ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 1. Правомерно ли в мифе и в мифическом сознании искать постановку и ответ на вопрос: «Люди так живут
1. Правомерно ли в мифе и в мифическом сознании искать постановку и ответ на вопрос: «Люди так живут, потому что они так думают или люди так думают, потому что они так живут?»
Обоснуйте свой ответ.
2. О сущности религии и её происхождении учёные высказывают много различных мнений:
а) У. Джемс, крупный психолог-религиовед начала XX века, считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.
б) Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов.
в) Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи.
г) 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию.
д) Л. Фейербах рассматривал религию как отражение иного бытия.
3. «У науки есть свои пределы. Наука занимается только тем, что человек видит, осязает, что слышит или о чем может умозаключить из того, что видит и наблюдает. Но есть другая область… область веры. Кроме видимого мира есть невидимый – он недоступен науке, но доступен вере».
а) Представители какого философского направления могут согласиться с этим рассуждением?
б) Можно ли опровергнуть или доказать утверждение о совместимости знания и веры?
4. «Материализм, подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-научной области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма» (Ф. Энгельс).
а) В каких формах существует материалистическое мировоззрение? В чем принципиальная разница между ними?
б) Отрицает ли каждая последующая форма материализма содержание понятия «материя», заключенное в предыдущей форме?
5. Проанализируйте приведенные высказывания о философии.
а) «Философия – это эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель).
б) «Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт).
в) «Предмет философии – логический анализ языка науки» (Л. Витгенштейн).
г) «Имеется только один истинно серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Все остальное – шутки, так как раньше всего надо ответить на этот вопрос» (А. Камю).
д) «В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия» (К. Ясперс).
Определите, какие этапы развития и какие направления нашли отражение в вышеприведенных высказываниях.
6. Сравните высказывания:
а) «Философия есть учение об отношении «Я» и «не Я», или, что то же, отношение между мышлением и бытием» (А. Лосев).
б) «Исторически каждое новое направление возникло в результате предшествующего философского анализа соответствующего предмета и методов исследования. Благодаря этому философия получила название «матери всех наук» (Эммери Ф.).
в) «Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей» (Данем Б.).
Укажите, какие функции философии определены в этих суждениях?
7. К каким направлениям в философии относятся следующие высказывания?
а) «Существовать – значит быть воспринимаемым».
б) Бог не существует.
в) «Я мыслю, следовательно, я существую».
г) Мир существует вне сознания людей, человека, человечества.
д) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.
е) Развитие мира определяется изначально заданной целью.
ж) Основа мира – это число и гармония.
8. К каким направлениям в философии относятся взгляды, выраженные в следующих отрывках?
а) «Мир не существовал, пока он мной не создан был;
Я солнце золотое призвал восстать из зыби водяной;
С тех пор, как я живу, стал месяц ясный
Вокруг земли свершать свой бег прекрасный» (И. Гете).
б)»Этот мир есть человеческий мир…Взятый вне нас, людей, он не существует. Реальность мира зависит от нашего сознания… Так, вещь может существовать вне ума индивида, но не вне вселенского ума. Она существует лишь постольку, поскольку она ощущается какого-либо рода сознанием» (Р. Тагор)
в) «Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет темноты.
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг» (Маршак С.Я).
г) «Мир есть «не-Я», созданное нашим «Я» (Фихте).
д) «Мир есть абсолютная идея» (Гегель).
е) «Мир есть воля» (Шопенгауэр).
ж) «Мир есть понятие и представление» (Ремке).
з) «Физическое есть подстановка психического» (Богданов).
9. Какая из двух предложенных ниже программ социального действия связана с материалистической философией, а какая с идеалистической? Оцените их эффективность.
а) Не природа создает дурных людей – наши учреждения заставляют их быть такими. Чтобы сделать людей лучше, надо поставить их в лучшие социально-политические условия. Нужно не проповедовать добродетели, а создавать их правильным устройством общественных отношений.
б) Для того чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или в людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели их.
10. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:
а) материализм – это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);
б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;
в) материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;
г) материализм – это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.
ЛИТЕРАТУРА
Аристотель. Метафизика / Аристотель // Аристотель. Сочинения. Т. 1. – М., 1976.
Библер, В. С. Что есть философия? / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1995. – № 1.
Вольф, Р. П. О философии / Р. П. Вольф. – М., 1996.
Джеймс, У. Введение в философию. Проблемы философии / У. Джеймс, Б. Рассел. – М., 2000.
Джентиле, Д. Введение в философию / Д. Джентиле. – СПб., 2000.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.
Коган, Л. А. О будущем философии / Л. А. Коган // Вопросы философии. – 1996. – № 7.
Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М., 1990.
Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991.
Никифоров, А. Л. Природа философии: Основы философии / А. Л. Никифоров. – М. : Идея-Пресс, 2001.
Нагель, Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию / Т. Нагель. – М., 2001.
Свинцов, В. Основной вопрос философии: миф или реальность? / В. Свинцов // Общественные науки и современность. – 1995. – № 4.
Степин, В. С. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого / В. С. Степин // Вопросы философии. – 1997. – № 5.
Философия : учебное пособие для студентов нефилософских специальностей : в 2 ч. / В. П. Кошарный, Р. А. Волкова, Д. Е. Мануйлова [и др. ] ; под общ. ред. проф. В. П. Кошарного. – Пенза, 2005. – Ч. 1.
Хайдеггер, М. Что такое философия / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8.
Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.