Философия Древнего Мира и Средневековья
Содержание
Введение.......................................................................3
Предпосылки и условия зарождения философии.....................................3
Философия Древнего Мира и Средневековья........................................5
Философия Древнего Мира........................................................5
Античная философия.............................................................7
Философия Средневековья.......................................................11
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени..................................14
Философия эпохи Возрождения...................................................14
Философия Нового времени......................................................15
Понятие научно-философского мировоззрения.....................................21
Философия и наука: общее и различия...........................................21
Творчество и философия........................................................25
Античность....................................................................25
Христианство..................................................................25
Возрождение...................................................................26
Реформация....................................................................26
Немецкая классическая философия...............................................26
Философия марксизма...........................................................27
Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века...............................27
Философия и мировоззрение.....................................................29
Понятие мировоззрения.........................................................29
Структура мировоззрения.......................................................30
Функции мировоззрения.........................................................31
Основной вопрос философии и главные филосовские направления...................33
Основной вопрос философии..............................................33
Агностицизм...................................................................34
Эмпиризм......................................................................35
Идеализм......................................................................35
Реализм.......................................................................36
Материализм...................................................................37
Рационализм...................................................................38
Сознание......................................................................39
Дух...........................................................................40
Идея..........................................................................40
Субстанция....................................................................41
Материя.......................................................................41
Выводы........................................................................42
Список использованной литературы..............................................44
Введение
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное
место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла
многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали
самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к
мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас
действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем
человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что
представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека,
определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть
в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы
природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень
важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным
областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные,
и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой
борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма
выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов.
В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В
VÌÌ-VÌ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции,
где она достигла высокого развития. В средние века философия как
самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-
XVÌ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой
схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений,
промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия
и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового
мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям
Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в
себя частицы фантазии.
Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет
борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же
идет эта борьба, каковы ее причины?
Предпосылки и условия зарождения философии.
Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает
особая наука - история философии.
История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.
в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном,
категориальном выражении.
Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и
решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.
Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.
Каковы исторические типы философии?
Это:
-Философия древнего мира, включающая в себя:
-Индийскую философию
-Китайскую философию
-Античную философию
-Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия - развивалась под влиянием,
-С одной стороны - мифологии,
-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.
* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным
воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной
литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов
гуманистов.
* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на
науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое
естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой
науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,
теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции.
Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного
прогресса.
* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической
совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в
суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились в
борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период характеризуется
тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации
- в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы
общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,
русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д.
Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии
этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского
процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует
отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно -
мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые
мировоззренческие запросы.
Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между
людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование.
Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место
обычая пришло образование.
ВЫВОД:
Таким образом:
- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми
отношениями (формированием права и государства).
- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена
передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и
рождение новой культуры.
Философия Древнего Мира и Средневековья.
Философия Древнего Мира.
Философию Древнего Мира разделяют на:
n философию Древнего Востока
n Античную философию.
1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,
Вавилона, Индии и Китая.
А. Древний Египет и Вавилон.
Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и
Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до
нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься
умственным трудом.
Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух
мощных процессов:
- с одной стороны – космогонической мифологии
- с другой – научных знаний.
Это отразилось на её характере.
Черты:
1. Философская мысль включала в себя представления о материальной
первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник
всех живых существ.
Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух,
заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».
2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не
только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и
постоянно действующие на него (мир) силы.
3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.
Письменные памятники:
-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.
-«Диалог господина и раба о смысле жизни»
-«Песня арфиста»
-«Беседа разочарованного со своим духом».
ВЫВОД:
Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня
характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения
египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и
философской мысли.
Б. Древняя Индия:
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской
философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение
Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения
страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней
Индии классового общества и государства.
1-й этап - Ведический:
Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с
санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии
духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.
Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они
представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,
наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении -
творении мироздания.
Веды делятся на 4 части:
-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
-брахманы - сборник ритуальных текстов;
-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);
-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна»
и «Махабхарата».
* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определённых систем или школ.
Эти школы делятся на две большие группы:
1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.
1. Санкхья - 6 век до нашей эры
2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры
3. Миманса - 5 век до нашей эры
4. Веданты - 4-2 века до нашей эры
5. Ньяя - 3 век до нашей эры
6. Йога - 2 век до нашей эры
2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).
1. Джайнизм - 4 век до нашей эры
2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры
3. Чарвака - Локаята.
3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):
Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.
Общие черты философских школ Древней Индии:
1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв
(русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим
словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё
есть видоизменение единой сущности».
2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая
цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния
просветления, и блаженства - Нирваны.
3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е.
философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни,
Руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы
первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот
жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет
неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую,
разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма
определяет форму очередного перерождения.
Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от
полной зависимости от материального мира к его свободе.
В. Древний Китай.
Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го
тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства.
В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было
уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.
В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и
начался новый этап развития государства и философии.
Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:
n осознание природы, общества, человека
n взаимосвязь человека и природы.
Основные философские школы в Древнем Китае:
1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о
противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и
заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней
философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и
политический деятель, основатель школы конфуцианства):
* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное
представление о Небе. Это великое начало, верховное божество,
которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и
великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные
правила.
* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья
почтительность и забота о родителях.
* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в
соответствии с субординацией)
3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).
Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).
Главная идея:
* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает
по определённому пути - Дао.
Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы
(воздух, эфир) составляет основу мира.
*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни
шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен
вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании
естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество -
пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.
Черты Китайской философии.
1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде
всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом
веке».
2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы
занимали важные государственные посты.
3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение - школа
Моистов)
4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека,
управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были
основным материалом.
5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между
естествознанием и философией.
6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил
формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и
мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для
большинства китайских школ остался фактически неизвестным.
7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его
взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение
проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей,
недеяние.