Темы групповых и индивидуальных творческих заданий/проектов

Темы групповых и индивидуальных творческих заданий/проектов

по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена

К темам модуля 1

1. Изучите биографии, научные труды и опишите вклад в развитие возрастной физиологии отечественных учёных Н.П. Гундобина, П.Ф. Лесгафта, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, И.И. Шмальгаузена, А.А. Маркосяна, И.А. Аршавского.

2. Наследственные (генетические) и средовые (паратипические) факторы роста, их роль в онтогенезе.

3. Причины и последствия акселерации и ретардации в развитии организма.

4. Специфические особенности адаптивных реакций организма детей и подростков с различными вариантами индивидуального развития.

5. Докажите, что 3й год жизни, возрасты 5 и 11-13 лет являются экосенситивными периодами. Дайте физиологическое обоснование.

6. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

7. Благоприятные и неблагоприятные факторы биологического и социального анамнеза, и их влияние на рост и развитие детей и подростков.

8. Антенатальный период в развитии человека, отклонения в развитии, их причины, возможности прогнозирования.

9. Критические и сенситивные периоды сенсомоторного развития

К темам модуля II

1. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.

2. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности как основа обучения и воспитания.

3. Роль условного и безусловного торможения в процессах обучения и воспитания. Приёмы тренировки разных видов условного торможения.

4. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга, особенности обучения и воспитания леворуких детей.

5. Динамика гормональных функций в периоде новорождённости и грудном возрасте.

6. Роль гормонов в адаптации к мышечным, спортивным, учебным нагрузкам.

7. Гормоны и поведенческие акты.

8. Гормоны и иммунитет.

9. Возрастные особенности функционирования желез внутренней секреции.

10. Роль вегетативной нервной системы в регуляции функций. Вегетативный статус и реактивность организма.

11. Физиология и гигиена сна. Роль сна в процессах роста, развития и адаптации к учебной деятельности.

Биологические ритмы и возраст. Становление биоритмов в онтогенезе

К темам модуля III

1. Общие свойства и развитие анализаторов в онтогенезе.

2. Развитие зрения у детей и подростков. Гигиена зрения.

3. Возрастные изменения слуховой чувствительности. Гигиена слуха.

4. Дайте физиологическое обоснование основным принципам закаливания, гигиеническим требованиям к одежде и обуви.

5. Возрастные особенности функционирования вкусового и обонятельного анализаторов у детей.

6. Роль двигательной активности в процессах роста и развития детей.

7. Физиологическое обоснование гигиенических требований к школьной мебели.

8. Особенности становления и развития двигательных навыков в восходящем онтогенезе.

9. Роль фактора питания в процессах роста и развития организма. Гигиена питания.

10. Роль витаминов в процессах роста и развития человека.

11. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы на разных этапах онтогенеза.

12. Возрастные особенности выделительной функции и водно-солевого обмена.

13. Возрастные изменения структуры и функциональных возможностей органов дыхания.

14. Особенности нейрогуморальной регуляции системы кислородообеспечения у детей и подростков.

К темам модуля IY

1. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения.

2. Возрастные особенности эмоциональных реакций детей. Роль эмоций в обучении детей и подростков.

3. Дайте определение эмоциям с позиций функциональной системы поведения.

4. Психофизиологические особенности поведения ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка.

5. Определите роль и место рефлексов первой и второй сигнальных систем в возрастном аспекте.

6. Возрастные виды, физиологические механизмы и индивидуальные особенности памяти, и их влияние на построение программы поведения.

7. Нейропсихические элементы поведения: условный рефлекс, доминанта, установка.

8. Доминирующая мотивация поведения и физиологический механизм её возникновения.

9. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации.

10. Роль ведущей доминанты и центов удовольствия в развитии поведенческих реакций подростков.

11. Особенности развития высшей нервной деятельности у ребёнка первого года жизни.

12. Формирование высшей нервной деятельности в раннем детстве (1-3 года).

13. Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте.

14. Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте.

15. Особенности высшей нервной деятельности в подростковом возрасте.

Требования к оформлению задания/проекта

Рекомендации по созданию презентаций

Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio –общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) – информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.

Цель мультимедийной презентации – донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Принцип «10/20/30»

Впервые описан Гаем Каваски. Суть принципа: 10 слайдов в презентации; 20 минут времени на презентацию; 30-м шрифтом набран текст на слайдах. Обратите внимание, что информация в презентации должна быть хорошо читаема даже с последних рядов предполагаемой аудитории.

Информация, а не данные.

Чем данные отличаются от информации?

Данные – это набор неких цифр, фактов, они непригодны для принятия решения.

Информация- это проработанные данные, представленные в удобном для восприятия виде, для принятия решения. Таблица с кучей цифр и названием колонок «Сумма годовых показателей» в мультимедийной презентации – это данные, а не информация для принятия решения. Информацией для размещения в презентации в данном примере должна быть диаграмма, на которой было бы видно разницу между средними данными за разные годы.

Итоговый слайд.

Обратите внимание, что люди лучше запоминают то, что увидели последним. Всегда делайте итоговый слайд, в котором вы фиксируете внимание людей на главном «сообщении», которое хотите донести до них своей презентацией. Если в Вашей презентации несколько тем, делайте итоговый слайд после каждой из этих тем, а в конце презентации сделайте суммарный итоговый слайд – это позволит вам обеспечить восприятие аудитории главных моментов Вашей презентации.

7. При презентации соблюдайте правило «Схема- рисунок – график – таблица - текст».

Именно в такой последовательности. Как только Вы сформулировали то, что хотите донести до Вашей аудитории в каком-то конкретном слайде, сначала подумайте, как это представить в виде схемы. Не получается в виде схемы, подумайте, как показать это рисунком, графиком, таблицей. Используйте текст в презентациях, только если все предыдущие способы отображения информации Вам не подошли.

Темы эссе

по дисциплине Возрастная анатомия, физиологи и гигиена

1 Знание детской физиологии как ресурс развития внутренней мотивации учителя к своей деятельности.

2.Речь как фактор здоровья

Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению эссе

по возрастной анатомии, физиологии и гигиене

Эссе - это сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Свободная трактовка какой–либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу.

Цель эссе:

развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Задачи:

- научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа

- выделять причинно следственные связи;

- иллюстрировать понятия соответствующими примерами;

- аргументировать свои выводы;

- овладеть научным стилем речи.

Эссе включает в себя следующие элементы:

1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляется переход к основному суждению.

2. Основная часть:

- формулировка суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;

- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;

- анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.

3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Оформление материалов эссе

Эссе представляется в электронном виде. Объем – до 3 страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль -12, интервал – одинарный. Все поля по 20 мм.

Слева вверху указывается фамилия, имя, отчество автора эссе, группа.

Далее через один интервал- название эссе жирным шрифтом

Темы групповых и индивидуальных творческих заданий/проектов

по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена

К темам модуля 1

1. Изучите биографии, научные труды и опишите вклад в развитие возрастной физиологии отечественных учёных Н.П. Гундобина, П.Ф. Лесгафта, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, И.И. Шмальгаузена, А.А. Маркосяна, И.А. Аршавского.

2. Наследственные (генетические) и средовые (паратипические) факторы роста, их роль в онтогенезе.

3. Причины и последствия акселерации и ретардации в развитии организма.

4. Специфические особенности адаптивных реакций организма детей и подростков с различными вариантами индивидуального развития.

5. Докажите, что 3й год жизни, возрасты 5 и 11-13 лет являются экосенситивными периодами. Дайте физиологическое обоснование.

6. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

7. Благоприятные и неблагоприятные факторы биологического и социального анамнеза, и их влияние на рост и развитие детей и подростков.

8. Антенатальный период в развитии человека, отклонения в развитии, их причины, возможности прогнозирования.

9. Критические и сенситивные периоды сенсомоторного развития

К темам модуля II

1. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.

2. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности как основа обучения и воспитания.

3. Роль условного и безусловного торможения в процессах обучения и воспитания. Приёмы тренировки разных видов условного торможения.

4. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга, особенности обучения и воспитания леворуких детей.

5. Динамика гормональных функций в периоде новорождённости и грудном возрасте.

6. Роль гормонов в адаптации к мышечным, спортивным, учебным нагрузкам.

7. Гормоны и поведенческие акты.

8. Гормоны и иммунитет.

9. Возрастные особенности функционирования желез внутренней секреции.

10. Роль вегетативной нервной системы в регуляции функций. Вегетативный статус и реактивность организма.

11. Физиология и гигиена сна. Роль сна в процессах роста, развития и адаптации к учебной деятельности.

Биологические ритмы и возраст. Становление биоритмов в онтогенезе

К темам модуля III

1. Общие свойства и развитие анализаторов в онтогенезе.

2. Развитие зрения у детей и подростков. Гигиена зрения.

3. Возрастные изменения слуховой чувствительности. Гигиена слуха.

4. Дайте физиологическое обоснование основным принципам закаливания, гигиеническим требованиям к одежде и обуви.

5. Возрастные особенности функционирования вкусового и обонятельного анализаторов у детей.

6. Роль двигательной активности в процессах роста и развития детей.

7. Физиологическое обоснование гигиенических требований к школьной мебели.

8. Особенности становления и развития двигательных навыков в восходящем онтогенезе.

9. Роль фактора питания в процессах роста и развития организма. Гигиена питания.

10. Роль витаминов в процессах роста и развития человека.

11. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы на разных этапах онтогенеза.

12. Возрастные особенности выделительной функции и водно-солевого обмена.

13. Возрастные изменения структуры и функциональных возможностей органов дыхания.

14. Особенности нейрогуморальной регуляции системы кислородообеспечения у детей и подростков.

К темам модуля IY

1. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения.

2. Возрастные особенности эмоциональных реакций детей. Роль эмоций в обучении детей и подростков.

3. Дайте определение эмоциям с позиций функциональной системы поведения.

4. Психофизиологические особенности поведения ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка.

5. Определите роль и место рефлексов первой и второй сигнальных систем в возрастном аспекте.

6. Возрастные виды, физиологические механизмы и индивидуальные особенности памяти, и их влияние на построение программы поведения.

7. Нейропсихические элементы поведения: условный рефлекс, доминанта, установка.

8. Доминирующая мотивация поведения и физиологический механизм её возникновения.

9. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации.

10. Роль ведущей доминанты и центов удовольствия в развитии поведенческих реакций подростков.

11. Особенности развития высшей нервной деятельности у ребёнка первого года жизни.

12. Формирование высшей нервной деятельности в раннем детстве (1-3 года).

13. Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте.

14. Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте.

15. Особенности высшей нервной деятельности в подростковом возрасте.

Требования к оформлению задания/проекта

Рекомендации по созданию презентаций

Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio –общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) – информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.

Цель мультимедийной презентации – донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Наши рекомендации