Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии
Мировоззрение, его общественно-историческая природа. Структура мировоззрения.
Философия играет большую роль в решении мировоззренческих проблем. Мировоззрение (М) зародилось несколько десятков тысячелетий назад. М- совокупность взглядов, представлений и понятий о мире окружающем человека, а также о самом чел. М включакт вся несколько уровней: мироощущение( эмоционально психологическая сторона М.), миропонимание( познавательно интеллектуальная сторона М.), мироосвоение(связь М. с практикой). Существует много типов мироощущений: эмоц. настроение складывается из обстоятельств жизни ( писимист /оптимист) и т.п. В состав миропонимания входят знания. Они могут быть жизненно-повседневными, профессиональными, научными. Существует жизненно-повседневная философия. Она включает в себя умонастроение широких слоёв общ-ва. Житейское миропонимание носит стихийный характер, не отличается глубиной проникновения. Здесь не удерживается логика. Мироосвоение включает убеждение, нравственно-политические принципы. Убеждения- взгляды активно принимаемые людьми соответственно всему складу их сознания. Сомнения- положения принимаемые с меньшей уверенностью. Скептицизм- неверие во что-либо. Мировоззрение и философия имеют единый объект отражения(мир в целом), однако каждая из них имеет свой специфический статус. Философия рассматривает на теоретическом уровне, а мировоззрение на практическом.
Исторический тип мировоззрения.
Основные типы: мифология, религия, философия. Философское видение мира не было дано человеку изначально. Ранее объяснительную роль играл миф. Миф-способ организации и хранения важной для коллектива информации. Миф объединял в себе культуру, зачатки верований, политических взглядов, искусства, философии, представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления были связаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе естественные и сверхъестественные знания и веру, мысли и эмоции. Много мифов было посвящено проблеме происхождения мира. В Др. Китае существовало 1-ое предположение, внутри космического яйца зародился сверхъестественный чел. Паньгу, оказавшись во мраке, он разорвал мир на 2 части: землю и небо. От этой работы он умирает. А всё что нас окружает - остатки его тела. Солнце- левый, луна- правый глаз. Люди паразиты которые ползали по его телу. В наше время с мифом тесно связана лит-ра. Кроме того мифы возникают среди любого сообщества. Религия- форма общественного сознания, основу которой составляют вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил. Религия различна, вера в сверхъестественное едина. Религиозное сознание существует на 2-ух уровнях: теоритические( религиозная идеология), религиозная психология. Религия оказывает большое влияние на историю человечества. Формы религии различны: тотемизм( вера в таинственные, родственные связи между группой людей и определённым видом растений, животных. Фетишизм– почетание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными силами. Отсюда почитание солнца, земли и т.п.Анимизм- вера в духов. Все эти формы сохранялись и в современном обществе, однако основным являлось монатеистическое, т.е. единобожие: христианство, буддизм, ислам. В отличие от мифологии и религии философия всегда стремиться к доказательству своих положений.
Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии
Философия является одним из наиболее древних областей человеческих знаний духовной культуры. Возникла более 2,5 тыс. лет назад. Первые философские учения появились в Египте, Индии, Китае, Греции. Философия с греч. «любовь к мудрости». Впервые это слово употребил Пифагор. Философия возникла благодаря отделению умственного труда от физического, создание материальных предпосылок для умственной деятельности. Сначала философией наз. Всё совокупное знание древних людей. Внимание многих философов на протяжении многих веков была природа. Философия начала интересоваться общественной жизнью людей, политич, правового гос-ва. В центре внимания-человек. Т.о. предметом философии рассуждений стали природа и общественный мир. Аристотель- первая попытка выделить философию как теоретическое знание Ф-ции философии: выявляет наиболее общие идеи и представления на которых основывается та или иная к-ра.Эти идеи наз. Критериями.Философия систематизирует все результаты чел. Опыта.
Материализм и идеализм.
Философия- теоретическое формулирование мировоззрения,система общих теоретических взглядов на мир.Философия- вопрос по соотношению материального и духовного. Этот вопрос имеет 2 аспекта онтологический и гносиологический. Онтологический т.е. что первично в мире материя или сознание в зависимости от того что признается первичным в философии выделяют два течения материализм и идеализм. Выделяют несколько форм материи стихийнонаивный(давая представление о мире не подкреплялись конкретными науками), механистический(объяснял природу и общество зауконами лишь механической формы движения материи), диалектический(способствовало развитию многих наук, прежде всего таких как геология, физика,химия, биология). Идеализм подразделяется на объективный(считают, первичное какое-то абстрактное духовное начало, Платон, Гегель) и субъективный(первоначало всего- сознание отдельного индивида, Беркли, Юле). Различия между идеализмом и религией:1 абстрактные, 2 олицетворение-по форме духа, 1 основывается на логике, 2 на вере, 1 рациональное воздействие,2 эмоциональьное.Дуализм- идеалистические и материалистические решения верны. Основной вопрос, что первично в процессе познания материя и сознание. Рационализм- истинное знание может быть выведено только из разума(Декарт). Эмпиризм-первичным явл.
Материя.(Бекон).Иррацмонализм-отрицание познания мира.(Шопенгауэр)Философия вуключает 3 раздела онтология(о бытии), праксиология(о деятельности), гносиология(о познании), аксиология( о ценности), антропология(о человеке).
Философия древней Индии.
Характерная черта древне – индийского государства в распадении его на 4 касты (варны): брахманы (белый), кшатрии (красный), вайшьи (жёлтый цвет) и шудры (чёрный). Каждая Варна имела свой цвет. Варна –замкнутая группа людей, занимавшая определённое место в обществе. Для каждой Варны была определённая профессия. Брахманы – умственный труд (жрецы), кшатрии – военное дело, вайшьи – земледелие и торговля, а шудры занимались самым тяжёлым трудом. Первые три Варны – арийский – привилегированные. Мужчины первых 3 варн проходили спец обряд посвящения, приобщаясь к знаниям, поэтому их называли дважды рождёнными. Женщины и шудры не могли прикасаться даже к ведам, они ничем не отличались от животных перед законом. Мифология происхождения мира связывалась со сверхъестественным человеком. Из его рта брахманы, кшатрии из рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Основной древнеиндийский источник – веды, в них гимны богам, в них мировоззрение др индийцев, здесь были элементы религии и магии. Читать и толковать их могут только брахманы. Более 3000 богов. Прародитель – Ману Вайбасвата. Различие между человеком, животными и растениями не принципиальное. Т.к у них всех есть душа, тело смертно, а душа вечна. После смерти душа переселяется. Не обязательно в др человека, может и в растение и в камень и в любое животное.(Сансара – странствие души, не имевшее конца). Если человек жил по законам своей Варны, приносил жертвы богам, то его душевные скитания могут, в конце концов прекратиться, наступает мокша, или освобождение. Если же он был нерадив в исполнении законов. Его душа переселялась в более низкую касту либо в любое другое сущее на Земле. К 7 - 6 в до н.э формируются основные философские школы. Всего 9, 6 из них ортодоксальные, 3 нет. Это Джайнизм, Буддизм, Чарвака.
Основатель ДжайнизмаМахавира. Сюда входят и мужчины и женщины. Жили обнажёнными в лесах. Своим ученикам Махавира оставил 14 книг. В 30 лет ушёл в лес без одежды и практически без еды. Прожил в лесу 12 лет. Он учитель Будды. Джайнизм учит: мир материален, никем не создан и существует вечно в непрерывном процессе изменения. Считают, что во всём живом есть душа, дают обет невреждения. Им нельзя охотиться, рыбачить. 2 направления: крайниеджайнисты и умеренные. Крайние должны пройти 3 ступени аскетизма: 1. предполагает, что человек должен оставить свою семью, остричь волосы и жить возле храма на подаянии. 2. аскет носит только набедренную повязку и ест рис с ладони 1 раз в день. 3. аскет полностью обнажён и ест рис через день, завершающая стадия – полный отказ от пищи и добровольная смерть. Это высший нравственный подвиг. Умеренные джайнисты носят только белую одежду, завязывают рот белой повязкой. Им запрещается ходить по темноте. Сейчас около 5% в Индии. 2 школа – буддизм.Учение возникло на рубеже 6 – 5 вв до н.э . Основатель Сидхарта Гаудама (563 – 483 г до н.э). После отшельничества получил имя Будда - «просветленный». Возник как антибрахманское этическое течение, Будда избегал вопросов о мироздании , о душе и её взаимодействии с телом. Считал, что это всё равно, что рассуждать, из чего сделана отравленная стрела, вместо того, чтобы вынуть её из тела. Буддисты считали, что любая жизнь – страдание. Человек обречён на болезни, страдания, старость, смерть. Высшая цель буддистов – достижение нирваны и полное прекращение перерождений. 4 истины к этому пути: 1. всякое существование – страдание. 2. причина страданий в самом человеке – жажда жизни, наслаждений… 3. чел должен освободиться от от желаний, подавить их. 4. восьмеричный путь . ведущий к освоб от страданий – правдедность. В средние века – одна из мировых религий. 3 школа – Чарваки.Основатель этой школы Брихаспати. Материалистическое течение. Чарваки были атеистами, отрицали существование души после смерти. Существует только реальный мир и реальная жизнь. Назначение человека в том, чтобы хорошо жить на Земле. Смысл жизни в счастье, в наслаждении, отрицали сверхъестественное знание, всё знание выводили из чувств – сенсуализм. Высоко ценили чувства. Поскольку благодаря ним чел получает разл наслаждения. Выделяют около 500 наслаждений. Напр музыка, философия. Поэзия.
Филосфия Др. Китая
Древнее китайское гос-во представляет собой восточно иерархичную диспатию. Во главе гос-ва стоял наследственный монарх.Он же был и жрец и единственный землевладелец. Закона в Китае не было т никто не был защищен от произвола вышестоящего.Все отношения между китайцами были подчинены сложному ритуалу имеющему мировоззренческое значение. Для психологии китайцев было характерно чувство покорности. Даже в семье младшие дети беспрекословно подчинялись старшим. В Китае был развит культ предков(манизм).Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков которым приносили жертвы. В жертву приносили военнопленных, первенцев.Др. Китайская философия была связана с древними книгами. У них было их пять: книга песен, обрядов, перемен, истории, летопись Чуньцю(весна-осень).Это Пятикнижие составляет основу мировоззрения.Уже в начале периода своей истории китайцы умели считать до 30 тыс. Однако науки были развиты слабо, в частности матем. Была лишена доказательств. И она так и достигла уровня дедуктивной науки.Это сказалось на уровне китайской философии. В Китае зарождаются главные школы:конфуцианство,даосизм,закона. В большинстве школ преобладало практическая философия связанная с проблемами житейской мудрости.В центре внимания человек и общество.С философией была тесно связана политика.Философы занимали высшие посты в гос-ве. Родоначальник философии Конфуций. Он происходил из знатного но бедного рода. Свою школу он основал в 50 лет, у него было много учеников,они записывали мыслиучители, так появилось сочинение ЛуньЮнь(беседы и высказывания)Это был сборник нравственных поучений.Эту книгу всякий образованный китаец учил в детстве наизусть.В центре внимания Конфуция проблемы взаимоотношения людей.Мэн Цзи разработал учение о прирождении доброте человеку.Всем людям от природы свойственны такие чувства как сострадание,стыд,правда. Цюнь цзы утверждал что человек от природы зол, что он рождается с желанием наживы.Он написал трактат о злой природе человека. Вторая школа-тосизм.Основатель-Лао-Цзи. Это направление всесторонне. Основное понятие школы ДАО-первооснова выглядит так первично небытие пораждает бытие.ДАО лучший правитель тот о котором народ знает лишь то что он существует. Школа закона Фа-цзя.Гос-во считало представителей этой школы бездушным механизмом.Сила правителя в наказании поэтому должно быть упразднено искусство и т.п.Земледелие и война вот что должно быть.Шань Янь сделал рограмму пресечения беспорядков: много наказаний, карать за всё,разобщать людей слежкой,доносом.Программа была реализована в империи Цинь.Он многое сделал для объединения Китая.Во время его правительства была проведена культурная революция.Большинство книг было сожжено.Потом был Мауцзедун он провел вторую культурную революцию под лозунгом книги в огонь учёных в яму.