Темы творческих заданий по философии
1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»
Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?
В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?
Зачем оно необходимо современному человеку и науке?
Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».
Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?
Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?
В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.
3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил,
Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.
Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».
Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?
Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.
Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».
4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования.
В чем это проявляется в современном мире?
Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным?
Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?
5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».
6. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия.
Кратко охарактеризуйте каждую из них.
Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства?
В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?
7. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть».
Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией
Какие мировоззренческие установки отражает признание их первенствования? Приведите примеры.
Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.
8. Автор учебного пособия В. С. Барулин в одном из параграфов своей книги «Социальная философия» пишет, что «XIX век - время конструирования социальной философии, ее предметное самоопределение». И решительный шаг в этом был сделан усилиями четырех великих философов: Г. Гегелем, К. Марксом, О. Контом, Г. Спенсером.
Что значит «предметное самоопределение философии»?
Что нового в развитие социальной философии вносит каждый из перечисленных мыслителей?
Чем принципиально их взгляды отличаются от предшествующих философских взглядов на общество?
9. Ш. Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей».
Что такое «случайности фортуны»?
Что имеет в виду Ш. Монтескье, говоря о «природе вещей»?
Какая (по сравнению с заданием 2) мировоззренческая установка здесь зафиксирована?
Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?
10. Прокомментируйте следующую оценку К. Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».
11. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич).
Что такое ценность? Какие бывают ценности?
Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»?
Что такое «святыня»?
Назовите святыни человека. Какую роль они играют в его жизни?
12. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей.
Каково основное значение этого понятия?
Почему свободу можно истолковать и как своевольный бунт, и как возможность творчества?
В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?
Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?
«Любовь, по сути, определяет фундаментальные основы бытия» (П. С. Гуревич).
«Любовь – лишь одна из немногих страстей. Она оказывает не столь уж большое влияние на жизнь в целом». (С. Джонсон, англ. критик).
Что такое любовь как ценность?
Какая точка зрения Вам ближе?
Какое место занимает любовь в жизни человека?
13. Все потребности человека выходят на соответствующие типы сознания в виде соответствующих ценностей. Определите эти ценности.
Физические – на здоровье
Экологические – __________ .
Материальные – __________ .
Познавательные – _________ .
Нравственные – __________ .
Социальные – _________ .
Политические – ________ .
Правовые – ___________ .
Религиозные – _________ .
Философские – _________ .
Эстетические – _________ .
14. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих».
Приложение №5.
Темы рефератов.
1. Дискуссия о происхождении философии.
2. Роль городской культуры в формировании философского мышления.
3. Мифология и философия как формы духовного освоения мира.
4. Становление философского знания в Древнем Китае. Диалектика учения о силах «ян» и «инь» и ее отражение в искусстве.
5. Влияние китайской философии на эстетические взгляды и художественную практику Дальнего Востока (модерна, постмодерна).
6. Влияние даосизма на проектное мышление и практику дизайна.
7. Влияние идей буддизма на искусство (различных эпох и регионов).
8. Воплощение принципов дзен-буддизма в искусстве Дальнего Востока.
9. Религиозно-философские мотивы в эпосе Древней Греции.
10. Представления древнегреческой философии о космосе и человеке (по работам А.Ф. Лосева). Влияние идеи космоса на художественное мышление античности.
11. Учение Парменида о бытии.
12. Философский смысл апорий Зенона Элейского.
13. Философское учение Пифагора о числе как первоначале мира.
14. Трактовка апейрона Анаксимандром.
15. Отношение Платона к художественному творчеству и искусству.
16. Теория государства в философии Платона.
17. Значение платоновской теории идей для осмысления современного дизайна.
18. Основные гносеологические и этические проблемы философии Сократа. Влияние идей Сократа на развитие античной философской мысли.
19. Учение Аристотеля о четырех видах причин. Трактовка формы.
20. Этические взгляды Аристотеля. Учение о воспитании.
21. Поэтика Аристотеля. Понятие «мимезис» в эстетике Аристотеля.
22. Понятие «энтелехия» в философии Аристотеля.
23. Архитектура и скульптура Древней Греции в свете учения Платона об искусстве.
24. Драматургия Древней Греции в свете учения Аристотеля об искусстве.
25. Философское содержание поэмы Лукреция «О природе вещей».
26. Идеал человека в философии стоиков.
27. Основные мотивы «Исповеди» Августина Блаженного.
28. Соотношение мистического и рационального в философии Мейстера Экхарта.
29. Символика православного храма как отражение христианского мировозрения.
30. Готический собор как отражение средневековых представлений о мире и боге.
31. Эстетические взгляды эпохи Возрождения (на конкретном примере).
32. Идеал человека в философии и культуре Возрождения.
33. Натурфилософия эпохи Возрождения.
34. Становление новой парадигмы европейского мышления в философии ХVII в. (Ф. Бэкон, Б. Спиноза).
35. Учение Р. Декарта о четырех правилах метода (по работе «Рассуждение о методе»).
36. Основные проблемы эмпиризма Нового времени.
37. Теория общественного договора в философии Просвещения.
38. Трактовка прекрасного в философии И. Канта.
39. Учение И. Канта о возвышенном.
40. Учение И. Канта о вкусе.
41. Учение Ф. Шеллинга о «художественном гении».
42. Эстетика Ф. Шеллинга и художественная практика немецкого романтизма.
43. Этика Л. Фейербаха как «религия любви».
44. Эстетическая система Г. Гегеля. Прекрасное как идеал. Виды и жанры искусства.
45. И.В. Гете об искусстве. Учение о гении и антиципации.
46. Диалектика и философская проблематика «Фауста» И.В. Гете.
47. Ф. Шиллер о наивной и сентимантальной поэзии.
48. Архитектурные теории классицизма и западно-европейская (русская) архитектура XVII-ХVIII вв.
49. Философия романтизма об искусстве.
50. Национальные особенности и основные проблемы русской философии.
51. Понимание красоты в русской философии (на конкретном примере).
52. Трактовка искусства в философии А. Шопенгауэра и ее влияние на творчество Р.Вагнера.
53. Нравственная проблематика в работах Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского.
54. Учение о ценностях в философии неокантианства.
55. Проблемы культуры и цивилизации в философии О. Шпенглера. Использование идей О. Шпенглера при анализе стилевых процессов в архитектуре и дизайне.
56. Философия позитивизма и искусство второй половины ХIХ в.
57. Феноменологический анализ архитектуры в философии Р. Ингардена.
58. Человек и мир в философии А. Бергсона.
59. Эстетические взгляды Вл. Соловьева.
60. Эстетические взгляды П.А. Флоренского (по работе "Иконостас").
61. Учение П.А.Флоренского о цвете.
62. Эстетическая теория русского символизма.
63. Н.А. Бердяев о кризисе искусства начала XX в.
64. Влияние философии экзистенциализма на искусство ХХ в.
65. М. Хайдеггер о художественном творчестве.
66. Онтологическая концепция М. Хайдеггера.
67. Проблема свободы человека в философии Ж.П. Сартра.
68. Влияние философии психоанализа на литературу, искусство, кинематограф ХХ в. (по работам З. Фрейда, К.Г. Юнга).
69. Влияние философии структурализма на искусство и архитектуру ХХ в.
риложение №6.
Образцы тестов
Тест №1.
Кто из философов в качестве основного принципа миропонимания рассматривал принцип всеединства?
Бердяев
Авг.Блаженный
Соловьев
Федоров
Для какого направления философии характерно отрицание всеобщей связи явлений и развития?
Материализм
Метафизика
Субъективный идеализм
Диалектика
Философия, основанная на представлении о единении Бога с природой называется…
Объективный идеализм
Пантеизм
Монотеизм
Дуализм
В античной философии преобладала постановка проблем, которая характеризуется как…
Антропоцентризм
Социоцентризм
Космоцентризм
Теоцентризм
Философское учение о ценностях, имеющих безусловное значение для человека называется…
Аксиология
Гносеология
Онтология
Этика
Основами мира для Декарта являются……….
Проблема богооправдания называется……….
Какое направление философской мысли преобладало в Средние века?
Концептуализм
Номенализм
Реализм
Пантеизм
Философия, отрицающая познаваемость мира называется………….
Предназначение гносеологии заключается в ………………….
Высшая форма отражения внешнего мира, присущая только человеку называется…………….
Философия, ставившая существование мира в зависимость от наших чувственного восприятия, называется…………..
Что не относится к творческим функциям сознания?
Выработка плана действий
Формирование гипотез
Предвидение будущего
Способность к отражению объективного мира
Противоположность диалектики, отрицающая движение и развитие, называется………….
Взаимное расположение вещей друг возле друга называется……………
Основы мира в учении Демокрита называются……………
Философское понятие для обозначения всего сущего……………….
Автором книги «Критика чистого разума» является…………..
В немецкой классической философии разрабатывалась теория развития, которая называлась………………..
В эпоху средних веков в философии доминировал?
Теоцентризм
Антропоцентризм
Космоцентризм
Социоцентризм
Самым известным произведением Т.Мора был роман «…………….»
Пронумеруйте в хронологическом порядке основныеэтапы развития средневековой философии:
Апологетика
Схоластика
Патристика
Учение о видах и свойствах бытия называется…………
Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности называют…………………….
Какая функция не относится к основным философским функциям?
Мировоззренческая
Социологическая
Онтологическая
Гносеологическая
Тест №2.
Кто из философов в качестве основного принципа миропонимания рассматривал принцип всеединства?
Бердяев
Авг.Блаженный
Соловьев
Федоров
Для какого направления философии характерно отрицание всеобщей связи явлений и развития?
Материализм
Метафизика
Субъективный идеализм
Диалектика
Философское учение о ценностях, имеющих безусловное значение для человека называется…
Аксиология
Гносеология
Онтология
Этика
Проблема богооправдания называется……….
Какое направление философской мысли преобладало в Средние века?
Концептуализм
Номенализм
Реализм
Пантеизм
Философия, отрицающая познаваемость мира называется………….
Предназначение гносеологии заключается в ………………….
Философия, ставившая существование мира в зависимость от наших чувственного восприятия, называется…………..
Противоположность диалектики, отрицающая движение и развитие, называется………….
Взаимное расположение вещей друг возле друга называется……………
Основы мира в учении Демокрита называются……………
Философское понятие для обозначения всего сущего……………….
Автором книги «Критика чистого разума» является…………..
В немецкой классической философии разрабатывалась теория развития, которая называлась………………..
В эпоху средних веков в философии доминировал?
Теоцентризм
Антропоцентризм
Космоцентризм
Социоцентризм
Самым известным произведением Т.Мора был роман «…………….»
Пронумеруйте в хронологическом порядке основныеэтапы развития средневековой философии:
Апологетика
Схоластика
Патристика
Учение о видах и свойствах бытия называется…………
Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности называют…………………….
Какая функция не относится к основным философским функциям?
Мировоззренческая
Социологическая
Онтологическая
Гносеологическая
Философия, основанная на представлении о единении Бога с природой называется…
Объективный идеализм
Пантеизм
Монотеизм
Дуализм
Основами мира для Декарта являются……….
Высшая форма отражения внешнего мира, присущая только человеку называется…………….
В античной философии преобладала постановка проблем, которая характеризуется как…
Антропоцентризм
Социоцентризм
Космоцентризм
Теоцентризм
Что не относится к творческим функциям сознания?
Выработка плана действий
Формирование гипотез
Предвидение будущего
Способность к отражению объективного мира
Тест №3.
В античной философии преобладала постановка проблем, которая характеризуется как…
Антропоцентризм
Социоцентризм
Космоцентризм
Теоцентризм
Проблема богооправдания называется……….
Какое направление философской мысли преобладало в Средние века?
Концептуализм
Номенализм
Реализм
Пантеизм
Взаимное расположение вещей друг возле друга называется……………
Автором книги «Критика чистого разума» является…………..
В немецкой классической философии разрабатывалась теория развития, которая называлась………………..
Основныевиды понятий, используемых в науке:
1)
2)
3)
Какие образы используются в процессе мышления?
1)
2)
Мышление понимают в двух смыслах. Это……..
1)
2)
Основные виды интуиции?
Стандартизированная
Образная
Конкретно-чувственная
Эвристическая
Основные признаки практики:
1)
2)
3)
Основная классификация научных методов:
1)
2)
3)
Одной из основных форм значимости является…..
Материя – это ……..
Основными видами бытия являются:
1)
2)
Что является сферой потенциального бытия:
Прошлое
Настоящее
Будущее
Вне времени
Философское понятие для обозначения всего сущего ………….
Независимая основа мироздания называется………..
Длительность существования вещей и процессов называется…………….
Какое направление философии считает, что материя это продукт человеческого сознания:
Материализм
Субъективный идеализм
Объективный идеализм
Позитивизм
Переход к новому качеству с точки зрения диалектики происходит в виде…………
Характеристиками или свойствами сознания являются:
Субъективность и идеальность
Объективность и абсолютность
Относительность и беспредельность
В гносеологической сфере практика играет роль ……
Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств характеризуется как …
Представление
Воображение
Ощущение
Восприятие
Основной вопрос гносеологии это вопрос о……….