Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1.Становление философии из мифологии
Тема 1.1.Становление философии из мифологии
Практическое занятие №2
Основной вопрос философии
I.Цель: научиться определять основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение для философии .
Практические навыки: умение распознавать новые термины и понятия в контексте изучения философских первоисточников или в контексте учебного пособия
Задание:раскрываем смысл философских понятий, отвечаем на вопросы , формируем собственную мировоззренческую позицию.
Содержание работы:необходимо проанализировать понятия: мышление, бытие, дух, природа, материализм, атеизм, субъективный и объективный идеализм, онтология, гносеология , дуализм, монизм, агностицизм, онтология,ответить на вопросы, сопоставляя и анализируя смысл изученных понятий,
Формат выполненной : работы: ответы на вопросы
Норма времени: 2 часа.
Критерии оценки: умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль, логичность, краткость и четкость в изложении, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, аккуратность;
Контроль выполнения:, проверка заданий в тетради
Задание №1
1.В чем суть основного вопроса философии?
2. Какие теоретические подходы в его объяснении существуют в философии? 3.Что является первичным - Дух или природа? - в материализме, идеализме?
4. Как отвечает на вопрос: Познаваем ли мир? – материалист и идеалист?
5.Какая из представленных схем представляет идеализм, какие – объективный и субъективный идеализм? Обоснуйте свой ответ.
Я |
МИР |
Абсолютная идея |
Я |
МИР |
МИР |
Я |
5. Как в Вашей жизни, профессии проявляется сущность «Основного вопроса философии»?
6.В чем заключается разница между объективным идеализмом и субъективным идеализмом? Свой ответ обоснуйте
7.Дайте определение следующим философским понятиям: монизм, агностицизм, онтология, идеализм, сциентизм.
8.К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений?
9.Что объединяет философский материализм и науку? Поясните свою мысль
Задание№2
К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений?
а) Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания (Р. Тагор).
б) Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком (Д. Джипс).
в) Я – познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, то есть лишь мысленное, следовательно, не существующее (Г. Фихте).
г) Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе…(Г. Гегель).
Задание №3
1. Проанализируйте нижеприведенные схемы. Какому из 3-х философских направлений принадлежит каждая из них: материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм,?
Абсолютная идея |
Я |
Мир |
Я |
Мир |
Я |
Мир |
Обоснуйте Ваш ответ.
Задание№4
Соотнесите раздел философии с изучаемым феноменом:
1. Аксиология | A. Наиболее общее учение о сущности, целях, смысле, методах человеческого познания |
2. Гносеология | B. Исследование ценностей человеческого бытия, задающих цель и смысл человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам |
3. Онтология | C. Философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности |
4. Праксиология | D. Исследование наиболее общих вопросов развития, например, исследование законов развития материи во Вселенной |
5. Этика | E. Наиболее общее учение о бытии |
6. Логика | F. Область исследований, которая изучает деятельность и действия человека с точки зрения установления их эффективности |
Задание№5
1.Назовите основные функции философии
2.Укажите, какие специфические функции философии выделены в приведенных ниже определениях предмета философии.
А) Предметом философии является всеобщее в системе “мир – человек”. Это учение о мире в целом и об отношении человека к этому миру (Алексеев П. В., Панин А. В.).
Б) Исторически каждое новое научное направление возникало в результате предшествующего анализа соответствующего предмета исследования и методов исследования. Благодаря этому философия получила название “матери всех наук” (Акофф Р., Эмери Ф.).
Задание №6
Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения онтологии:
1. Существовать значит быть воспринимаемым
2. Бог – не существует
3. Я мыслю, значит, я существую
4. Сознание – это свойство материи
5. Мир существует вне сознания людей
6. Материя и дух вечны и не зависят друг от друга
7. Развитие мира определяется изначально определяемо Для подготовки к занятию изучите: 9.Выдающиеся люди творят историю, навязывая свою волю
Рекомендуемые источники информации:
Основные источники
1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» М.2011.;
2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии» М.2011;
3.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010.
Интернет –ресурсы:1)http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www. 2) Alleg.ru/edu/philos 1.htm
3)http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos
Дополнительная литература
1.Анишкин В, Г., ШманеваЛ, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.
2.КанкеВ. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009
3.Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – 3-е изд., доп. – М. : Высш. шк., 2001.
Инструкции по выполнению практической работы №2
1. Приступая к выполнению работы, необходимо уяснить смысл ключевых терминов, без которых невозможно понять суть основного вопроса философии. Выпишите непонятные для вас термины, обратитесь к философскому словарю или словарю иностранных слов, они дадут вам толкование новых для вас понятий.
2.Прежде, чем обратиться к первоисточникам, которые будут встречаться в ваших заданиях, необходимо первоначально прочесть соответствующий материал в учебном пособии, уяснить его, кратко законспектировать дома, и лишь затем отвечать на вопросы и высказывать собственные суждения
3.Прочтитепредложенный отрывок из произведения, если текст непонятен, прочтите его несколько раз. Выделите главную мысль. Соотнесите ее с заданными вопросами и отвечайте
4.. Ваш ответ должен быть последовательным, логичным, по – существу вопроса;
5.Определите актуальность вопросов, поднимаемых автором в древности, для нашего времени