Этапы развития и характерные черты русской философии
ВВЕДЕНИЕ
(продолжительность – 5 минут)
На предыдущей лекции мы рассмотрели эволюцию зарубежной философии от древности до наших дней, однако на этом наше изучение истории философии не заканчивается. Сегодня нам предстоит, пожалуй, самое увлекательное путешествие – путешествие в мир самобытной отечественной философской мысли.
Действительно, разве можно изучать историю философии, не ознакомившись с тем, какие проблемы, кем и как решались в нашем Отечестве, которое всегда славилось выдающимися деятелями науки и культуры. Не является здесь исключением и русская философия, подарившая миру многих выдающихся мыслителей, со взглядами самых известных из которых нам предстоит сегодня начать знакомиться.
Сегодня мы, таким образом, переходим к рассмотрению русской философской мысли на протяжении всей ее истории с начала 11-го и до начала 20-го века. На сегодняшней лекции мы остановимся на характерных особенностях (чертах) отечественной философской мысли, а затем рассмотрим, как она развивалась на протяжении Средневековья и эпохи Просвещения вплоть до начала XX века.
Цель нашего занятия состоит в том, чтобы выявить основные особенности русской философской мысли, этапы ее развития, ознакомиться с наиболее важными и самобытными философскими направлениями и мыслителями.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
· уяснить основные особенности и понять содержание главных проблем отечественной философии;
· получить представление о философской мысли средневековой Руси («Слово о законе и благодати» Иллариона, содержание идеологемы «Москва – третий Рим»)
· ознакомиться с содержанием русской философии 18-го века, её основных представителях (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).
· изучить историософские взгляды П.Я. Чаадаева, суть разногласий между «западниками» (В.Г. Белинский, А.И. Герцен) и «славянофилами» (И.С. Киреевский, А.С. Хомяков)
· рассмотреть главные направления и крупнейших мыслителей эпохи расцвета русской философии (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский).
Учебный вопрос № 1
Этапы развития и характерные черты русской философии
(продолжительность – 15 минут)
Философия как особый способ духовного освоения мира есть явление одновременно и всемирное, и национальное. Действительно, вырастая на почве конкретной культуры, выражая себя на определенном языке, философия несет в себе не только общечеловеческое, но специфически национальное содержание. Поэтому вполне справедливо говорить о своеобразии каждой национальной философии. Есть свой самобытный облик и у русской философии, развивающейся на протяжении тысячи лет на просторах нашей Родины.
Важнейшие особенности русской философской мысли можно разделить на содержательные и формальные. Первые связаны с основными темами и центральными идеями отечественной мысли, вторые характеризуют стиль философствования.
Содержательное своеобразие русской философии связано, прежде всего, с присущим ей нравственно-антропологическимхарактером,со стремлением кпоискунравственной правды.В центре внимания русских любомудров постоянно находились вопросы добра и справедливости, смысла жизни и поиска путей спасения.
В отечественной философии также можно выделить некоторые «сквозные» идеи, которые формировались на протяжении всей истории русской мысли.
Во-первых, этоидея соборности,получившая законченное истолкование у славянофилов. Согласно А.С. Хомякову, соборность -- общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство». В человеческом обществе соборность наиболее полно проявляется в Православной Церкви, которая есть «свобода во Христе».
Во-вторых, идея эсхатологическая каквера в предельный смысл истории, в возможность переустройства общества на началах добра и справедливости. В отечественной мысли необходимо отличать эсхатологизм православно-религиозный, наиболее ярким воплощением которого служат работы В.С. Соловьёва («Три разговора») и Н.А. Бердяева («Смысл истории»), и эсхатологизм светский, представленный русским марксизмом.
В-третьих,идеяапокатастазиса (апокатастаз, от греч. -- возвращение всех вещей), которая была высказана ещё Оригеном[1], но признана церковью еретической. Эту концепцию в законченном виде мы находим у Н.Ф. Фёдорова и Н.А. Бердяева. Оба они понимают её как «всеобщее спасение»: даже преступники, даже самые страшные грешники должны обрести вечную жизнь и вечное блаженство. В конце жизни Бердяев писал: «Рай возможен для меня, если нет никакого вечного ада хотя бы для одного существа, которое когда-либо жило. Никто не может быть спасен отдельно, в обособлении. Спасение может быть общественным, всеобщим избавлением от источников мук».
В-четвертых,мессианскаяидея -- вера в особую миссию русского народа[2]. Впервые она была обоснована в начале XVI века старцем Филофеем в форме знаменитой идеологемы «Москва – Третий Рим», ставшей ведущей доминантой государственного самосознания.
К основным стилистическим чертам русской философии можно отнести следующие:
1) Стремление к целостному познанию мира, опираясь на все познавательные способности души: разум, чувства, веру, интуицию, мистический опыт.
2) До-систематический, до-логический (или сверх-систематический, сверх-логический) характер философствования.
3) Рассредоточенность философской мысли во всем контексте культуры, в частности, в произведениях художественной литературы и публицистики, в архитектуре и живописи.
Следует отметить, что выделенные нами черты по отдельности легко можно обнаружить в иных национальных философских традициях, поэтому лишь взятые вместе, в единстве они адекватно характеризуют отечественную философскую мысль.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Русская философская мысль обладает длительной историей развития, а также собственными стилистическими чертами и своеобразным проблемным полем, отличающим ее от других национальных философий.
2. К числу основных сквозных идей русской философии можно отнести: во-первых, идею соборности,получившую законченное истолкование у славянофилов; во-вторых, идею эсхатологическая,понимаемую какверу в предельный смысл истории, в возможность переустройства общества на началах добра и справедливости; в-третьих,идеюапокатастазиса как положение о «всеобщем спасении»;в-четвертых,мессианскуюидею, то есть веру в особую миссию русского народа.
3. К основным стилистическим чертам русской философии можно отнести:стремление к целостному познанию мира; до-систематический, до-логический (или сверх-систематический, сверх-логический) характер философствования; рассредоточенность философской мысли во всем контексте культуры, в частности, в произведениях художественной литературы и публицистики, в архитектуре и живописи.
Учебный вопрос № 2