Классицизм в западноевропейской литературе

Рабочая программа по дисциплине ДПП

«История зарубежной литературы»

Специальность 050301 Русский язык и литература

Курс – 2

Семестр – 3

Всего часов – 113 часов

Лекции – 36 часов

Лабораторные –

Практические и семинарские занятия – 18 часов

Самостоятельная работа – 32 часов

Форма отчетности: экзамен – 3 семестр (27 часов)

Программа составлена на основе ГОС ВПО по 050301 Русский язык и литература

Программу разработал:

доктор филологических наук, профессор Г.Н. Ермоленко

Программа утверждена на заседании кафедры литературы и методики её преподавания СмолГУ

Протокол № 4 от «25» декабря 2009 г.

Завкафедрой, проф. Г.Н. Ермоленко __________________

Смоленск

2009 г.
Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка 3

2. Разделы нормативного курса и виды занятий 4

3. Содержание лекционного курса 5

4. Дидактические материалы (планы практических занятий) 7

5. Рекомендуемая литература 11

6. Вопросы к экзамену 15

7. Контрольные материалы 17

8. Экзаменационные билеты

Пояснительная записка

Курс истории зарубежной литературы XVII-XVIII вв. является одним из разделов общего нормативного курса истории зарубежной литературы.

Цель дисциплины:

-изучение основных явлений западноевропейского литературного процесса XVII-XVIII вв., эстетических принципов ведущих литературных направлений и течений (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм), творчества крупнейших писателей, важнейших литературных памятников эпохи, творческих связей русской и зарубежной литературы в рассматриваемый период.

Задачи курса:

- освоение студентами программы курса, приобретение соответствующих теоретических знаний,

- знакомство с основными литературными памятниками,

- приобретение навыков литературоведческого анализа изучаемых произведений.

Освоение курса способствует решению следующих задач профессиональной подготовки филолога-русиста, преподавателя русского языка и литературы:

- расширение культурного кругозора, формирование общей филологической культуры,

- формирование мировоззрения и исторического сознания,

- формирование умений и навыков анализа произведений русской литературы в контексте общемирового литературного процесса.

Основными дидактическими принципами обучения данной дисциплине являются:

- принцип соединения теоретического обучения и формирования и контроля практических навыков владения материалом,

- принцип проблемности содержания обучения в процессе его развертывания в образовательном процессе,

- принцип адекватности форм организации учебной деятельности целям и содержанию курса,

- принцип межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой).

После освоения семестрового курса студент должен на курсовом экзамене продемонстрировать:

- владение суммой общетеоретических знаний в области развития литературного процесса рассматриваемого периода, понимание эстетической природы и сущности литературных направлений и течений эпохи,

- знание основных этапов творчества ведущих писателей,

- умение анализировать художественные особенности изученных в течение семестра важнейших литературных произведений.

Разделы нормативного курса и виды занятий

№№ Тематический план Всего часов лекций семинаров Самост. работы  
1. Зарубежная литература XVII в.  
  Введение      
  Литература барокко    
  Классицизм в литературе Европы      
  Жанр классицистической трагедии    
  Комедия классицизма    
2. Зарубежная литература XVIII в.  
  Введение      
  Английская литература XVIII в.      
  Французская литература XVIII в.      
  Немецкая литература XVIII в.      
  Итальянская литература XVIII в.      
  Проза XVIII в.      
  Драматургия XVIII в.      
  Поэзия XVIII в.      
  Трагедия И.-В. Гете «Фауст»      

Содержание лекционного курса

Вводная лекция

XVII - период ломки старого общественного уклада. Основные исторические события эпохи (Тридцатилетняя война, Английская буржуазная революция, Фронда). XVII век как век науки. Влияние научных открытий на культуру и литературу. Философия рационализма. Р. Декарт. Религия во взаимоотношениях с культурой и литературой. Периодизация литературы. Основные направления.

Литература барокко

Теория барокко в трудах Б. Грасиана и Э. Тезауро. Поэты барокко (Л. де Гонгора, Д. Мариино, А. Грифиус, Д. Донн, Теофиль де Вио). Барочный театр П. Кальдерона. Типология барочного романа. Х. Гриммельсгаузен. Черты барокко в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай».

Классицизм в западноевропейской литературе

Теория французского классицизма. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Поэзия французского классицизма. Реформа стихосложения и формирование жанра оды в творчестве Ф. Малерба. Сатиры Буало. Басни Лафонтена. Проза классицизма. Жанр афоризма. Роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская».

Классицизм в других литературах. М. Опиц. Д. Драйден.

Наши рекомендации