характерна преемственность. То есть основополагающие принципы, выработанные прежними мыслителями, остаются неизменными. В то же время философское знание постоянно эволюционирует, дополняется. Оно достаточно динамично. Философия опирается на общие понятия, на определенные категории. Эта дисциплина фактически неисчерпаема, так как у познания нет никаких пределов. Однако в то же время философское познание ограничивается способностями и потенциалом мыслителя. Структура философского знания: 1. Онтология (называние происходит от гр. онто - "бытие") - раздел философии, изучающий бытие (его наиболее общие законы и принципы развития) 2. Гносеология (гносис "знание" гр. ) - раздел философии занимающийся проблемами познания (Что такое познание? Каковы законы познания? Можно ли познать истину? ) 3. Этика - раздел философии изучающий законы, принципы и нормы взаимоотношение людей друг с другом, способы достижения счастья. 4. Эстетика - раздел философии изучающий прекрасное, красоту (Что такое красота? Каковы законы прекрасного? ) 5. Социальная философия - раздел философии изучающий наиболее общие законы развития общества (Каковы причины возникновения общества? Каковы законы общего развития? В чем состоит цель общества? ) 6. Логика раздел философии изучающий основные законы и формы мышления. 7. Аксиология - учение о ценностях (Что такое ценность? Существуют ли общечеловеческие ценности? ) 8. Философия истории - раздел философии изучающий основные законы исторического развития (Каковы исторические законы? В чем цель истории? ) 9. Философия науки - раздел философии изучают законы научного развития (Каковы критерии научности знания? Каковы законы развития науки? Может ли наука дать человеку истинное познание окружающего мира?)

3.Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д – Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования.– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя – первична;Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия.– И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли. Центральная мировоззренческая проблема – об отношении человека к миру – конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию, об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии, т.к. через отношение человека, его сознания к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Любое философское учение основывается на его решении, опирается на него как на исходный принцип. имеет две взаимообусловленные стороны: онтологическую и гносеологическую (онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания). Вопрос о том, что является первичным – материальное или идеальное – представляет собой онтологическую сторону ОВФ. В зависимости от решения этого вопроса выделяется несколько основных философских направлений.
1)материализм 2)Идеализм 3)Дуализм
Гносеологическая сторона ОВФ решает проблему познаваемости мира (Познаваем ли мир? Может ли человеческое мышление составлять истинное, соответствующее действительности знание и мире?) В зависимости от решения этого вопроса выделяются следующие направления: 1)гносеологический оптимизм 2) скептицизм 3) агностицизм,

4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — одна из основных составных частей философского знания наряду с общей философией и философией природы. Имеется два подхода к ее определению: собственно философский и более узкий, социологический. Собственно философский подход предполагает решение шести основных общетеоретических проблем: 1) природа общества, его качественное своеобразие; 2) общие законы, движущие силы, стадии и этапы человеческой истории; 3) общество как целостная социальная система; 4) основные, фундаментальные цели, общественные идеалы, смысл истории, другие важнейшие общественные ценности; 5)судьба, перспективы человеческого общества, его истории, прогнозы будущего; 6) особенности, специфика познания общества, истории, социальная гносеология.
Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческогоaxios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5. Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. Но это не дословный перевод. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживался софисты. Главная задача философа,- считали они,- научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом сформировалось следующее определение философии: философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.
Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

6. Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т. е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия — это, таким образом, не просто новая дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.

Каковы предпосылки и механизмы возникновения философии? Здесь можно назвать три подхода: мифогенный, гносеогенный и этосогенный. Они лежат в различных плоскостях, что обусловлено отмеченным выше различим в понимании существа философии. Кратко позиции могут быть сформулированы так: мифогенная концепция предполагает происхождение философии из мифа как трансформацию образного мышления в понятийное (Гегель); гносеогенная концепция видит в происхождении философии социально-исторически обусловленную попытку дать разумное, более того, научное объяснение явлениям бытия (Маркс); этосогенная (этос — поведение) концепция видит исток философии в самом существе человека: в той мере, в которой он превращается в самого себя, в нем рождается потребность и способность к философствованию (можно отнести уже к Аристотелю).

В проблеме становления философии нельзя упустить и такой важный момент, как социально-исторический контекст. Философия — хрупкое создание, исключительно требовательное к внешним условиям. Причем требуются не «тепличные», а именно особые условия: наличие определенной интеллектуальной традиции, стимулы к ее развитию, определенная социальная модель, оставляющая избранным место для созерцательного досуга и т. д. В этом отношении рождению философии наиболее благоприятствовали условия, сложившиеся в евразийском географическом поясе от Греции до Китая в первую половину первого тысячелетия до нашей эры (К.Ясперс). Существует понятие «предфилософия» («протофилософия», «прафилософия») – это тенденции к рациональному осмыслению фундаментальных мировоззренческих проблем, которое, однако же, не выходило за рамки мифологического, религиозно-мифологического, художественно-мифологического осмысления мира. Предфилософия существовала в культурах Древнего Египта, Месопотамии, других культурах Ближнего Востока, а также в Греции, Индии и Китае до возникновения там собственно философии. В качестве примеров можно назвать осмысление истоков социальной несправедливости, соотношения добра и зла в жизни человека в древнеегипетских произведениях; тему смерти и бессмертия в древневавилонском сказании о Гильгамеше; тему судьбы в древнегреческих мифах; выделение мировых начал Инь и Ян в древнекитайской культуре; мифы о происхождении мира, существовавшие в разных культурах.

7. классический период, в условиях острых религиозно-философских споров, формируются основные классические школы Древней Индии – даршаны (букв. – видение, взгляд), а первыми систематическими изложениями индийской философии становятся сутры – сборники изречений и афоризмов.

Поскольку основным критерием классификации выступает отношение к Ведам, то эти школы принято делить на два основных течения:

▪ неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед), к которым относятся материалистическая локаята или чарвака, буддизм и джайнизм;

▪ ортодоксальные (базирующиеся на Ведах), к которым относятся веданта, миманса, санкхъя, йога, ньяя и вайшешика.

Неортодоксальные школы в индийской философии. Одна из них локаята (от «лока» - «этот мир»), близка к материалистическому воззрению. Эта школа возникла около 2500 лет назад. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Более поздней разновидностью локаяты выступает чарвака.

Согласно этому учению, реально существует только чувственно воспринимаемый мир, который образован из случайного сочетания четырёх вечных первоначал: земли, воды, воздуха и огня. Эти первоэлементы активны и самодеятельны, им внутренне присуща созидательная сила (свабха).

Сознание человека также возникает из этих первоначал при их определённой комбинации. При распадении живого тела на исходные первоначала исчезает и сознание. А потому смысл жизни – в устремлении к счастью, понимаемому как наслаждение.

В VI в. до н.э. в Индии зарождаются две значительные религиозно-философские системы – буддизм и джайнизм.

По легенде буддизм основал Сиддхартха Гаутама (625-543 до н.э.), получивший имя Будды (пробуждённый, просветлённый). Если брахманизм учил, что страдание – наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страданий, то буддизм стал утверждать, что любая жизнь – страдание: кем бы ни был человек, он обречён на болезни, старость, смерть.

Единственное средство избавиться то страданий – полностью выйти из сансары, осознав изменчивость и иллюзорность индивидуального бытия и приобщившись к четырём благородным истинам:

▪ жизнь есть страдание;

▪ причина страдания – привязанность к жизни, приводящая к круговороту рождений;

▪ необходимо избавление от этой привязанности;

▪ следует придерживаться пути пресечения корня страданий, срединного пути, отвергающего крайности как аскетизма (полного самоотречения), так и гедонизма (чувственных наслаждений). Это – восьмиступенчатая программа духовного возвышения, позволяющая преодолеть страдания и достичь нирваны (затухания, угасания). Достижение нирваны, т.е. трансцендентного перехода к полному бесстрастию и абсолютной отрешённости от внешнего бытия, очень трудно и означает победу человека над самим собой.

Джайнизм (основатель – Махавира Вардхамана, VI в. до н.э.) имеет своей центральной проблемой бытие личности, которое имеет два проявления – духовное (джива) и материальное (аджива). Их связывает карма – тонкая материя, сопровождающая душу в бесконечной цепи перерождений

На исходную карму, как следствие хороших или плохих дел, «оседает» всё новая и новая, отягощая душу. Закон кармы нельзя умилостивить жертвами богам, но его можно победить. Джина – тот, кто победил карму и приблизился к совершенству – мокше (нирване).

Для освобождения от кармы ещё при жизни нужен путь монашества, аскетизма, длительных постов, изучение священных текстов и соблюдение пяти обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владения собственностью. Но наиболее важным считается принцип ахимсы – ненанесенния ущерба живым существам.

8Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам. Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости оттого, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Недаром в «Законах Ману» - древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что «тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды.- П.Г.), должен быть изгнан как безбожник». В древней Индии первые философские системы возникают на основе ведической литературы, опираются на авторитет вед и осмысливают поставленные в них проблемы. Веды обширные многослойные тексты, записанные на языке Ариев – ведическом санскрите. В целом веды представляют собой священные тексты – шрути, которые были результатом откровения мудрецов – риши и выражали идеологию брахманизма, а затем индуизма.

Веды состоят:

1. Ригведа и Самаведа – (самхиты) сборники гимнов в честь богов 2. Яджурведа и Атхарваведа – жертвенные формулы и изречения магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни 3. Брахманы – мифологические, ритуальные и др. объяснения к самхитам 4. Араньяки, непосредственно примыкавшие к Брахманам - «лесные книги» - поучения для лесных отшельников, «ставших на путь знания» 5. Упанишады, примыкавшие к Араньякам и Брахманам – тексты эзотерического знания.

Школы и системы индийской философии разделяются на два больших

лагеря:

1. Ортодоксальные (астика)

2. Неортодоксальные (настика)

К первой группе принадлежат шесть главных философских систем:

1. веданта

2. санкхъя

3. йога

4. ньяя

5. вайшешика

6. миманса.

Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Гораздо последовательнее философская мысль в Индии представлена в послеведический период ее развития, когда философское мировоззрение сталкивается с мифологией и религией. Большое внимание получают неортодоксальные системы философствования как: 1. джайнизм 2. буддизм 3. чарвака – локаята.

Чарвака (чарвака-локаята) - пожалуй, самая неортодоксальная школа древнеиндийской философии. Как школа, даршана, т. е. доктрина споследователями, чарваки конституировались приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Этимология названия неясна. По одной версии слово «чарвака» происходит отглагола «чарв» - «есть, жевать» и является презрительным прозвищем длядревнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: «Ещь! пей! веселись!». В соответствии с другой версией термин «чарвака» происходит

от «чару» - «приятный» и «вак» - «слово», давая в результате «доходчивое, приятное слово». «Локаята» - синоним термина «чарвака». Он тоже неоднозначен. Санкритское «лока» означает «мир, универсум, место-уровень», а во множественном числе – «люди, народ, человечество». Прямая расшифровка термина «локаята» звучит как «ограниченность миром опыта простых людей». Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в

реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного

соединения четырех первоначал (первоначала - махабхуты, «великие сути»): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый - эфир. Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь,

по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью - свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что

происходит или случается в этом мире, непременно должно было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, вихпонимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. В махабхутах самих посебе никакой души, никакого сознания нет. Это - эффект целостности, то новое, что появляется в результате соединения, соответствующей комбинации

исходных элементов. К подобному выводу чарваков склоняли простыежизненные наблюдения. Например, такой: при смешении кинвы и некоторых других веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со смертью тела, а это не что иное, как распадение его на исходные

первоэлементы, исчезает и душа. Все знание чарваки выводили из чувств. В этом смысле они были

сенсуалистами. Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений. Они

различали, в частности, два вида умозаключений: 1) умозаключения, основанные на данных чувственного восприятия - они доказательны, им можно доверять, и 2) умозаключения, не опирающиеся на

данные чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям локаятики относили, в частности, брахманистское доказательство бытия Бога и бессмертия души. Чарваки были гедонистами: смысл жизни в счастье, а счастье в

наслаждении. Они прославляли естественные чувства и радости людей. Джайни́ зм («победитель») – древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение

вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны,

называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме.Если, согласно ведическому мировоззрению, человек находится в самсаре, т.е. бесконечной цепи перерождений и каждая новая жизнь, по закону кармы, рассматривается как воздаяние за грехи прошлых воплощений, то джайнизм уже строится на возможности освобождения от самсары и закона кармы. Для этого необходимы правильная вера, правильное поведение и правильное познание. Кто достиг этого, тот джина, т. е. победитель. Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, которые достоверным источником познания считают только восприятие. Они кроме восприятия допускают в качестве источников достоверного познания, логические выводы и свидетельства. Достоверное знание мы получаем тогда, когда они подчиняются логическим законам определенности. Джайнисты не верят в бога. Практикующиеджайны следуют учениям 24 особых джинов, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и

показал путь к спасению»). Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение

(дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах. Первая

устанавливает, что жизнь есть страдание; вторая - что причиной страданий является жажда жизни, жажда наслаждения; третья - что уничтожить страдания можно лишь, отказавшись от наслаждений, доставляемых жизнью; а четвертая указывает на путь, ведущий к уничтожению страданий. Предложен срединный, или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. Вслед за джайнизмом буддизм сосредотачивает свое внимание на освобождении от страданий, которыми переполнен мир. Будучи практически нравственно-

этическим учением, буддизм указывает путь, ведущий к умиротворенности и к избавлению от страданий. Нужно познать благородные истины и следовать им в целях просветления и достижения сверхзнания.


9ВОПРОС

Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами» и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. «Знание - действие –нравственность» - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей. В общих чертах древнекитайская космогоническая картина выглядит следующим образом: вначале был тай цзи («великий предел» - хаотически недифференцированное состояние мира, бытия); из него выделились инь и ян(две упорядочивающие силы: темное и светлое, женское и мужское, земное и небесное); закон их жизни - дао (взаимопревращение, или постоянная смена чередование инь и ян). Инь и ян вместе с опосредующим их цзы образуют триадическую спираль Дао: инь - цзы-ян. Отсюда, кстати и объяснение, почему все древнекитайские философы называются цзы: Лаоцзы, Кунцзы, Мэнцзы и т.

д. Они занимают срединное, «детское» (цзы буквально - дитя) положение и

являются мудрецами «центра». Своеобразной материалистической конкретизацией рассматриваемой

картины мира было учение о «пяти первостихиях» (воде, огне, металле, земле, дереве). В «Шу цзин» («Книге истории») говорится: «Первое начало - вода, второе - огонь, третье - дерево. Четвертое - металл и пятое 12; земля. [Постоянная природа] воды - быть мокрой и течь вниз; огня - гореть и

подниматься вверх; дерева - [поддаваться] сгибанию и выпрямлению; металла - подчиняться [внешнему воздействию] и изменяться; [природа] земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай.

То, что мокрое и течет вниз, создает соленое; то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое». К специфике древнекитайской философии следует отнести и ее сущностную обращенность к прошлому, в прошлое. Так, все выдвинутые ею

проекты идеального общества были в действительности не чем иным, как идеализацией глубокой древности, «золотого века» совершенномудрых правителей - Яо, Шуня и Вэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности был культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и

судьбы потомков. Для китайской древней философии характерна также тесная связь с

мифологией, мифами. Отличительной же особенностью последних был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших в них богов и духов. Важным, системообразующим элементом мифологии была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит от предопределения или воли неба. Земля, мир для них всегда - Поднебесная. Сыном неба перед своими подданными выступал государь, правитель. Его почитали как высшего посредника между людьми и небесными духами. Ссылки на мифы рассматривались в философии как самые

авторитетные аргументы. К особенностям древнекитайской философии необходимо причислить

также слабую разработку вопросов логики, равно как и сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развития логико-философской терминологии был иероглифический характер китайской письменности. Расцвет древнекитайской философии приходится на VI-III вв. до н. э.,

которые по праву называют золотым веком китайской философии. Здесь целое созвездие имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и ХаньФэйцзы. Мы остановимся только на первых двух -Лаоцзы и Конфуции как наиболее представительных, репрезентативных, для

всей древнекитайской философии. Конфуцианская философская традиция Конфуций (551-479 до н. э.), конфуцианство - визитная карточка китайской философии в целом. Главная работа великого Кунцзы (так в Китае называют Конфуция) – «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), представляет собой собрание нравственных поучений, записанных и систематизированных, кстати, его учениками. Эту книгу всякий образованный китаец стремился знать наизусть. Высшая сила, сила судьбы для Конфуция - Небо. Оно следит засправедливостью на земле, определяет для каждого человека его место и роль в

обществе, в частности принадлежность к «благородным» или «низким». Только при соблюдении воли Неба государство может быть сильным, а общество - богатым. Первейшая обязанность человека - постигать и выполнять волю Неба. Сам Конфуций познал волю неба в 50 лет, что и сделало его проповедником.

В центре внимания конфуцианства - вопросы воспитания, нравственно-духовного роста человека. Индивид должен жить в согласии с людьми и с самим собой, быть человеколюбивым, соблюдать «золотую середину», пролегающую где-то между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие, золотая

середина и взаимность составляют вместе «правильный путь» - дао, которому должен следовать всякий, кто хочет жить счастливо. Важное качество воспитанного человека - благопристойность, состоящая в

соблюдении приличий, под которыми Конфуций понимал прежде всего ритуалы, Ритуал. Благопристойность поэтому сводилась к этической ритуальности.

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Крупнейший представитель раннего

легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) —

инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на

землю. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном

Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по

реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право

дослужиться до первого министра. Легисты прославились тем, что когда они

приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Легизм противопоставил конфуцианскому «ли» закон «фа», воспитанию и

убеждению – наказание и принуждение. Человек злое существо, от рождения

стремящееся к выгоде и превосходству. Доброе и гуманное отношение к нему

толкают его на преступления. Поэтому условием общественного порядка

являются жестокие карательные меры даже за мелкие проступки, всеобщая

Наши рекомендации