Философия Платона – философия объективного идеализма.

Платон - ученик Сократа, основатель объективного идеализма. Идеализм Платона – это рациональная система, до него идеализм был индивидуальным. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а материальный мир - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен.

Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

Душа по Платону бестелесна и существует вечно и не возникает одновременно с телом. Тело однозначно подчиняется ей. Она состоит из 3 иерархически упорядоченных частей:

1) высшая – это разум; 2) воля и благородные желания; 3) влечение и чувствование. В зависимости от того, что преобладает, человек направлен либо на высокое, либо на дурное.

Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. Платон считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе .

Характеризуя бытие как вечное, неизменное, познавал лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Чтобы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию. Выше всех идея красоты и добра. Её познания являются вершиной действительного познания.

Идеальное государство возникает как общество социальных групп: правители (у них преобладает разум – это философы), стратеги (преобладает воля – это воины), производители (земледельцы и ремесленники - у них влечения должны быть управляемыми и умеренными). Трем сословиям соответствует 3 основные добродетели: соответственно мудрость, храбрость и умеренность. 4 добродетель – справедливость – появляется, когда каждое сословие выполняет свою задачу..

Философия Аристотеля.

Аристотеля интересовали вопросы: «чем должна заниматься Ф?» и «имеет ли она право на существование?» По его мнению, предметом Ф не должна быть природа, а что-то сверхприродное, сверхчувствительное, сущность, которая шире, чем природа. Ф может иметь право на существование только при наличии сверхчувствительного начала, вечного и неподвижного. На вопрос о сущности нематериальной, самостоятельной сущности Аристотель дает положительный ответ. Этими первосущностями должна заниматься первофилософия (метафизика), которая является божественной наукой. Аристотель первым дает определение материи – то, с чего созданы все вещи и во что в результате они разрушаются. Первая часть учения Аристотеля посвящается критике мира идей его учении Платона. Он считает, что они бесполезны для познания, т.к. в них нет ничего нового, что есть в вещах. Рассматривая одни и те же идеи в разных отношениях, в одном случае они могут быть более общими, в другом – менее. Мир чувственно воспринимаемых идей является реальным миром, а не тенью мира идей Платона. Материя не может быть сущностью. Она есть необработанный материал, не имеющий формы, который сводится к первоматериям: вода, воздух, земля, огонь. Первоматерия, которая может получить любую форму, неподвижна и непознаваема, а оформленные виды материи – познаваемы. Аристотель считал, что материя вечна. Любая вещь вторична по отношению к материи и форме. Материя есть возможность получить форму. Выделяя в качестве основы единичные вещи, их формы как сущности, Аристотель должен ответить на вопрос – «кто является источником этих форм, общих понятий?» Таким источником является Бог-философ, основным видом деятельности которого является мышление. Он есть мышление о мышлении, он неподвижен и не имеет частей. Заслуга Аристотеля состоит в том, что, пытаясь раскрыть содержание общих понятий (форм), он опирается на логическое доказательство, а не на мировую душу, подчеркивая, что все с мире логично.

Все живое обладает душой. 3 вида души: 1) растительная, способная к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная – живая, обладающая способностью воспринимать формы с помощью ощущений 3) разумная - присуща Ч, способная познавать и думать.

Как и Платон, Аристотель занимается проблемами общества и государства. Он согласен с Платоном, что в обществе должны сотрудничать философы, торговцы и ремесленники, конечным продуктом деятельности которых является справедливость. Порядок в обществе зависит от формы правления. Только правильные формы правления способствуют снятию противоречий. К таким Аристотель относит: монархия (власть благородного, божественного происхождения); аристократия (власть благородная). Наилучшей формой правления является полития (сочетает в себе знатность, благородство, богатство и право). Неправильными формами правления по Аристотелю являются: тирания, олигархия, демократия. Худшим правлением Аристотель считал охлократию – все граждане пользуются правами, но не выполняют своих обязательств.

Философия эпохи эллинизма.

Средневековая философия складывается в 1-4 вв. н.э Её основу составили поздние античные учения эпохи Эллинизма. Особенность средневековой Европеоидной цивилизации обусловлена развитием христианства. Христианство с 5 в. превращается в универсальную религию. Оно дало единую для всех слоев общества и всех европейских народов систему ценностей.

Христианство, утверждается в борьбе с язычеством, т.е. с античности. Ещё в 4-5 вв. сильно было влияние неоплатонизма. Христианство как идеология Европы начинает развиваться и христианская философия. Для христианской философии характерны следующие черты: 1) теоцентризм -утверждение Бога как центра бытия. 2) креационизм - учение о сотворенное™ мира Богом. 3) эсхатология - учение о неизбежности конца света и страшном суде. 4) провиденциализм - учение о предопределённости судьбы мира. 5) теодицея - оправдание Бога. Средневековая ф-фия проходит в развитии этапы: 1) апологетика (2-3 вв.),2) патристика (4-5 вв.),3) схоластика (начиная с 6 вв. до серед. 14 в.).

Апологетика - защищать, восхвалять, зашита христианской веры в борьбе с язычеством. Апологеты не создали своих философских систем, но наметили круг проблем, ставших главными для ф-фии (О Боге, сотворении мира, природе человека, целях его существования).

Патристика - сочинения отцов церкви, заложившие основы христианской догматики. Догматика - осн. положения вероучения, которые признаются как безусловные, непререкаемые для всех верующих. Вершина развития патристики - творчество АврИлия Августина (Августин Блаженный) (354-430). Он непререкаемый авторитет в философии и богословии до 13 в. Построил свою онтологию переосмыслив идеи неоплатонизма.

Бог - высшее бытие, которое опред. мировой порядок. Мир не однороден, составляет непрерывную лестницу существ. Бог сотворил мир из ничего, по своей доброй воле, а не по необходимости. Особое место занимает человек - микрокосм, сотворенный по своему образу и подобию, он соединяет природу матер, тел и обладает разумной душой и свободой воли. Новым в сочинениях Августина - было обращение к человеку как к личности и к динамике истории. Первой проблеме посвящена его книга Исповедь, где он формулирует положение о необходимости божественной благодати для спасения души. Процессы историч. развития он рассматривает в трактате о граде Божьем, где даёт богословское понимание историч. процесса, которым руководит божеств, провидение. Через все его сочинения проходит идея фатализма. Гл. вопрос его ф-фии - соотношение веры и разума. Вера не зависит от разума, она самостоятельный источник истины. Истина заключена в Боге. Вера предшествует разуму, является его предшественником.

Наши рекомендации