Основные идеи и достижения античной философии доклассического и классического периодов

Понятие мировоззрения его структура, основные функции и исторические типы

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупно представляющая о: 1)окружающем мире 2) человеке 3) о взаимодействии 1 и 2.

Структура: знания, убеждения, ценности, идеалы

Функции:

1) упорядочивает,систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных

отношений 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Исторические типы: мифологическое – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение

религиозное – форма мировоззрения, по которой освоение мира

осуществляется через его удвоение на«земное» и «небесное» философское-система наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношении к миру

повседневно-обыденное – это совокупность знаний,

формирующихся в различных сферах жизни человека посредством

повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной

реальностью

научное складывается вместе с возникновением и

развитием науки.

Происхождение, предмет, структура и основные функции философии

Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении (переводится люблю мудрость)

Происхождение: источники -миф, конкретное научное знание, религия-миф знания и житейская мудрость

Предмет:наиболее общие законы развития природы, общества, мышления.

Структура: 1Онтология (как построен мир) 2Гносеология (теория познания) 3Аксиология (исследуется природа ценностей, их виды, структура, взаимосвязь, место в человеческом бытии.) 4Антропология (учение о человеке, человек как особая форма бытия) 5Социальная (отражает особенности общества, законы его функционирования и развития как целостной системы.)

Функции:

Мировоззренческая функция заключается в выработке

обобщенных представлений о мире, месте человека в нем, принципов взаимодействия человека с миром

Гносеологическая проявляется в обосновании

оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности

знания, в формировании учения о познании в целом.

Аксиологическая формирование общих представлений о значимости явлений природной, социальной и духовной деятельности для человека, группы людей, общества в целом

Праксиологическая выявление наиболее общих

законов, направлений, условий, целей, средств, методов организации и осуществления человеческой деятельности.

Критическая формирование принципов нормативного философского сознания для оптимального решения разнообразных философских проблем

Прогностическая развитие представлений о

будущих чертах и формах природных и социальных явлений

Синтетическая функция проявляется в интегрировании

философией как формой духовной культуры всех других ее форм.

Основные идеи и достижения античной философии доклассического и классического периодов

Онтологизм – направленность фило-го мышления на постижение сущности мира. Космологизм представляет собой создание моделей космоса как упорядоченного мира. 1)Классич.(натурфилос.) период 7-6 в.до.н.э. поиск первоосновы мира; космоцентризм – в жизни решающую роль играет природа в целом, её законы опред. порядок в жизни человека. Милетская школа(материалисты): Фалес (основа всего сущего – вода), Анаксимандр (первооснова- апейрон – некое мат-ое беспредельное начало, нах-ся в непрерывном дв-ии), Анаксимен(воздух - мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей). Гераклит (изменчивость мира – борьба противоположностей, ив мире нет ничего неподвижного; мир не создан никем из богов, а вечно живой огонь; признавал познаваемость мира, познание через органы чувств). Элейская школа: Демокрит (мир- вечная бесконечная реальность; атомы и пустота – два неразрывных первоначала; атомы отличаются внешне, их сочетания образуют весь мат-ый мир вцелом; чувств-ое восприятие ограниченно). Сократ(идеалист; настаивал на объективности этических норм; человек – микрокосм, в котором отражается весь мир; душа – способность к самопознанию; отлич-ая черта души – разум(сп-сть логич-ки мыслить; обнаружение добра в душе, истинная нравственность; диалектика – искусство вести спор, беседу; признание неведения позволяет людям продвинуться дальше). Платоном диалектика рассм-ась как умение ставить вопросы, давать ответы, как умение превращать единичное в общее и наоборот. Одновременно Платон выступает родоначальником логически согласованной системы объективного идеализма. Он впервые сформулировал положение о том, что все объекты материального мира имеют свою идею. Все идеи существуют до предметов и выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения. Идея – это прообраз каждой отдельной вещи, или эйдос. Вещь – это несовершенная копия идеи, а идея – недосягаемый образец для вещи. Мир идей – иерархически организованная система, которую венчает идея Блага. душа человека состоит из трех частей. Первая часть – разум, вторая – воля и благородные желания, третья – влечение и чувственность; идея идеал-го гос-ва и общества. Аристотель (В основе бытия находится первоматерия, элементы которой – огонь, вода, земля, воздух – составляют объективно существующие вещи. Любая вещь является результатом различных сочетаний этих элементов. Только обобщив чувственные впечатления о предметах, человек может обнаружить то общее, которое является сущностью природных процессов. Это позволило философу выделить критерии научного познания: доказательность, способность объяснять, единство знаний. Аристотель впервые построил классификацию наук. Определенное внимание уделял Аристотель вопросам развития и организации общества. Сущность государства усматривал в политическом сообществе людей, соединяющихся для достижения определенного блага. Идеальным считал то общество, которое опирается на частную собственность. При этом философ отвергал не только чрезмерное богатство, власть, но и чрезмерную бедность, отказ от материальных благ. Основу уравновешенной и благополучной жизни видел в умеренности, рассудительности и мудрости.

Наши рекомендации