Реализм рубежа xix-xx веков 1 страница

Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действи­тельности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наи­более характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.

Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отста­ивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтиз­мом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.

В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г. де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К.Гамсун, А.Стриндберг, раннийТ.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).

В целом критический реализм на рубеже веков отличается от­крытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестрой­ка реализма была связана с экспериментом, смелым опробовани­ем новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, со­циальный анализ, расширяется сфера реалистического отображе­ния, на новую художественную высоту поднимаются жанры но­веллы, романа, эпопеи.

Этот этап развития критического реализма выступает как пе­реходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.

НАТУРАЛИЗМ

Натурализм — одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европей­ских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.

Принципы натурализма.Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послу­жило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безлич­ного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фан­тастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть ис­кусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого на­правления обращаются к жизни низов общества, им присущ под­линный демократизм. Они расширяют область изображаемого В литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изоб­ражено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.

Натурализму свойственно позитивистское понимание досто­верности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда — изображение лишь «куска действительности», воспро­изведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изоб­ражения героической личности как «нетипичной» в натуралисти­ческом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анали­зом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свобо­ду воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писа­тель не стремится предсказать будущее.

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сбли­жался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным осво-ением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).

Тэн.Основоположником эстетики натурализма был француз­ский искусствовед Ипполит Тэн (1828— 1893). Он учился в Выс­шей нормальной школе (Париж). С 1864 г. Тэн — профессор эсте­тики в Школе изящных искусств, с 1878 г. — член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладыва­ются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История анг­лийской литературы» (1863—1865). Во «Введении» к этому изда­нию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую кра­еугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован ос­новной принцип натурализма: уподобление искусства науке.

Гонкуры.Братья Эдмон (1822- 1896) и Жюль (1830- 1870) де Гонкур — выдающиеся французские писатели, стоящие у исто­ков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их твор­чества — роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натура­лизма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» — новую разновидность психологизма: это своего рода «научное на­блюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутрен­ней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.

Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.

Школа Золя.В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются чер­ты натурализма и критического реализма, и этот синтез произво­дит на читателей сильное впечатление, благодаря которому нату­рализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает при­знание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «За­падня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, соста­вивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О. Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.). Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).

В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.). Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ста­вившиеся на сцене передового Свободного театра и на многихсценах мира, образовали в рамках движения европейских драма­тургов за «новую драму» особое направление.

В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсут­ствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение дета­лей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.

В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.

Натурализмв Германии.В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й. Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверж­дая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведе­нию того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом ис­кусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же де­тально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологи­ческие импульсы или болезненные отклонения психики, кото­рые им управляют.

Гауптман.Герхарт Гауптман (1862— 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась сканда­лом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изобра­жалась с такой степенью откровенности, выступая в самом не­приглядном свете.

Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря сва­лившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и абсолютной пустоте существования — скучающая от без­делья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной пад­черице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только стар­шее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проститут­кой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей). От младшей дочери, Елены, отказывается любя­щий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорчен­ная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кон­чает с собой.

Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоле­ние того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.

В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реали­стическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнеле», 1893; «Потонувший колокол», 1896). Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм.

СИМВОЛИЗМ

Символизм — направление в литературе рубежа XIX—XX вв. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоеми-рия, согласно которой весь окружающий мир — только тень, «сим­вол» мира идей, и постижение этого высшего мира возможно лини, через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Распространение этой концепции, опирающейся на тру ды А. Шопенгауэра и его последователей, связано с разочарова­нием в философии позитивизма.

Символизм явился реакцией на натурализм. Истоки символ из ма — в деятельности романтиков и парнасцев. Ш. Бодлер справед­ливо считается непосредственным предшественником символи­стов или даже основоположником символизма как направления.

Основы художественного метода символизма закладываются в 1860-х годах в «Песнях Мальдорора» (1868— 1869, полн. опубл. в 1890 г.) Лотреамона (настоящее имя — Изидор Дюкас, 1846-1870), ранних сборниках П. Верлена. Стихи символистов этого ив риода (Верлена, Рембо) носят бунтарский характер. В них выра­жены такие сильные стороны символизма, как обличение мещан ства, новаторские поиски в области многозначности слова, со­здание двупланового образа, суть которого заключалась в том, ЧТО за изображаемым просматривается нечто неизображаемое, фено мен превращается в символ чего-то иного». Здесь нет места харак­терному для более позднего этапа развития символизма отказу от социальных задач искусства, формализму, иррациональности, за­шифрованное™ формы.

В 1870—1880-е годы символизм сближается с декадансом, с его устремлением «от ценностей расцвета жизни — здоровья, силы, светлого разума, победоносной воли, мощной страсти... — к цеп ностям, вернее, минус-ценностям жизненного упадка, т.е. красо­те угасания, красоте, черпающей обаяние в баюкающей силе вя­лых ритмов, бледных образов, получувств, в очаровании, какимобладают для усталой души настроения покорности и забвения и все, что их навевает» (А.В.Луначарский). В этот период Рембо выступает со своей теорией «ясновидения», Малларме обращает­ся к экспериментам в области формы, в результате которых раз­рушается логика мысли и образа, Верлен занят изучением музы­кальных свойств различных звуковых сочетаний. Тяготение к де­кадансу способствует тому, что укрепляется репутация символис­тов как непризнанных, «проклятых» поэтов.

Вокруг Малларме и Верлена начинает складываться школа. С сим­волистскими произведениями выступают Жюль Лафорг (1860 — 1887), Гюстав Кан (1859-1936), Жильбер Самэн (1858-1900), Лоран Тайяд (1854— 1919), Франсис Вьеле-Гриффен (1864—1937), Стюарт Мерриль (1863 —1915) и другие «малые символисты». Не­которые поэты разрабатывают прозаические жанры (Анри де Ре-нье, 1864-1936; Пьер Луис, 1870-1925; Марсель Швоб, 1867 — 1905). Возникает символистская драма (Поль Клодель, 1868—1955; Эдуар Дюжарден, 1861 — 1950; Поль Фор, 1872—1960, и др.). Наи­более ярким явлением в этой области становится творчество бель­гийца М. Метерлинка.

Символизм оказал влияние на позднее творчество Ги де Мо­пассана, Э. Золя и других больших художников разных направле­ний. В свою очередь он испытывал воздействие многих эстетиче­ских систем рубежа веков. Декадентская доктрина символизма — явление кризисное. Но символистам свойственны и несомнен­ные достижения в их стремлении увидеть мир целостным, пе­редать сложность духовного мира человека. Значителен вклад символистов в поэтическое творчество, в реформу стиха (му­зыкальная композиция, многозначность слова и образа, вызы­вающая поток ассоциаций, утверждение верлибра — свободного стиха и т.д.).

НЕОРОМАНТИЗМ

Термин «неоромантизм» появился еще в конце XIX в. Неоро­мантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест про­тив дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайно­сти декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую лич­ность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии.

Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвер­дился, он приобретал специфические черты.Неоромантизм в Германии и Австрии.Для немецкого и австрий­ского неоромантизма, сложившегося под влиянием творчества Рихарда Вагнера (1813 — 1883), характерны такие черты, как «ма­териализация» мечты вплоть до создания «мира мечты», иногда противопоставленного обыденной действительности, иногда сли­того с ней; абстрагирование идеала от конкретного социального содержания, абсолютизация и противопоставление его матери­альному миру или попытка синтеза действительности и идеала при обязательном приоритете последнего; разработка образа че­ловека искусства как воплощения положительного идеала; проти­вопоставление образа художника обществу и обстоятельствам; от­сутствие ограничений в системе жанров (обращение к драме, ро­ману, новелле, сказке, различным жанрам поэзии и т.д.), поис­ки новых жанров (например, «музыкальная драма» Р.Вагнера); в области языка — стилизация как главный принцип организации языкового материала (неоромантический стиль как таковой не сло­жился во многом из-за господства принципа стилизации); соеди­нение, собственно, неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма.

У немецких и австрийских неоромантиков тема трагической судьбы художника, сталкивающегося с прозой жизненных обсто­ятельств, стала особенно популярной благодаря образу Лоэнгри-на в одноименной музыкальной драме Р. Вагнера. «Потомками» Лоэнгрина стали Тициан в драме Г. фон Гофмансталя «Смерть Ти­циана», Петер Майский в одноименной новелле Р.Хух, мастер Генрих в драме Г. Гауптмана «Потонувший колокол» и другие нео­романтические персонажи.

Неоромантизм в Бельгии.Ведущим бельгийским неороманти­кам свойственно изображение активной личности, создание ге­роического характера (Ариана в драме М. Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», Эреньен в драме Э.Верхарна «Зори»); показ вза­имоотношений героя и общества как сложных (отсутствие прямо­го противопоставления); оптимистическое мировосприятие; пе­ренесение обусловленности персонажей из внешнего мира во внут­ренний, в мир души («внутренний закон»); некоторая ограничен­ность в жанрах (основной жанр — драма); отказ от принципа «ис­торического колорита» как подменяющего принцип историзма, использование приемов условного (зачастую аллегорического) театра; отсутствие собственного неоромантического стиля, широ­кое обращение к трансформированному символистскому стилю.

Неоромантизм в Англии.Английский неоромантизм представ­ляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Неоромантизм некоторых произведе­ний О.Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализ­ма, Джозефа Конрада(наст, имя — Юзеф Теодор Коженёвский, 1857—1924) — от импрессионизма (например, роман «Тайфун», 1902). В творчестве Редьярда Киплинга(1865—1936) романтиче­ские рассказы (например, «Рикша-призрак», «Дети Зодиака») со­седствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «Заурядная женщина»), неоднозна­чен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Робер­та Луиса Стивенсона(1850—1894), Артура Конан Дойля(1859 — 1930), Гилберта Кита Честертона(1874— 1936) и др. Эстетическая и эмоциональная критика тех или иных сторон общественной жиз­ни, как правило, трансформируется в критику обыденного, не­романтического сознания отдельного человека; обыденность или экзотичность окружающего мира зависит не от имманентно при­сущих ему качеств, а от миросозерцания индивида (в том числе самого автора). Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности обычно заменяется образом «неза­метного героя» (Шерлок Холмс и доктор Ватсон Дойля, патер Браун Честертона), ребенка (Маугли Киплинга), молодого чело­века (герои романов Стивенсона «Остров сокровищ» 1883; «По­хищенный» 1886; «Катриона» 1893). Для английского неороман­тизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), кото­рые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее рас­крыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются кон­кретного социального содержания (в их качестве выступают, на­пример, природные стихии). Сюжет большинства неоромантиче­ских произведений выстраивается как напряженная интрига. Ос­новные жанры, разрабатываемые английскими неоромантика­ми, — приключенческие романы, повести, рассказы.

Неоромантизм во Франции.Стремление французских неороман­тиков к созданию особого поэтического мира объясняет, почему они так часто обращаются к жанру «поэтической драмы». Драма в стихах выступает наиболее адекватной формой выражения услов­но-поэтического восприятия действительности, свойственного им. Выстраивание особого поэтического мира позволяет удовлетво­риться иллюзией в исследовании мира реального. «Воинствующая иллюзия» становится отправной точкой для формирования нео­романтического взгляда на мир. Создание поэтического мира во многих случаях оказывается не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантиче­ского героя. Проблема героизма и героической личности — глав­ная проблема французского неоромантизма.

Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкрет­ных героических поступках. Такое понимание героизма ярко вы­ражено в новелле Ж. Ришена «Дон Хозе Храбрый», включенной в его сборник «Испанские рассказы». Дон Хозе совершает все-свои героические поступки во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен. Новелла заканчивается программной для ряда неоромантиков фразой: «Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот». Эта концепция в значительной степени опреде­лила типы характеров в ранних (неоромантических по существу) драмах Р. Роллана «Людовик Святой» и «Аэрт», в которых можно найти ряд общих типологических черт с «Принцессой Грезой» и «Орленком» Ростана. Однако уже в этих ранних произведениях Р. Роллан ставит проблемы, не свойственные французским нео­романтикам. Его идеал — личность, опирающаяся на народ.

В целом французский неоромантизм — это весьма аморфное явление. Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвер­гая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Осла­бевает острота критического отношения к действительности, свой­ственная В.Гюго; неоромантики в своем большинстве стоят на официальных или умеренно-либеральных позициях, их творче­ство, как правило, не противоречит правительственному курсу.

Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм. При­сущий романтизму начала XIX в. пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX в. вырисовывается общий характер французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигу­манного общественного строя, упадочной позитивистской фило­софии, натурализма и декадентской литературы.

Ростан.Неоромантизм получил наиболее полное выражение в творчестве Эдмона Ростана (1869—1918), автора знаменитой ге­роической комедии «Сирано де Бержерак» (1897). Другие его про­изведения — комедия «Романтики» (1891), драмы «Принцесса Гре­за» (1895), «Самаритянка» (1897), «Орленок» (1900), «Шантек­лер» (1910).

«Сирано де Бержерак». В пьесе излагается неороманти­ческая концепция героизма как внутренней способности челове­ка преодолевать силу обстоятельств. Первоначальный замысел ко­медии не был связан с фигурой французского писателя и мысли­теля XVII в. Сирано де Бержерака. Однако исторический Сирано оказался во многом близким тому типу человека, которого хотел изобразить Ростан. То, что в эпохе абсолютизма нашелся герой, . которого искал писатель, закономерно. Эта эпоха не могла не по­родить такой тип личности, как Сирано, тип человека, бросаю­щего вызов всем законам общества, всякой регламентации, по­давляющей и уничтожающей индивидуальность.

В комедии человек предстает как слияние, синтез противопо­ложных начал. Главным способом типизации становится соедине­ние и гиперболизация полярных свойств личности. Так, Кристиан прекрасен лицом, но глуп; в Роксане непомерно развит ум, носпит чувство и т. д. Тот же принцип положен в основу образа Си­рано: он поэт и воин, его веселость доходит до шутовства, но он бывает и сентиментальным, он герой, но робок в любви. Его сло­ва возвышенны и прекрасны, но лицо некрасиво и смешно. Проти­воречивые качества Сирано взаимообогащают друг друга и создают необыкновенную при таких противоречиях цельность характера.

Однако не только личные качества Сирано определяют свое­образие этого образа. Он слит с ростановским миром, не может существовать вне его. Свободолюбие Сирано воплощается в ло­зунге «Быть самим собой». Но в комедии никто не является самим собой, что оказывается, по мнению Ростана, следствием тлет­ворного влияния общества на личность. Не избегает такого воз­действия и Сирано. Гениальный человек отказывается от своей личности в угоду вкусам и идеалам общества и обретает счастье, лишь снова став самим собой. Именно так следует понимать за­ключение договора с Кристианом, которого Роксана любит за кра­соту. Союз красавца Кристиана и прекрасного внутренне Сирано, воплотив в действительности идеал Роксаны, стал торжеством гармонии. Однако такое воплощение идеала искусственно, оно неизбежно должно принести несчастье всем троим. Лишь в конце пьесы возникает новая гармония. Для этого Роксана должна была переродиться, отбросить свой прежний безжизненный идеал и научиться видеть в жизни истинно прекрасное даже под безобраз­ной оболочкой. Видеть в действительности идеал — вот основная мысль пьесы.

Неоромантизм в других странах.Неоромантическое движение охватывает и другие страны Европы. Некоторые произведения великих норвежцев Г.Ибсена (позднее творчество) и К.Гамсу-на, творчество итальянских (А. Фогаццаро, С.Бенелли, Д. Паско-ли), польских (С. Выспяньский, С.Пшибышевский), чешских (Я.Врхлицкий, И.Махар), венгерских (Е. Комьяти, Ф.Мольнар) писателей тесно связаны с неоромантическими тенденциями. Не­сколько позднее неоромантизм занимает заметное место и в лите­ратуре США.

ЭСТЕТИЗМ

Эстетизм — течение в эстетической мысли и искусстве, за­родившееся в 1870-е годы, окончательно сформировавшееся в 1880—1890-е годы и утратившее свои позиции в начале XX в., когда оно слилось с различными формами модернизма. Ярче всего эстетизм сказался в Англии, его крупнейшими представителями были У. Пейтер и О. Уайльд. Поэтому обычно эстетизм рассматри­вают как явление английской культуры. Только в самое последнее время стала высказываться мысль, что эстетизм — явление между-народное. Так, можно отнести к эстетизму творчество французских писателей А.деРенье, Ш. М.Ж. Гюисманса, П. Валери, ранние про­изведения М.Пруста, А.Жида и т.д.; можно найти родственные английскому эстетизму явления в немецкой, австрийской, италь­янской, американской и других национальных литературах.

Пейтер.Первым принципы эстетизма изложил Уолтер Пейтер (1839—1894), английский писатель, эстетик. Он родился в семье голландского врача. Пейтер окончил Оксфордский университет, где позднее читал лекции. Он был учеником крупнейшего анг­лийского эстетика XIX в. Джона Рёскина (1819 — 1900). Но, в про­тивоположность своему учителю, считавшему, что «искусство стра­ны есть указатель ее социальных и политических добродетелей» («Лекции об искусстве», 1870, опубл. 1887), Пейтер придержи­вался концепции «искусства для искусства».

Эстетическая теория Пейтера, основанная на субъективизме оценок и противопоставлении этики и эстетики, была изложена в «Очерках по истории Ренессанса» (1873), его главном труде. В предисловии к этой книге он писал: «...Красота, как почти весь человеческий чувственный опыт, есть нечто относительное; по­этому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактнее». По Пейтеру, искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали. Прекрасное субъективно, считает он, поэтому задача критика — лишь выразить свои личные пережива­ния от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение в «Очерках» впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой Пейтер видит «животность Греции, сладостра­стие Рима, мистицизм Средневековья с его церковным честолю­бием и романтической любовью, возвращение языческого мира, грехи Борджиа».

Преемниками Пейтера явились деятели искусства, объединив­шиеся вокруг декадентских журналов «Желтая книга» и «Савой», которые стали выходить в свет в 1894 и 1895 гг. Это были теоретик символизма и поэт Артур Саймонз (1865— 1945), художник и пи­сатель Обри Бердсли (1872—1898) и др. Влияние эстетизма Пей­тера испытали ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йитс, англо-американский писатель Генри Джеймс и др. Вождем эсте­тизма после Пейтера становится Оскар Уайльд.

Дадаизм

Одно из ранних проявлений авангардизма в европейской лите­ратуре — дадаизм (от фр. dada — деревянная лошадка, как ее на­зывают маленькие дети, в переносном смысле — бессвязный детский лепет). Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г., в разгар Первой мировой войны, и был своеобразным анархистским про­тестом. В иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, эпа­таже парадоксами, бессмысленными, случайными сочетаниями звуков, слов, предметов, линий можно усмотреть ироническое, пародийное отражение бессмысленности жизни, открывшейся в огне мировой войны.

Дадаисты впервые собрались 8 февраля 1916 г. в Цюрихе, в кабаре «Вольтер», открытом немецким писателем Гуго Баллем (1886—1927). Здесь звучала музыка Шёнберга, читались стихи Апол­линера, Рембо, драма Альфреда Жарри «Король Юбю» (1896). Основоположником литературы дадаизма стал румын по проис­хождению Тристан Тцара(или Тзара, псевдоним Сами Розеншто-ка, 1896— 1963). В наиболее известном его сборнике — «Двадцать пять стихотворений» (1918) есть стихотворение «Белый павлин, прокаженный пейзажем», в котором поэт, бросая вызов читате­лю, наглядно демонстрирует переход от связной речи к бессвяз­ной. Он сознательно разрушает «язык как средство, цементиро­вавшее общественный строй», стремится к «полному раздробле­нию языка»:

Здесь читатель начинает кричать, Начинает кричать, начинает кричать; в крике появляются флейты, расцвечивающиеся кораллами. Читатель хочет умереть, может быть, танцевать, а начинает кричать,

Он — замызганный худосочный идиот, он не понимает Моих стихов и кричит. Он крив.

В душе его зигзаги и много ррррр

Нбаз, баз, глянь на подводную тиару, расстилающуюся золотыми водорослями. Оозондрак трак

Нфунда нбабаба пфунда тата нбабаба.

(Перевод Н. Балашова)

Дадаизм привлек внимание многих авангардистов, его поддер­жали Аполлинер, Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Поль Элюар, Блез Сандрар, художники Пабло Пикассо, Амедео Мо­дильяни, Василий Кандинский. После эпатирующих манифеста­ций в Париже в 1920—1921 гг. дадаизм довольно быстро сходит на нет. Бретон, Супо, Арагон, Элюар становятся видными фигурамисюрреализма, в то время как немецкие дадаисты вливаются в ряды экспрессионистов.

Экспрессионизм

Это модернистское направление наиболее характерно для не­мецкой литературы, хотя его влияние ощутимо и в литературах скандинавских стран, Бельгии, Венгрии и т.д. В Германии экс­прессионизм возник около 1905 г. и активно развивался до конца 1920-х годов. Термин (от фр. expression — выражение) был введен в 1911г. основателем экспрессионистского журнала «Штурм» X. Валь-деном. В противовес импрессионизму с его ориентацией на пер­вичные чувства, ощущения, экспрессионисты настаивали на прин­ципе всеохватывающей субъективной интерпретации действитель­ности.

Основные положения экспрессионизма.Экспрессионисты вы­ступили против негативных сторон жизненного уклада, отмечен­ного порабощением личности, машинизацией, отчуждением. Пер­вый лозунг экспрессионизма: действительность в существующих формах должна быть отвергнута. Чтобы изменить действительность, искусство должно по-новому истолковать ее (принцип «активиза­ции искусства»). Особую роль при этом может сыграть поэзия и драматургия. Так, герой драмы Рейнхардта Зорге «Нищий» (1912) рассматривает театр как трибуну. Вместо лозунга коммерческого искусства «Искусство как объект прибыли» появляется лозунг «Искусство как выражение определенной тенденции».

Наши рекомендации