Анализ 4 «Размышления о первоначальной философии» Р. Декарта
Билет 32.
Рационализм Р. Декарта
Рационализм— метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум и самосознание, а они уже дают основу для опыта. Можно сказать, что Декарт создаёт рационализм.
Декарт считал, что в мыслящем субъекте от рождения заложены идеи, которые не могут быть выведены из опыта. Декарт допуска существлвание двух субстанций — материальной (телесной, протяженной) и духовной (мыслящей). (дуализм)
Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всем» - он хочет отказаться от любых ранее полученных знаний, чтобы прийти к истине.
Он не признавал авторитетов, считал, что они не являются источником информации. (Кроме математики)
Декарт описывает собственный метод познания:
- Правило очевидности: не принимать за истинное то, что не проверил сам
- Правило анализа: разделять проблему на несколько частей
- Правило синтеза: располагать мсли в порядке
- Правило контроля: делать перечни
Размышление первое
Предположим, что источник истины некий злобный дух, стремящийся обмануть нас; я буду считать, что небо, воздух, цвета, звуки и все внешние вещи - обманчивая игра сновидений. Будем считать, что и у меня нет какого-либо чувства, что все это существует только в моем ложном представлении. Я буду упорствовать, оставаясь при этом мнении, и, если не в моей власти познать что-либо истинное, то я надежно огражу себя таким разумением от того, чтобы согласиться с чем-нибудь ложным, и тогда уже наш обманщик никак не сможет повлиять на меня.
Размышление второе
Итак, все, что я вижу, - ложно. Никогда не существовало ничего из всех представляемых моей лживой памятью вещей. Что же будет истинно существующим?
Мышление одно не может быть отделено от меня. Я существую - верно и определенно - пока мыслю, ибо возможно, когда я буду лишен всякого мышления, я прекращу существовать. Значит, я - вещь истинная и действительно существующая и мыслящая. Вещь сомневающаяся, осознающая, утверждающая, отрицающая, желающая и не желающая, а также - воображающая и чувствующая.
Теперь мне известно, что тела познаются не чувствами, а интеллектом, и не из того, что их касаются или видят, но только из того, что их мыслят. Соответственно я ясно сознаю, что ничто не может быть познано мною с большей очевидностью, чем мой собственный разум.
Анализ 4 «Размышления о первоначальной философии» Р. Декарта.
Об истине и лжи
За эти дни я пришел к ясному выводу, что о вещах отделенных от материального мы можем узнать больше, чем от телесных. Человек склонен допускать ошибки, а значит он является вещью зависимой и несовершенной, значит, существует независимое и совершенное бытие – Бога. Соответственно Бог существует, и от него в каждый момент зависит существование человека.
Бог никогда не стал бы обманывать нас: ведь во всякой лжи заключено нечто несовершенное. Я ощущаю в себе некую способность суждения, которую получил от Бога; он дал бы мне её, чтобы я заблуждался.
Я замечаю, что предо мной возникает не только реальная и положительная идея Бога, но, и некая отрицательная идея того небытия, причем сам я оказываюсь созданным чем-то средним между Богом и небытием.
Мне прежде всего приходит на ум, что меня не должно удивлять, если причины некоторых деяний Бога остаются для меня непонятными, ибо что моя природа весьма слаба и ограниченна, божественная же природа - непостижима и безгранична.
И хотя я до сих пор сумел с достоверностью установить лишь существование себя самого и Бога, я не могу отрицать возможности творения им многих других вещей. Таким образом, выяснилось, что сам я играю в универсуме роль части.
Далее, когда я исследую характер своих ошибок, я замечаю, что они зависят от моего интеллекта и моей воли. Я не вправе также жаловаться па то, что получил от Бога недостаточно сильную и совершенную волю, или свободу выбора, ибо я чувствую, что она не имеет никаких пределов. И только воля, или свобода выбора, как я ощущаю, у меня такова, что я не постигаю идеи большей. Разумеется, ни божественная благость, ни естественное познание никогда не угрожают свободе выбора, состояние безразличия, когда разум никак не склоняет меня в одну сторону более, чем в другую, то это низшая степень свободы.
Так от чего же происходят мои ошибки? А лишь от того, что, поскольку воля обширнее интеллекта
. Теперь же я не только знаю, что я - вещь мыслящая - существую, но у меня возникает некая идея телесной природы и мне приходит на ум сомнение, отличается ли моя мыслящая природа от телесной природы; при этом до сих пор моему умственному взору не представилось ни одного основания уверовать в одно более, нежели в другое. Разумеется, в силу этого я пребываю безразличным к утверждению либо отрицанию как того, так и другого
. Сегодня я познал также, что я должен всеми силами доискиваться истины.
Cogito – понятие, введенное Декартом в философию. Означает «я мыслю, значит существую». Говорил, что сомнение необходимо, что нужно сомневаться во всем. Ибо тот, кто сомневается, он думает и размышляет.
По Декарту в деятельности познающего чуловека есть то, что сомнению не подлежит. Это факт самого сомнения. «Можно сомневаться в существовании всего, кроме существования самого сомнения. Но сомнение – есть акт мышления. По скольку я сомневаюсь, я мыслю. Я могу сомневаться в том, существует ли в действительности мое тело: может быть, просто какой-то всесильный демон-обманщик делает так, что мне кажется будто бы тело у меня есть. Но я точно знаю, что существую в качестве мыслящего, сомневающегося существа.