Лекция 5. философия платона
Вопросы:
1. Краткие биографические сведения.
2. Сочинения Платона.
3. Онтология или «натурфилософия» Платона.
4. Учение Платона об идеях.
5. Теория познания Платона.
6. Учение Платона о душе.
7. Социально-политическое учение Платона.
8. Заключение.
1. Краткие биографические сведения.
Платон родился в Афинах между 430 и 427 гг. до н.э., и умер в 347 г. до н.э. там же. По некоторым свидетельствам его настоящее имя – Аристокл, а Платон – только прозвище.
Его семья принадлежала к богатому афинскому роду. Он был аристократом по происхождению, и по материнской линии его род восходил к законодателю Солону. Следуя семейной традиции, его готовили к политической деятельности, но судьба распорядилась иначе. Платон прошел полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика) и сначала занялся стихотворчеством, которое оставил, познакомившись с Сократом. После смерти Сократа в 399 году, Платон продолжил его дело по теоретическому опровержению релятивизма софистов, который рассматривался им как одно из проявлений общественного упадка. Своей целью Платон поставил задачу раскрытия принципов, на которых могла бы быть построена разумная политика идеального государства. Вместо участия в политической деятельности он обратился к исследованию того, что такое политика и какой она должна быть. При этом, размышляя об этих принципиальных вопросах, Платон имел в виду греческий полис. Он несколько раз пытался реализовать свои идеи о политике. Одна попытка была предпринята при власти тирана Дионисия I, правившего в сицилийском городе Сиракузы, другая — во времена правления его сына Дионисия II. Обе попытки потерпели полное фиаско, и Платону только чудом удалось вернуться в Афины.
Помимо путешествия в Сиракузы Платон совершил путешествие по Южной Италии, где познакомился с пифагорейцами. Встреча с ними оказала на него серьезное влияние. Их объединяли следующие общие воззрения: 1) внутренняя сущность всех вещей может быть описана математически; 2) мир дуалистичен, что выражается в разделении истинного бытия (идеи) и чувственного бытия (вещи); 3) душа бессмертна и переселяется из одного тела в другое.
Во второй половине жизни Платон основывал свою школу в Афинах, которая получила название Академия. На этом основании философов, которые принадлежали к школе Платона, стали называть «академиками». В афинской Академии обучали не только философии, но и геометрии, астрономии, географии, зоологии и ботанике. Одно из центральных мест занимало политическое образование. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. В платоновской академии обучались многие философы, которые стали потом знаменитыми, но самым знаменитым учеником Платона стал Аристотель.
2. Сочинения Платона.
Сочинения Платона сохранились в значительном количестве. От Платона сохранилось около 30 малых и больших диалогов, а также ряд писем. Трудность восстановления учения Платона, таким образом, связана не с недостатком сохранившихся произведений, а скорее с манерой, в которой написаны диалоги. Они не содержат окончательных выводов и положений, и сам Платон предстает в них крайне редко: он никогда не выступает под собственным именем, говоря от лица разных персонажей. Кроме того, следует учитывать изменение взглядов Платона на протяжении его жизни.
Сочинения Платона дошли до нас в своей полноте, упорядоченные грамматиком Трасиллом, они могут быть сгруппированы по следующим девяти тетралогиям:
1. «Евтифрон», «Апология Сократа», «Критон», «Федон».
2. «Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик».
3. «Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр».
4. «Алкивиад I», «Алкивиад II», «Гиппарх», «Любовники»(«Соперники»).
5. «Феаг», «Хармид», «Лахет», «Лисид».
6. «Евтидем», «Протагор», «Горгий», «Менон».
7. «Гиппий Меньший», «Гиппий Больший», «Ион», «Менексен».
8. «Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий».
9. «Минос», «Законы», «Эпиномид», «Письма».
3.Онтология или «натурфилософия» Платона.
Для натурфилософии Платона основополагающим является диалог «Тимей», где описывается происхождение космоса. Это сочинение считается одним из самых сложных сочинений Платона.
Описывая возникновение космоса Платон исходит из того, что окружающий нас мир, как все чувственно-воспринимаемое, возникает и гибнет. Но все возникающее должно иметь причину своего возникновения. Платон выделяет два вида причин: одаренные умом (божественный Ум, Демиург, «творец и родитель вселенной», предназначение которого заключается в том, чтобы сотворить вещественное), и лишенные разума (сила необходимости Ананке, которая, в отличие от Ума сама телесна, находится в движении и меняет формы под воздействием того, что в нее входит). Согласно Платону, силой необходимости возникают четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Здесь Платон, бесспорно, воспроизводит концепцию, которая характерна для всей античной философии. Он считает, что изначально материя текуча («растекается влагой», «пламенеет огнем» и т.д.), т.е. пребывает в состоянии неопределенности. Она трясется, колеблется и дробится до тех пор, пока элементы не обособятся в пространстве. Обособившиеся элементы становятся полем, где проявляется творческая деятельность Демиурга.
Таким образом, согласно Платону, мир рождается из сочетания двух противоположных причин: ума и необходимости. В отличие от необходимости, ум – творческий дух, поэтому, прежде чем он создать что-либо, он должен сформировать намерение: Демиург намеревается создать прекрасный космос и работает, имея перед собой некий образец. Он не создает модели, они для него уже существуют. Эти образцы, в соответствии с которыми творит Демиург – платоновы идеи или эйдосы.
4. Учение Платона об идеях.
Идея – бестелесный, вечный и неизменный объект, в число которого входят идеальные вещи, свойства, отношения (например, знание само по себе, красота сама по себе, равенство как таковое).
Идеи тождественны в себе, т.е. не изменяются, не переходят в свою противоположность, дают идеальные модели вещей. При этом идеи – это особого рода вещи, а не понятия, некие абстрактные объекты, «бестелесные вещи», которые помещены в особое пространство, находящееся вне пределов космоса и называемое Платоном «занебесная область» или «гиперурания».
Платон считает, что идеи и вещи существуют раздельно. Однако, есть необходимые отношения, которые существуют между ними: вещь – подобие идеи. Вещи и идеи сообщаются друг с другом, и в этом контакте идеи играют роль сущности и причины вещей. Вещи, их свойства и отношения проявляются только через причастность соответствующим идеям.
5. Теория познания Платона.
Ответ на вопрос «что такое знание?» Платон дает в духе апофатической (отрицательной) диалектики, т.е. пытается определиться с тем, что знанием не является, а затем уже перейти к положительному определению. Он снимает статус знания с таких «традиционных» форм знания, как ощущение, как истинное и ложное мнение (об ощущениях), отвергая тем самым все общепризнанные подходы к знанию.
Здесь необходимо отметить, что Платон, когда он говорит «знание», подразумевает чистое знание, знание само по себе. Истинное знание для него, таким образом, – это то, которое дается ни через ощущение, ни через рассудок. Оно требует действия ума или чистого мышления.
Ощущение и рассудочное знание происходят из совпадения наших чувств и рассудка с предметами или вещами чувственного мира, истинное же знание – из совпадения нашего ума с истинной и вечной сущностью вещей, т.е. с миром идей.
Постижение идей по Платону происходит:
1. через рефлексию (diano…a), которой соответствует знание математическое, восходящее от чувственного мира к миру идей.
2. через прямое умозрение (no»sij), которому соответствует знание философское или диалектика, сначала и до конца пребывающая в области чистой мысли.
Основным органом познания по Платону является душа. И именно с учением о душе связано представление Платона о знании как припоминании.
6. Учение Платона о душе.
Платон учит о душе, используя мифологические образы. Он представляет душу в виде колесницы, которой управляет разум-возничий, а кони, дурной и добрый, тянут душу в мир вещей и мир идей соответственно. Задача разума, по Платону, удержать душу в ее ориентации на идеи. Душа- колесница движется по краю занебесной области, созерцая идеи, однако рано или поздно она падает в тело, попадая в несовершенный мир. При этом она испытывает такой шок, что забывает все, что до этого видела, хотя то знание, которое она получила, сохраняется в ней. Перед душой, таким образом, встает задача: восстановить то знание, которое она имела. Импульсом для припоминания, говорит Платон, служит чувственное восприятие, но припоминанию истинного знания может служить также философская беседа, умелое ведение которой может открыть в человеке такие вещи (знания), о которых он даже не подозревал. Однако, при всем том, Платон считает, что душа мыслит лучше, если ей «не мешает» тело, если познание не замутнено чувственным восприятием, удовольствием и тому подобными вещами. Все это становится возможным, если признать за душой бессмертие и возможность переселения душ (метемпсихоз), что в полной мере осуществляется Платоном.
7. Социально-политическое учение Платона.
Учитель Платона Сократ считал, что добродетель является в определенном смысле знанием, и что добродетели можно научить. Беседуя с людьми и подталкивая их к размышлению, их можно сделать добродетельными. Тогда люди начинают поступать правильно и становятся счастливыми. Платон соглашается с этим тезисом и дополняет его утверждением о том, что правильное знание является знанием идеи Блага.
Но Платон не верит в то, что все люди способны стать добродетельными. Мы можем рассматривать этот вывод как следствие учения об идеях: идеи трудны для понимания, познание идей требует значительных умственных способностей, дисциплины и длительной подготовки. Поэтому только немногие могут достичь адекватного знания идей. В результате, большинство людей не способно путем собственных усилий стать добродетельными, а значит, вести моральную жизнь и быть счастливыми. Поэтому немногие избранные, которые обладают знанием идей, т.е. являются добродетельными, должны вести остальных по верному пути.
Упрощенно говоря, Платон выдвинул следующее условие для создания здорового города-государства: властью должны обладать те, кто знает истину, а не народ или малознающие и недобродетельные единоличные правители. Средством для достижения этой цели является всеобщая система образования, в которой каждый имеет одинаковые возможности и, в соответствии с этим, каждый может найти в полисе подобающее его способностям место. Предпосылкой здесь являются различия людей.
Платон говорит метафорически, что некоторые люди сделаны из золота, другие из серебра, а остальные из железа и меди, выделяя таким образом классы: правителей (философов), стражей и производителей (ремесленников и земледельцев). Далее Платон соотносит три выделенных класса с тремя общественными функциями и тремя добродетелями: одаренные мудростью будут править обществом, обнаружившие мужество будут защищать общество, проявившие умеренность и заботливость будут производить необходимые обществу продукты.
Если каждый занят тем, для чего он подходит наилучшим образом, и когда все социальные функции реализуются наилучшим способом, считает Платон, то общество является справедливым.
В своем социально-политическом учении Платон нашел то, что очень точно соответствует его учению об идеях, а именно: идеальное общество, в котором совпадают власть и компетентность. Это общество имеет вид пирамиды, подвешенной за свою вершину, посредством невидимой связи между правителями и идеей блага, и эта связь является неразрушимой, поскольку идея блага полностью воплощена в правителях.
8. Заключение.
После смерти Платона осталась его философская школа – Академия. Академия была основана в 388 г. до н.э. и ее основание стало событием достопамятным, поскольку в Греции еще не было институтов подобного типа. Цель этой уникальной школы состояла не в том, чтобы собирать знание для эрудиции, но в том, чтобы формировать, через определенным образом организованное знание, людей нового типа, способных обновить государство. В основе такой программной установки лежало убеждение, что знание облагораживает людей, а значит, через последних, общество и государство. Ради этой цели Академия открыла двери личностям самой разнообразной формации и несовпадающих тенденций. Но уже, начиная со Спевсиппа (внука Платона), принявшего Академию в 347—338 гг., начался ее неуклонный закат. Спевсипп отрицал существование идей и идеальных чисел, сведя весь интеллигибельный мир Платона к математическим сущностям. И хотя он допускал уровни возрастающей величины, душу, чувственное, все же ему не удалось органическим и систематическим образом отстроить этажи метафизики и скрепить их высшим принципом. За Спевсиппом воспоследовал Ксенократ, управлявший Академией с 339 по 314 гг. Единое и Диада — два высших принципа, по Ксенократу, от которых проистекают все вещи. Он видел философию в виде триптиха: "физика", "этика" и "диалектика", эта схема имела успех в течение почти полтысячелетия эллинистической мысли. После смерти Ксенократа Академию полстолетия возглавляли три мыслителя: Полемон, Кратет, Крантор, которые сделали детище Платона почти неузнаваемым. В их сочинениях, лекциях, как и в образе жизни, доминировали уже знаки новой эпохи, которой, куда более яркое выражение дали эпикурейцы, стоики и скептики.
Литература
Виндельбанд В. Платон // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность. СПб., 1994.