Реализм рубежа xix-xx веков 1 страница
Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действительности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наиболее характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.
Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отстаивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтизмом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.
В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г. де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К.Гамсун, А.Стриндберг, раннийТ.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).
В целом критический реализм на рубеже веков отличается открытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, социальный анализ, расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры новеллы, романа, эпопеи.
Этот этап развития критического реализма выступает как переходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.
НАТУРАЛИЗМ
Натурализм — одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европейских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.
Принципы натурализма.Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послужило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безличного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).
Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фантастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть искусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого направления обращаются к жизни низов общества, им присущ подлинный демократизм. Они расширяют область изображаемого В литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.
Натурализму свойственно позитивистское понимание достоверности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда — изображение лишь «куска действительности», воспроизведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изображения героической личности как «нетипичной» в натуралистическом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анализом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свободу воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писатель не стремится предсказать будущее.
Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сближался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным осво-ением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).
Тэн.Основоположником эстетики натурализма был французский искусствовед Ипполит Тэн (1828— 1893). Он учился в Высшей нормальной школе (Париж). С 1864 г. Тэн — профессор эстетики в Школе изящных искусств, с 1878 г. — член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладываются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История английской литературы» (1863—1865). Во «Введении» к этому изданию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую краеугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован основной принцип натурализма: уподобление искусства науке.
Гонкуры.Братья Эдмон (1822- 1896) и Жюль (1830- 1870) де Гонкур — выдающиеся французские писатели, стоящие у истоков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их творчества — роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» — новую разновидность психологизма: это своего рода «научное наблюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутренней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.
Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.
Школа Золя.В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются черты натурализма и критического реализма, и этот синтез производит на читателей сильное впечатление, благодаря которому натурализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает признание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «Западня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, составивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О. Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.). Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).
В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.). Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ставившиеся на сцене передового Свободного театра и на многихсценах мира, образовали в рамках движения европейских драматургов за «новую драму» особое направление.
В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсутствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение деталей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.
В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.
Натурализмв Германии.В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й. Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверждая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведению того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом искусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же детально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологические импульсы или болезненные отклонения психики, которые им управляют.
Гауптман.Герхарт Гауптман (1862— 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась скандалом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изображалась с такой степенью откровенности, выступая в самом неприглядном свете.
Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря свалившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и абсолютной пустоте существования — скучающая от безделья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной падчерице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только старшее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проституткой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей). От младшей дочери, Елены, отказывается любящий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорченная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кончает с собой.
Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоление того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.
В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реалистическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнеле», 1893; «Потонувший колокол», 1896). Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм.
СИМВОЛИЗМ
Символизм — направление в литературе рубежа XIX—XX вв. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоеми-рия, согласно которой весь окружающий мир — только тень, «символ» мира идей, и постижение этого высшего мира возможно лини, через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Распространение этой концепции, опирающейся на тру ды А. Шопенгауэра и его последователей, связано с разочарованием в философии позитивизма.
Символизм явился реакцией на натурализм. Истоки символ из ма — в деятельности романтиков и парнасцев. Ш. Бодлер справедливо считается непосредственным предшественником символистов или даже основоположником символизма как направления.
Основы художественного метода символизма закладываются в 1860-х годах в «Песнях Мальдорора» (1868— 1869, полн. опубл. в 1890 г.) Лотреамона (настоящее имя — Изидор Дюкас, 1846-1870), ранних сборниках П. Верлена. Стихи символистов этого ив риода (Верлена, Рембо) носят бунтарский характер. В них выражены такие сильные стороны символизма, как обличение мещан ства, новаторские поиски в области многозначности слова, создание двупланового образа, суть которого заключалась в том, ЧТО за изображаемым просматривается нечто неизображаемое, фено мен превращается в символ чего-то иного». Здесь нет места характерному для более позднего этапа развития символизма отказу от социальных задач искусства, формализму, иррациональности, зашифрованное™ формы.
В 1870—1880-е годы символизм сближается с декадансом, с его устремлением «от ценностей расцвета жизни — здоровья, силы, светлого разума, победоносной воли, мощной страсти... — к цеп ностям, вернее, минус-ценностям жизненного упадка, т.е. красоте угасания, красоте, черпающей обаяние в баюкающей силе вялых ритмов, бледных образов, получувств, в очаровании, какимобладают для усталой души настроения покорности и забвения и все, что их навевает» (А.В.Луначарский). В этот период Рембо выступает со своей теорией «ясновидения», Малларме обращается к экспериментам в области формы, в результате которых разрушается логика мысли и образа, Верлен занят изучением музыкальных свойств различных звуковых сочетаний. Тяготение к декадансу способствует тому, что укрепляется репутация символистов как непризнанных, «проклятых» поэтов.
Вокруг Малларме и Верлена начинает складываться школа. С символистскими произведениями выступают Жюль Лафорг (1860 — 1887), Гюстав Кан (1859-1936), Жильбер Самэн (1858-1900), Лоран Тайяд (1854— 1919), Франсис Вьеле-Гриффен (1864—1937), Стюарт Мерриль (1863 —1915) и другие «малые символисты». Некоторые поэты разрабатывают прозаические жанры (Анри де Ре-нье, 1864-1936; Пьер Луис, 1870-1925; Марсель Швоб, 1867 — 1905). Возникает символистская драма (Поль Клодель, 1868—1955; Эдуар Дюжарден, 1861 — 1950; Поль Фор, 1872—1960, и др.). Наиболее ярким явлением в этой области становится творчество бельгийца М. Метерлинка.
Символизм оказал влияние на позднее творчество Ги де Мопассана, Э. Золя и других больших художников разных направлений. В свою очередь он испытывал воздействие многих эстетических систем рубежа веков. Декадентская доктрина символизма — явление кризисное. Но символистам свойственны и несомненные достижения в их стремлении увидеть мир целостным, передать сложность духовного мира человека. Значителен вклад символистов в поэтическое творчество, в реформу стиха (музыкальная композиция, многозначность слова и образа, вызывающая поток ассоциаций, утверждение верлибра — свободного стиха и т.д.).
НЕОРОМАНТИЗМ
Термин «неоромантизм» появился еще в конце XIX в. Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии.
Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвердился, он приобретал специфические черты.Неоромантизм в Германии и Австрии.Для немецкого и австрийского неоромантизма, сложившегося под влиянием творчества Рихарда Вагнера (1813 — 1883), характерны такие черты, как «материализация» мечты вплоть до создания «мира мечты», иногда противопоставленного обыденной действительности, иногда слитого с ней; абстрагирование идеала от конкретного социального содержания, абсолютизация и противопоставление его материальному миру или попытка синтеза действительности и идеала при обязательном приоритете последнего; разработка образа человека искусства как воплощения положительного идеала; противопоставление образа художника обществу и обстоятельствам; отсутствие ограничений в системе жанров (обращение к драме, роману, новелле, сказке, различным жанрам поэзии и т.д.), поиски новых жанров (например, «музыкальная драма» Р.Вагнера); в области языка — стилизация как главный принцип организации языкового материала (неоромантический стиль как таковой не сложился во многом из-за господства принципа стилизации); соединение, собственно, неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма.
У немецких и австрийских неоромантиков тема трагической судьбы художника, сталкивающегося с прозой жизненных обстоятельств, стала особенно популярной благодаря образу Лоэнгри-на в одноименной музыкальной драме Р. Вагнера. «Потомками» Лоэнгрина стали Тициан в драме Г. фон Гофмансталя «Смерть Тициана», Петер Майский в одноименной новелле Р.Хух, мастер Генрих в драме Г. Гауптмана «Потонувший колокол» и другие неоромантические персонажи.
Неоромантизм в Бельгии.Ведущим бельгийским неоромантикам свойственно изображение активной личности, создание героического характера (Ариана в драме М. Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», Эреньен в драме Э.Верхарна «Зори»); показ взаимоотношений героя и общества как сложных (отсутствие прямого противопоставления); оптимистическое мировосприятие; перенесение обусловленности персонажей из внешнего мира во внутренний, в мир души («внутренний закон»); некоторая ограниченность в жанрах (основной жанр — драма); отказ от принципа «исторического колорита» как подменяющего принцип историзма, использование приемов условного (зачастую аллегорического) театра; отсутствие собственного неоромантического стиля, широкое обращение к трансформированному символистскому стилю.
Неоромантизм в Англии.Английский неоромантизм представляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Неоромантизм некоторых произведений О.Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализма, Джозефа Конрада(наст, имя — Юзеф Теодор Коженёвский, 1857—1924) — от импрессионизма (например, роман «Тайфун», 1902). В творчестве Редьярда Киплинга(1865—1936) романтические рассказы (например, «Рикша-призрак», «Дети Зодиака») соседствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «Заурядная женщина»), неоднозначен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Роберта Луиса Стивенсона(1850—1894), Артура Конан Дойля(1859 — 1930), Гилберта Кита Честертона(1874— 1936) и др. Эстетическая и эмоциональная критика тех или иных сторон общественной жизни, как правило, трансформируется в критику обыденного, неромантического сознания отдельного человека; обыденность или экзотичность окружающего мира зависит не от имманентно присущих ему качеств, а от миросозерцания индивида (в том числе самого автора). Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности обычно заменяется образом «незаметного героя» (Шерлок Холмс и доктор Ватсон Дойля, патер Браун Честертона), ребенка (Маугли Киплинга), молодого человека (герои романов Стивенсона «Остров сокровищ» 1883; «Похищенный» 1886; «Катриона» 1893). Для английского неоромантизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), которые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее раскрыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются конкретного социального содержания (в их качестве выступают, например, природные стихии). Сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига. Основные жанры, разрабатываемые английскими неоромантиками, — приключенческие романы, повести, рассказы.
Неоромантизм во Франции.Стремление французских неоромантиков к созданию особого поэтического мира объясняет, почему они так часто обращаются к жанру «поэтической драмы». Драма в стихах выступает наиболее адекватной формой выражения условно-поэтического восприятия действительности, свойственного им. Выстраивание особого поэтического мира позволяет удовлетвориться иллюзией в исследовании мира реального. «Воинствующая иллюзия» становится отправной точкой для формирования неоромантического взгляда на мир. Создание поэтического мира во многих случаях оказывается не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантического героя. Проблема героизма и героической личности — главная проблема французского неоромантизма.
Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкретных героических поступках. Такое понимание героизма ярко выражено в новелле Ж. Ришена «Дон Хозе Храбрый», включенной в его сборник «Испанские рассказы». Дон Хозе совершает все-свои героические поступки во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен. Новелла заканчивается программной для ряда неоромантиков фразой: «Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот». Эта концепция в значительной степени определила типы характеров в ранних (неоромантических по существу) драмах Р. Роллана «Людовик Святой» и «Аэрт», в которых можно найти ряд общих типологических черт с «Принцессой Грезой» и «Орленком» Ростана. Однако уже в этих ранних произведениях Р. Роллан ставит проблемы, не свойственные французским неоромантикам. Его идеал — личность, опирающаяся на народ.
В целом французский неоромантизм — это весьма аморфное явление. Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвергая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Ослабевает острота критического отношения к действительности, свойственная В.Гюго; неоромантики в своем большинстве стоят на официальных или умеренно-либеральных позициях, их творчество, как правило, не противоречит правительственному курсу.
Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм. Присущий романтизму начала XIX в. пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX в. вырисовывается общий характер французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигуманного общественного строя, упадочной позитивистской философии, натурализма и декадентской литературы.
Ростан.Неоромантизм получил наиболее полное выражение в творчестве Эдмона Ростана (1869—1918), автора знаменитой героической комедии «Сирано де Бержерак» (1897). Другие его произведения — комедия «Романтики» (1891), драмы «Принцесса Греза» (1895), «Самаритянка» (1897), «Орленок» (1900), «Шантеклер» (1910).
«Сирано де Бержерак». В пьесе излагается неоромантическая концепция героизма как внутренней способности человека преодолевать силу обстоятельств. Первоначальный замысел комедии не был связан с фигурой французского писателя и мыслителя XVII в. Сирано де Бержерака. Однако исторический Сирано оказался во многом близким тому типу человека, которого хотел изобразить Ростан. То, что в эпохе абсолютизма нашелся герой, . которого искал писатель, закономерно. Эта эпоха не могла не породить такой тип личности, как Сирано, тип человека, бросающего вызов всем законам общества, всякой регламентации, подавляющей и уничтожающей индивидуальность.
В комедии человек предстает как слияние, синтез противоположных начал. Главным способом типизации становится соединение и гиперболизация полярных свойств личности. Так, Кристиан прекрасен лицом, но глуп; в Роксане непомерно развит ум, носпит чувство и т. д. Тот же принцип положен в основу образа Сирано: он поэт и воин, его веселость доходит до шутовства, но он бывает и сентиментальным, он герой, но робок в любви. Его слова возвышенны и прекрасны, но лицо некрасиво и смешно. Противоречивые качества Сирано взаимообогащают друг друга и создают необыкновенную при таких противоречиях цельность характера.
Однако не только личные качества Сирано определяют своеобразие этого образа. Он слит с ростановским миром, не может существовать вне его. Свободолюбие Сирано воплощается в лозунге «Быть самим собой». Но в комедии никто не является самим собой, что оказывается, по мнению Ростана, следствием тлетворного влияния общества на личность. Не избегает такого воздействия и Сирано. Гениальный человек отказывается от своей личности в угоду вкусам и идеалам общества и обретает счастье, лишь снова став самим собой. Именно так следует понимать заключение договора с Кристианом, которого Роксана любит за красоту. Союз красавца Кристиана и прекрасного внутренне Сирано, воплотив в действительности идеал Роксаны, стал торжеством гармонии. Однако такое воплощение идеала искусственно, оно неизбежно должно принести несчастье всем троим. Лишь в конце пьесы возникает новая гармония. Для этого Роксана должна была переродиться, отбросить свой прежний безжизненный идеал и научиться видеть в жизни истинно прекрасное даже под безобразной оболочкой. Видеть в действительности идеал — вот основная мысль пьесы.
Неоромантизм в других странах.Неоромантическое движение охватывает и другие страны Европы. Некоторые произведения великих норвежцев Г.Ибсена (позднее творчество) и К.Гамсу-на, творчество итальянских (А. Фогаццаро, С.Бенелли, Д. Паско-ли), польских (С. Выспяньский, С.Пшибышевский), чешских (Я.Врхлицкий, И.Махар), венгерских (Е. Комьяти, Ф.Мольнар) писателей тесно связаны с неоромантическими тенденциями. Несколько позднее неоромантизм занимает заметное место и в литературе США.
ЭСТЕТИЗМ
Эстетизм — течение в эстетической мысли и искусстве, зародившееся в 1870-е годы, окончательно сформировавшееся в 1880—1890-е годы и утратившее свои позиции в начале XX в., когда оно слилось с различными формами модернизма. Ярче всего эстетизм сказался в Англии, его крупнейшими представителями были У. Пейтер и О. Уайльд. Поэтому обычно эстетизм рассматривают как явление английской культуры. Только в самое последнее время стала высказываться мысль, что эстетизм — явление между-народное. Так, можно отнести к эстетизму творчество французских писателей А.деРенье, Ш. М.Ж. Гюисманса, П. Валери, ранние произведения М.Пруста, А.Жида и т.д.; можно найти родственные английскому эстетизму явления в немецкой, австрийской, итальянской, американской и других национальных литературах.
Пейтер.Первым принципы эстетизма изложил Уолтер Пейтер (1839—1894), английский писатель, эстетик. Он родился в семье голландского врача. Пейтер окончил Оксфордский университет, где позднее читал лекции. Он был учеником крупнейшего английского эстетика XIX в. Джона Рёскина (1819 — 1900). Но, в противоположность своему учителю, считавшему, что «искусство страны есть указатель ее социальных и политических добродетелей» («Лекции об искусстве», 1870, опубл. 1887), Пейтер придерживался концепции «искусства для искусства».
Эстетическая теория Пейтера, основанная на субъективизме оценок и противопоставлении этики и эстетики, была изложена в «Очерках по истории Ренессанса» (1873), его главном труде. В предисловии к этой книге он писал: «...Красота, как почти весь человеческий чувственный опыт, есть нечто относительное; поэтому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактнее». По Пейтеру, искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали. Прекрасное субъективно, считает он, поэтому задача критика — лишь выразить свои личные переживания от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение в «Очерках» впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой Пейтер видит «животность Греции, сладострастие Рима, мистицизм Средневековья с его церковным честолюбием и романтической любовью, возвращение языческого мира, грехи Борджиа».
Преемниками Пейтера явились деятели искусства, объединившиеся вокруг декадентских журналов «Желтая книга» и «Савой», которые стали выходить в свет в 1894 и 1895 гг. Это были теоретик символизма и поэт Артур Саймонз (1865— 1945), художник и писатель Обри Бердсли (1872—1898) и др. Влияние эстетизма Пейтера испытали ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йитс, англо-американский писатель Генри Джеймс и др. Вождем эстетизма после Пейтера становится Оскар Уайльд.
Дадаизм
Одно из ранних проявлений авангардизма в европейской литературе — дадаизм (от фр. dada — деревянная лошадка, как ее называют маленькие дети, в переносном смысле — бессвязный детский лепет). Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г., в разгар Первой мировой войны, и был своеобразным анархистским протестом. В иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, эпатаже парадоксами, бессмысленными, случайными сочетаниями звуков, слов, предметов, линий можно усмотреть ироническое, пародийное отражение бессмысленности жизни, открывшейся в огне мировой войны.
Дадаисты впервые собрались 8 февраля 1916 г. в Цюрихе, в кабаре «Вольтер», открытом немецким писателем Гуго Баллем (1886—1927). Здесь звучала музыка Шёнберга, читались стихи Аполлинера, Рембо, драма Альфреда Жарри «Король Юбю» (1896). Основоположником литературы дадаизма стал румын по происхождению Тристан Тцара(или Тзара, псевдоним Сами Розеншто-ка, 1896— 1963). В наиболее известном его сборнике — «Двадцать пять стихотворений» (1918) есть стихотворение «Белый павлин, прокаженный пейзажем», в котором поэт, бросая вызов читателю, наглядно демонстрирует переход от связной речи к бессвязной. Он сознательно разрушает «язык как средство, цементировавшее общественный строй», стремится к «полному раздроблению языка»:
Здесь читатель начинает кричать, Начинает кричать, начинает кричать; в крике появляются флейты, расцвечивающиеся кораллами. Читатель хочет умереть, может быть, танцевать, а начинает кричать,
Он — замызганный худосочный идиот, он не понимает Моих стихов и кричит. Он крив.
В душе его зигзаги и много ррррр
Нбаз, баз, глянь на подводную тиару, расстилающуюся золотыми водорослями. Оозондрак трак
Нфунда нбабаба пфунда тата нбабаба.
(Перевод Н. Балашова)
Дадаизм привлек внимание многих авангардистов, его поддержали Аполлинер, Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Поль Элюар, Блез Сандрар, художники Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Василий Кандинский. После эпатирующих манифестаций в Париже в 1920—1921 гг. дадаизм довольно быстро сходит на нет. Бретон, Супо, Арагон, Элюар становятся видными фигурамисюрреализма, в то время как немецкие дадаисты вливаются в ряды экспрессионистов.
Экспрессионизм
Это модернистское направление наиболее характерно для немецкой литературы, хотя его влияние ощутимо и в литературах скандинавских стран, Бельгии, Венгрии и т.д. В Германии экспрессионизм возник около 1905 г. и активно развивался до конца 1920-х годов. Термин (от фр. expression — выражение) был введен в 1911г. основателем экспрессионистского журнала «Штурм» X. Валь-деном. В противовес импрессионизму с его ориентацией на первичные чувства, ощущения, экспрессионисты настаивали на принципе всеохватывающей субъективной интерпретации действительности.
Основные положения экспрессионизма.Экспрессионисты выступили против негативных сторон жизненного уклада, отмеченного порабощением личности, машинизацией, отчуждением. Первый лозунг экспрессионизма: действительность в существующих формах должна быть отвергнута. Чтобы изменить действительность, искусство должно по-новому истолковать ее (принцип «активизации искусства»). Особую роль при этом может сыграть поэзия и драматургия. Так, герой драмы Рейнхардта Зорге «Нищий» (1912) рассматривает театр как трибуну. Вместо лозунга коммерческого искусства «Искусство как объект прибыли» появляется лозунг «Искусство как выражение определенной тенденции».