Темы творческих заданий по философии

1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»


  • Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?

  • В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

  • Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

  • Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».


  • Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

  • Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

  • В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.

3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил,

Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.


Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».


  • Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

  • Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.

  • Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования.


  • В чем это проявляется в современном мире?

  • Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным?

  • Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».

6. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия.


  • Кратко охарактеризуйте каждую из них.

  • Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства?

  • В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?

7. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть».


  • Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией

  • Какие мировоззренческие установки отражает признание их первенствования? Приведите примеры.

  • Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.

8. Автор учебного пособия В. С. Барулин в одном из параграфов своей книги «Социальная философия» пишет, что «XIX век - время конструирования социальной философии, ее предметное самоопределение». И решительный шаг в этом был сделан усилиями четырех великих философов: Г. Гегелем, К. Марксом, О. Контом, Г. Спенсером.


  • Что значит «предметное самоопределение философии»?

  • Что нового в развитие социальной философии вносит каждый из перечисленных мыслителей?

  • Чем принципиально их взгляды отличаются от предшествующих философских взглядов на общество?

9. Ш. Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей».


  • Что такое «случайности фортуны»?

  • Что имеет в виду Ш. Монтескье, говоря о «природе вещей»?

  • Какая (по сравнению с заданием 2) мировоззренческая установка здесь зафиксирована?

  • Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?

10. Прокомментируйте следующую оценку К. Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».

11. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич).


  • Что такое ценность? Какие бывают ценности?

  • Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»?

  • Что такое «святыня»?

  • Назовите святыни человека. Какую роль они играют в его жизни?


12. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей.


  • Каково основное значение этого понятия?

  • Почему свободу можно истолковать и как своевольный бунт, и как возможность творчества?

  • В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?

  • Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?

  • «Любовь, по сути, определяет фундаментальные основы бытия» (П. С. Гуревич).


«Любовь – лишь одна из немногих страстей. Она оказывает не столь уж большое влияние на жизнь в целом». (С. Джонсон, англ. критик).


  • Что такое любовь как ценность?

  • Какая точка зрения Вам ближе?

  • Какое место занимает любовь в жизни человека?

13. Все потребности человека выходят на соответствующие типы сознания в виде соответствующих ценностей. Определите эти ценности.


  • Физические – на здоровье

  • Экологические – __________ .

  • Материальные – __________ .

  • Познавательные – _________ .

  • Нравственные – __________ .

  • Социальные – _________ .

  • Политические – ________ .

  • Правовые – ___________ .

  • Религиозные – _________ .

  • Философские – _________ .

  • Эстетические – _________ .

14. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих».

Приложение №5.

Темы рефератов.

1. Дискуссия о происхождении философии.

2. Роль городской культуры в формировании философского мышления.

3. Мифология и философия как формы духовного освоения мира.

4. Становление философского знания в Древнем Китае. Диалектика учения о силах «ян» и «инь» и ее отражение в искусстве.

5. Влияние китайской философии на эстетические взгляды и художественную практику Дальнего Востока (модерна, постмодерна).

6. Влияние даосизма на проектное мышление и практику дизайна.

7. Влияние идей буддизма на искусство (различных эпох и регионов).

8. Воплощение принципов дзен-буддизма в искусстве Дальнего Востока.

9. Религиозно-философские мотивы в эпосе Древней Греции.

10. Представления древнегреческой философии о космосе и человеке (по работам А.Ф. Лосева). Влияние идеи космоса на художественное мышление античности.

11. Учение Парменида о бытии.

12. Философский смысл апорий Зенона Элейского.

13. Философское учение Пифагора о числе как первоначале мира.

14. Трактовка апейрона Анаксимандром.

15. Отношение Платона к художественному творчеству и искусству.

16. Теория государства в философии Платона.

17. Значение платоновской теории идей для осмысления современного дизайна.

18. Основные гносеологические и этические проблемы философии Сократа. Влияние идей Сократа на развитие античной философской мысли.

19. Учение Аристотеля о четырех видах причин. Трактовка формы.

20. Этические взгляды Аристотеля. Учение о воспитании.

21. Поэтика Аристотеля. Понятие «мимезис» в эстетике Аристотеля.

22. Понятие «энтелехия» в философии Аристотеля.

23. Архитектура и скульптура Древней Греции в свете учения Платона об искусстве.

24. Драматургия Древней Греции в свете учения Аристотеля об искусстве.

25. Философское содержание поэмы Лукреция «О природе вещей».

26. Идеал человека в философии стоиков.

27. Основные мотивы «Исповеди» Августина Блаженного.

28. Соотношение мистического и рационального в философии Мейстера Экхарта.

29. Символика православного храма как отражение христианского мировозрения.

30. Готический собор как отражение средневековых представлений о мире и боге.

31. Эстетические взгляды эпохи Возрождения (на конкретном примере).

32. Идеал человека в философии и культуре Возрождения.

33. Натурфилософия эпохи Возрождения.

34. Становление новой парадигмы европейского мышления в философии ХVII в. (Ф. Бэкон, Б. Спиноза).

35. Учение Р. Декарта о четырех правилах метода (по работе «Рассуждение о методе»).

36. Основные проблемы эмпиризма Нового времени.

37. Теория общественного договора в философии Просвещения.

38. Трактовка прекрасного в философии И. Канта.

39. Учение И. Канта о возвышенном.

40. Учение И. Канта о вкусе.

41. Учение Ф. Шеллинга о «художественном гении».

42. Эстетика Ф. Шеллинга и художественная практика немецкого романтизма.

43. Этика Л. Фейербаха как «религия любви».

44. Эстетическая система Г. Гегеля. Прекрасное как идеал. Виды и жанры искусства.

45. И.В. Гете об искусстве. Учение о гении и антиципации.

46. Диалектика и философская проблематика «Фауста» И.В. Гете.

47. Ф. Шиллер о наивной и сентимантальной поэзии.

48. Архитектурные теории классицизма и западно-европейская (русская) архитектура XVII-ХVIII вв.

49. Философия романтизма об искусстве.

50. Национальные особенности и основные проблемы русской философии.

51. Понимание красоты в русской философии (на конкретном примере).

52. Трактовка искусства в философии А. Шопенгауэра и ее влияние на творчество Р.Вагнера.

53. Нравственная проблематика в работах Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского.

54. Учение о ценностях в философии неокантианства.

55. Проблемы культуры и цивилизации в философии О. Шпенглера. Использование идей О. Шпенглера при анализе стилевых процессов в архитектуре и дизайне.

56. Философия позитивизма и искусство второй половины ХIХ в.

57. Феноменологический анализ архитектуры в философии Р. Ингардена.

58. Человек и мир в философии А. Бергсона.

59. Эстетические взгляды Вл. Соловьева.

60. Эстетические взгляды П.А. Флоренского (по работе "Иконостас").

61. Учение П.А.Флоренского о цвете.

62. Эстетическая теория русского символизма.

63. Н.А. Бердяев о кризисе искусства начала XX в.

64. Влияние философии экзистенциализма на искусство ХХ в.

65. М. Хайдеггер о художественном творчестве.

66. Онтологическая концепция М. Хайдеггера.

67. Проблема свободы человека в философии Ж.П. Сартра.

68. Влияние философии психоанализа на литературу, искусство, кинематограф ХХ в. (по работам З. Фрейда, К.Г. Юнга).

69. Влияние философии структурализма на искусство и архитектуру ХХ в.

риложение №6.

Образцы тестов

Тест №1.

Кто из философов в качестве основного принципа миропонимания рассматривал принцип всеединства?

Бердяев

Авг.Блаженный

Соловьев

Федоров

Для какого направления философии характерно отрицание всеобщей связи явлений и развития?

Материализм

Метафизика

Субъективный идеализм

Диалектика

Философия, основанная на представлении о единении Бога с природой называется…

Объективный идеализм

Пантеизм

Монотеизм

Дуализм

В античной философии преобладала постановка проблем, которая характеризуется как…

Антропоцентризм

Социоцентризм

Космоцентризм

Теоцентризм

Философское учение о ценностях, имеющих безусловное значение для человека называется…

Аксиология

Гносеология

Онтология

Этика

Основами мира для Декарта являются……….

Проблема богооправдания называется……….

Какое направление философской мысли преобладало в Средние века?

Концептуализм

Номенализм

Реализм

Пантеизм

Философия, отрицающая познаваемость мира называется………….

Предназначение гносеологии заключается в ………………….

Высшая форма отражения внешнего мира, присущая только человеку называется…………….

Философия, ставившая существование мира в зависимость от наших чувственного восприятия, называется…………..

Что не относится к творческим функциям сознания?

Выработка плана действий

Формирование гипотез

Предвидение будущего

Способность к отражению объективного мира

Противоположность диалектики, отрицающая движение и развитие, называется………….

Взаимное расположение вещей друг возле друга называется……………

Основы мира в учении Демокрита называются……………

Философское понятие для обозначения всего сущего……………….

Автором книги «Критика чистого разума» является…………..

В немецкой классической философии разрабатывалась теория развития, которая называлась………………..

В эпоху средних веков в философии доминировал?

Теоцентризм

Антропоцентризм

Космоцентризм

Социоцентризм

Самым известным произведением Т.Мора был роман «…………….»

Пронумеруйте в хронологическом порядке основныеэтапы развития средневековой философии:

Апологетика

Схоластика

Патристика

Учение о видах и свойствах бытия называется…………

Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности называют…………………….

Какая функция не относится к основным философским функциям?

Мировоззренческая

Социологическая

Онтологическая

Гносеологическая

Тест №2.

Кто из философов в качестве основного принципа миропонимания рассматривал принцип всеединства?

Бердяев

Авг.Блаженный

Соловьев

Федоров

Для какого направления философии характерно отрицание всеобщей связи явлений и развития?

Материализм

Метафизика

Субъективный идеализм

Диалектика

Философское учение о ценностях, имеющих безусловное значение для человека называется…

Аксиология

Гносеология

Онтология

Этика

Проблема богооправдания называется……….

Какое направление философской мысли преобладало в Средние века?

Концептуализм

Номенализм

Реализм

Пантеизм

Философия, отрицающая познаваемость мира называется………….

Предназначение гносеологии заключается в ………………….

Философия, ставившая существование мира в зависимость от наших чувственного восприятия, называется…………..

Противоположность диалектики, отрицающая движение и развитие, называется………….

Взаимное расположение вещей друг возле друга называется……………

Основы мира в учении Демокрита называются……………

Философское понятие для обозначения всего сущего……………….

Автором книги «Критика чистого разума» является…………..

В немецкой классической философии разрабатывалась теория развития, которая называлась………………..

В эпоху средних веков в философии доминировал?

Теоцентризм

Антропоцентризм

Космоцентризм

Социоцентризм

Самым известным произведением Т.Мора был роман «…………….»

Пронумеруйте в хронологическом порядке основныеэтапы развития средневековой философии:

Апологетика

Схоластика

Патристика

Учение о видах и свойствах бытия называется…………

Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности называют…………………….

Какая функция не относится к основным философским функциям?

Мировоззренческая

Социологическая

Онтологическая

Гносеологическая

Философия, основанная на представлении о единении Бога с природой называется…

Объективный идеализм

Пантеизм

Монотеизм

Дуализм

Основами мира для Декарта являются……….

Высшая форма отражения внешнего мира, присущая только человеку называется…………….

В античной философии преобладала постановка проблем, которая характеризуется как…

Антропоцентризм

Социоцентризм

Космоцентризм

Теоцентризм

Что не относится к творческим функциям сознания?

Выработка плана действий

Формирование гипотез

Предвидение будущего

Способность к отражению объективного мира

Тест №3.

В античной философии преобладала постановка проблем, которая характеризуется как…

Антропоцентризм

Социоцентризм

Космоцентризм

Теоцентризм

Проблема богооправдания называется……….

Какое направление философской мысли преобладало в Средние века?

Концептуализм

Номенализм

Реализм

Пантеизм

Взаимное расположение вещей друг возле друга называется……………

Автором книги «Критика чистого разума» является…………..

В немецкой классической философии разрабатывалась теория развития, которая называлась………………..

Основныевиды понятий, используемых в науке:

1)

2)

3)

Какие образы используются в процессе мышления?

1)

2)

Мышление понимают в двух смыслах. Это……..

1)

2)

Основные виды интуиции?

Стандартизированная

Образная

Конкретно-чувственная

Эвристическая

Основные признаки практики:

1)

2)

3)

Основная классификация научных методов:

1)

2)

3)

Одной из основных форм значимости является…..

Материя – это ……..

Основными видами бытия являются:

1)

2)

Что является сферой потенциального бытия:

Прошлое

Настоящее

Будущее

Вне времени

Философское понятие для обозначения всего сущего ………….

Независимая основа мироздания называется………..

Длительность существования вещей и процессов называется…………….

Какое направление философии считает, что материя это продукт человеческого сознания:

Материализм

Субъективный идеализм

Объективный идеализм

Позитивизм

Переход к новому качеству с точки зрения диалектики происходит в виде…………

Характеристиками или свойствами сознания являются:

Субъективность и идеальность

Объективность и абсолютность

Относительность и беспредельность

В гносеологической сфере практика играет роль ……

Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств характеризуется как …

Представление

Воображение

Ощущение

Восприятие

Основной вопрос гносеологии это вопрос о……….

Наши рекомендации