Классицизм в западноевропейской литературе
Рабочая программа по дисциплине ДПП
«История зарубежной литературы»
Специальность 050301 Русский язык и литература
Курс – 2
Семестр – 3
Всего часов – 113 часов
Лекции – 36 часов
Лабораторные –
Практические и семинарские занятия – 18 часов
Самостоятельная работа – 32 часов
Форма отчетности: экзамен – 3 семестр (27 часов)
Программа составлена на основе ГОС ВПО по 050301 Русский язык и литература
Программу разработал:
доктор филологических наук, профессор Г.Н. Ермоленко
Программа утверждена на заседании кафедры литературы и методики её преподавания СмолГУ
Протокол № 4 от «25» декабря 2009 г.
Завкафедрой, проф. Г.Н. Ермоленко __________________
Смоленск
2009 г.
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Разделы нормативного курса и виды занятий 4
3. Содержание лекционного курса 5
4. Дидактические материалы (планы практических занятий) 7
5. Рекомендуемая литература 11
6. Вопросы к экзамену 15
7. Контрольные материалы 17
8. Экзаменационные билеты
Пояснительная записка
Курс истории зарубежной литературы XVII-XVIII вв. является одним из разделов общего нормативного курса истории зарубежной литературы.
Цель дисциплины:
-изучение основных явлений западноевропейского литературного процесса XVII-XVIII вв., эстетических принципов ведущих литературных направлений и течений (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм), творчества крупнейших писателей, важнейших литературных памятников эпохи, творческих связей русской и зарубежной литературы в рассматриваемый период.
Задачи курса:
- освоение студентами программы курса, приобретение соответствующих теоретических знаний,
- знакомство с основными литературными памятниками,
- приобретение навыков литературоведческого анализа изучаемых произведений.
Освоение курса способствует решению следующих задач профессиональной подготовки филолога-русиста, преподавателя русского языка и литературы:
- расширение культурного кругозора, формирование общей филологической культуры,
- формирование мировоззрения и исторического сознания,
- формирование умений и навыков анализа произведений русской литературы в контексте общемирового литературного процесса.
Основными дидактическими принципами обучения данной дисциплине являются:
- принцип соединения теоретического обучения и формирования и контроля практических навыков владения материалом,
- принцип проблемности содержания обучения в процессе его развертывания в образовательном процессе,
- принцип адекватности форм организации учебной деятельности целям и содержанию курса,
- принцип межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой).
После освоения семестрового курса студент должен на курсовом экзамене продемонстрировать:
- владение суммой общетеоретических знаний в области развития литературного процесса рассматриваемого периода, понимание эстетической природы и сущности литературных направлений и течений эпохи,
- знание основных этапов творчества ведущих писателей,
- умение анализировать художественные особенности изученных в течение семестра важнейших литературных произведений.
Разделы нормативного курса и виды занятий
№№ | Тематический план | Всего часов | лекций | семинаров | Самост. работы | |
1. | Зарубежная литература XVII в. | |||||
Введение | ||||||
Литература барокко | ||||||
Классицизм в литературе Европы | ||||||
Жанр классицистической трагедии | ||||||
Комедия классицизма | ||||||
2. | Зарубежная литература XVIII в. | |||||
Введение | ||||||
Английская литература XVIII в. | ||||||
Французская литература XVIII в. | ||||||
Немецкая литература XVIII в. | ||||||
Итальянская литература XVIII в. | ||||||
Проза XVIII в. | ||||||
Драматургия XVIII в. | ||||||
Поэзия XVIII в. | ||||||
Трагедия И.-В. Гете «Фауст» |
Содержание лекционного курса
Вводная лекция
XVII - период ломки старого общественного уклада. Основные исторические события эпохи (Тридцатилетняя война, Английская буржуазная революция, Фронда). XVII век как век науки. Влияние научных открытий на культуру и литературу. Философия рационализма. Р. Декарт. Религия во взаимоотношениях с культурой и литературой. Периодизация литературы. Основные направления.
Литература барокко
Теория барокко в трудах Б. Грасиана и Э. Тезауро. Поэты барокко (Л. де Гонгора, Д. Мариино, А. Грифиус, Д. Донн, Теофиль де Вио). Барочный театр П. Кальдерона. Типология барочного романа. Х. Гриммельсгаузен. Черты барокко в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай».
Классицизм в западноевропейской литературе
Теория французского классицизма. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Поэзия французского классицизма. Реформа стихосложения и формирование жанра оды в творчестве Ф. Малерба. Сатиры Буало. Басни Лафонтена. Проза классицизма. Жанр афоризма. Роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская».
Классицизм в других литературах. М. Опиц. Д. Драйден.