Темы докладов и творческих заданий

1. Семиотика и семиотики. Ю.М. Лотман и тартусско-московская школа семиотики.[5]

2. Семиотика кино[1,3,4].

3. Семиотика иконы[7].

4. Символика цвета в различных культурах[6,7].

5. Символический язык священных текстов[2,7].

Семинар 16

Динамика культуры

1. Источники и факторы культурной динамики.

2. Виды социокультурной коммуникации. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.

Словарь терминов:социокультурная коммуникация,интеграция, ассимиляция, аккультурация, приемственность культуры,

Основная литература

К вопросу 1

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 163-182,

2. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001. С. 87-88.

3. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — С. 634 – 638, 667-696.

4. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. – 2000. – № 6. – С. 3–17.

К вопросу 2

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – С. 163-182,

2. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — [любое издание Гл. 4.]

3. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С. 148–153, 169–171.

4. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. С. 696-709

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. – М., 1998. – С. 205-207, 247–250, 292–303, 333–351, 379–403, 455–481, 513–524.

Дополнительная литература

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С.80-160.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) /В.С.Библер // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 31–42.

3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры /В.С.Библер. – М., 1991. – 413 с.

4. Инновация. Модернизация. Традиция // Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М., 2000. – С. 195, 363–364, 577–578.

5. Каган, М. С. Мир общения : проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. - М. : Издательство политической литературы, 1988. - 319 с.

6. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Перевод с англ. под ред. к. фил. н. Панченко А. А. - «Евразия» - С-Пб., - 1998. - 352 с.

7. Кондаков И.В. О диалогизме культур /И.В.Кондаков. // Культура и искусство в современном мире: состояние и тенденции развития. – 1989. Вып. 5. – С. 22–64.

8. Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса // Вопросы философии. - 2002. – № 9. – С. 3–19.

9. Согрин В.В. Уроки российской истории и современные реформы // Вопросы философии. – 2002. – № 11. – С. 3–23.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. [Гл. «Кризис нашего времени. Диагноз кризиса».]

Методические указания

Целью занятие является определение источников, механизмов и факторов развития культуры, способов взаимодействия культур и ее представителей между собой.

При подготовке к занятию литературу [2] следует использовать в качестве основной. Необходимо понимать, что культура постоянно находится в движении: она возникает, развивается, распространяется в пространстве и во времени. В тоже время, культура является единой целостной системой, в которой все элементы, процессы, структуры культуры замкнуты друг на друга, согласуются между собой, развивают, и поддерживать друг друга. Рассмотрите процесс формирования культуры как многоуровнего и многостороннего явления, определите механизм количественного и качественного ее изменения. Определите развивающие и стабилизирующие факторы культуры, объясните значение каждого из них для сохранения целостности культуры. Приведите примеры взаимосвязи традиций и инноваций в развитии культуры. Рассмотрите основные способы культурных изменений.

Особое место в социокультурной динамике занимает творчество. Установите взаимосвязь творчества с человеком и типом культуры. Сформулируйте роль творчества в культуре.

При подготовке ко второму вопросу, используйте литературу [1] в качестве основной. Рассмотрите виды социокультурной коммуникации, выделите специфические черты каждого типа. Приведите примеры. Определите необходимые условия возникновения и протекания социокультурной коммуникации. Особое внимание необходимо уделить понятию «культурно-семантическая система», и ее разновидностям. Найдите в словаре определения понятиям: интеграция, ассимиляция, аккультурация. Используя основную литературу, определите специфику протекания указанных процессов на микро и макро уровнях.

Определите, что предполагает «диалог» как средство коммуникации культур. Особое внимание при подготовке к этому вопросу уделите изучение источников [1, 2, 6, 10] в дополнительной литературе.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Назовите источники культурной динамики.

2. Какие факторы, внутренние и внешние, обусловливают культурные изменения?

3. Назовите основные способы культурных изменений.

4. Какова роль традиций в развитии культуры?

5. Перечислите элементы, составляющие традицию.

6. Какую роль в развитии культуры играет творческая деятельность и ее носитель?

7. Приведите известные Вам примеры традиционных (восточных) и модернизированных (западных) социокультурных общностей.

8. Дайте характеристику процесса модернизации в целом.

9. Какое влияние процесс модернизации оказывает на состояние культуры?

К вопросу 2

1. Кто может выступать в качестве субъекта в социокультурной коммуникации?

2. Перечислите основные виды социокультурной коммуникации.

3. Что такое «культурно-семантическая система»? Какие ее виды Вам известны?

4. Что такое культурная интеграция?

5. Какие виды культурной интеграции Вам известны? Приведите примеры.

6. Дайте определение понятию «ассимиляция».

7. Приведите примеры культурной ассимиляции.

8. Какие компоненты можно выделить в процессе ассимиляции.

9. Назовите условия, при которых возможен процесс аккультурации.

10. Что предполагает «диалог» как средство коммуникации культур?

11. Кому принадлежит идея диалога культур как залога мирного и равноправного развития?

Наши рекомендации