Вопрос 4. Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса
Представители социально-политического направления – Н. Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор – ориентировались на исследование проблем общественного устройства, постижение механизмов социального развития.
Николо Макиавелли (1469-1527) -- итальянский политический мыслитель, историк и писатель, считающийся одним из отцов политологии. В своем главном произведении «Государь» разработал учение о власти, методах её достижения и удержания. Ради упрочения государства, достижения и удержания власти считал допустимыми любые средства («цель оправдывает средства»), поэтому в современной политической науке термин «макиавеллизм» употребляется для определения политики, пренебрегающей нормами морали.
Однако было бы неправильно считать Макиавелли человеком безнравственным. В его учении содержится немало ценных идей. В частности, он полагал, что подлинной целью правителя должен быть не частный, сугубо личный интерес, но «общее благо», подразумевавшее в то время объединение Италии в сильное национальное государство.
Два других видных представителя социально-политического направления как раз и мечтали осчастливить угнетенных и обездоленных, сделать наш мир хотя бы немного более справедливым и гуманным. Речь идет об итальянском мыслителе Томаззо Кампанелле и английском политическом деятеле Томасе Море, ставших зачинателями утопического социализма.
Кампанелла (1568 — 1639) – автор утопии «Город Солнца» (1602) – это произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения.
Томас Мор (1478 — 1535) занимал в конце жизни пост канцлера Англии, однако был обвинен в государственной измене и казнен. В сочинении «Утопия» (1516), в переводе с греческого буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным, содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия. Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал — он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию.
ВЫВОДЫ по 4 вопросу:
1. Социально-политическая мысль Ренессанса представлена, с одной стороны, творчеством Макиавелли, и, с другой стороны, первыми творцами социалистических утопий – Мором и Кампанеллой.
2. Хотя Николо Макиавелли известен более всего, как один из отцов политологии как науки и проповедник принципа «цель оправдывает средства», тем не менее, ряд его идей сохранили актуальность до сего дня, прежде всего, это идея социального активизма, требование, адресованное всем людям, не быть пассивными наблюдателями собственной гибели, а активными участниками социальной жизни, борцами за свободу и справедливость, против социальных язв и произвола властьимущих.
3. Важнейшим социально-политическим событием эпохи Возрождения стала Реформация, проповедовавшая право человека на прямое общение с Богом, идею спасения через добросовестный труд. Реформация и утвердившийся благодаря ей на севере Европы протестантизм способствовали развитию капиталистических отношений и так называемой «протестантской этики», возвысившей личный успех как признак богоизбранности.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 52-62.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 135-146.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 56-62.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.196-197; Ч. 2. С. 10-14.
Дополнительная литература:
5. Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест, 2001.
6. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М., 1953.
7. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.
8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.
10. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. - М., 1984.
Тема 6. Западноевропейская философия 17-18 вв.
План лекции: