Античная философия в поисках первоосновы

1. период: Ранняя классика. Досократический (Натурфилософский) 6-4 в до н.э.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 в. до н.э. до 6 в. н.э., около 1200 лет. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие современной цивилизации. Именно здесь начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин «философия» возникает тоже здесь, в противоположность «Софосу» - мудрецу-пророку, обладавшему «Софией» - божественной мудростью. «Философ» - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Поэтому цель философа - понять «целое как целое», понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Притом понять, используя разум, рациональную аргументацию. Надо объяснить мир, используя как факты опыта, так и логику понятий, и объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делает искусство и религия.

Этапы античной философии. Традиционно выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики). Главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение; Основной проблемой досократического периода была проблема первоначала (архи): есть одно вещество, из которого происходит все многообразие окружающего мира.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека; центральной проблемой становится роль человека в познании окружающего мира.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др.;

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Главные проблемы - мораль и свобода человека, познания и т.д. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношения Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). В данный период проблемы познания и бытия отступают на второй план. Основой является обретение человеком смысла своей жизни в меняющихся социально-политических условиях.

Античная философия выдвинула ряд фундаментальных проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1. Проблемы бытия, небытия материи и ее форм. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. (Сократ, Софисты: Горгий, Гиппий, Анитифонт и др., Пиррон, Секст эмпирик. Эпикур, Посидоний и др.).

3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.).

4. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. (Плотин, Филон Александрийский и др.).

5. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного.

6. Проблема поиска рационального метода познания. (Платон, Аристотель, их последователи).

Термин «досократики» введен для совокупного обозначения натурфилософских школ: Ионийская философия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен + Гераклит); Италийская философия (Пифагорейский союз: Пифагор, Гиппас, Алкмеон, Филолай, школа элеатов: Ксенофан, Парменид, Зенон); Физиологи (Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит); Софисты (Протагор, Продик, Гипий, Горий). Эти философские школы в центре внимания ставят чувственно-материальный космос, размышляют о сущности и первоначалах мира. Они рассматривают субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи).

Ионийская школа. Для нее характерны отсутствие поляризации на материализм и идеализм, наличие многих образов мифологии, отсутствие философской терминологии, представление физических процессов в контексте морали, что свидетельствует о том, что античная философия рождается как этика. Представители этой школы стремились понять то или иное материальное начало как субстанцию. Возникновение из мифа Логоса (разумное слово) - сына Зевса и Метиды.

Фалес (ок. 625-547) - первый математик и физик в Ионии, был провозглашен первым из семи мудрецов. Труды: «О началах», «О солнцестоянии», «Морская астрология». Вода - начало и основа всех вещей. С одной стороны - она пребывает подо всем, на ней все плавает; с другой - это не просто вода, а вода разумная, божественная. Фалес началом всего полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств.

Анаксимандр (ок.610-после 547) - ученик и последователь Фалеса. Труд: «О природе», «Карта земли», «Глобус». Он расширил понятие начала до понятия «архэ», т.е. до первоначала, субстанции, того, что длежит в основе всего мира. Он усматривал первоначало в апейроне (что значит беспредельное, безграничное, бесконечное). Апейрон материален, веществен, вечен, неуничтожим, он находится в вечном движении, выделяя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Апейрон - не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Апейрон все из себя производит сам. Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Жизнь на земле зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Анаксимен (ок.585-ок.525) - ученик и последователь Анаксимандра, астроном и метеоролог. Труды: «О природе». Он полагал, что первоначалом всего является воздух (апейрос), а апейрон - это свойство воздуха. Разрежаясь из-за нагревания, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь из-за охлаждения - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Он видел в воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна. Боги тоже из воздуха. Он думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Небесные светила парят в воздухе, а земля неподвижна.

Гераклит (ок. 520-460) - диалектик. Гераклит первоначалом считал огонь, т.к. он символизирует бесконечное изменение окружающего мира, в основе которого находится взаимодействие двух противоположных сил Любовь и Вражда. Он открыл субстанционально-генетическое начало мира в огне (огонь наряду с землей, водой и воздухом у древних людей считался веществом). «Все обменивается на огонь, и огонь - на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото». Возникновение из огня космоса Гераклит называл «путем вниз» и «недостатком огня». Космос не вечен «Путь вниз» периодически сменяется «путем вверх», «недостаток огня» - его «избытком». Космос сгорает. Этот мировой пожар не только физическое, но и нравственное событие. Мировой пожар будет мировым судом. Огонь - не только живая, но и разумная сила. Он также присущ человеку и его душе. Сухой, огненный компонент души - это ее логос. Гераклит учил, что «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово, и потому постоянным в мире можно признать только само это вечное изменение. (Для примера: Кратил (5 в.) вообще заявлял, что в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз, поскольку нет ничего устойчивого). В отличие от вышеназванных милетских философов Гераклит довольно много говорит о познании. Он различает чувственное и рациональное познание. Высшая цель познания - это познание логоса, единства мироздания.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА, школа древнегреческой философии, получившая свое название по греческому городу Элее (другое название - Велия) на юге Италии.

Учение элеатов. У ионийцев субстанция физична, у пифагорецев - математична, у элеатов - философична, так как эта субстанция - бытие. Именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления (первая часть основного вопроса философии). Собственно с них и начинается философия.

Ксенофан (ок. 570 - ок. 478) впервые высказал идею, что боги - это творения человека по его образу и подобию. Мифы - это вымысел. Как философ-физик он примыкает к ионийской философии. Обобщив эмпирические данные, Ксенофан пришел к выводу, что когда-то вся земля была покрыта морем. Но затем часть земли поднялась и стала сушей. Где было морское дно, стали горы. Поэтому земля - основа всего сущего, субстанция. Земля простирается в бесконечность. Земля и вода есть все, что рождает и растит. Даже души состоят из воды и земли. Вместе с тем он считает, что есть бог - единое, чистый ум, он один, не физичен, не имеет тела, его сила - в мудрости. Этот бог всевидящ, всемыслящ и всеслыщащ. Таким образом, физическая и философская картина мира Ксенофана расходятся. В теории познания он отдает первенство разуму.

Парменид (6-5 вв.) - метафизик. Он учил, что все неизменно. Эллейская школа переводит проблему первоначала на сугубо теоритический уровень. Парменид впервые формирует понятие "бытие". Бытие - все то, что можно представить в мышлении.

Характеристики бытия:
- оно вечно
- неподвижно
- форма бытия - шар

В центре внимания Парменида - две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления. Они могут быть разрешены только разумом, но разум не безошибочен и потому может попасть в западню. Первая западня анонимна, состоит в допущении существования небытия. Вторая западня «двуголова» - что бытие и небытие тождественны и нетождественны. Здесь Парменид подошел к закону запрещения противоречия - к главному закону мышления, формальной логики. Парменид впервые прибегает к доказательству философского тезиса: небытие не существует потому, что небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить. К такому выводу он приходит потому, что бытие и мышление тождественны. Отсюда бытие - это то, что схватывается только мыслью.

Зенон Элейский (ок. 490 - 430) - субъективный диалектик (искусство диалектического рассуждения и спора, искусство опровергать противника и посредством возражений ставить его в затруднительное положение. Он использовал доказательство от противного, т.е. использовал закон исключенного третьего. Пример: Чтобы доказать, что «А есть В» истинно, он доказывал, что «А не есть В» ложно, а ложность последнего тезиса он доказывал исходя из допущения истинности тезиса «А не есть В», что приводит к одинаковой истинности С и не-С, а это невозможно. Другой метод Зенона получил название «апория», что значит непроходимость, безвыходное положение. Например, «Ахиллес и черепаха» (привести ее).

Учение физиологов. Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430) сочетает в себе ионийскую и италийскую философию, принимая в качестве первоначала все четыре традиционные стихии - воду, землю, воздух и огонь, называя их «четырьмя корнями вещей». Они не превращаются друг в друга и отождествляются им с такими богами, как Зевс, Гера, Аид и Нестис. Все остальные боги возникают из этих корней. То же самое касается всех вещей. Например, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня. Наиболее равномерно они перемешаны в крови, и поэтому кровь - носитель мышления. Однако корни вещей пассивны, а активны в мироздании два антагонистических психических начала - любовь (причина любви и добра) и ненависть причина множества и зла). Любовь соединяет разнородное и разделяет однородное, ненависть, наоборот, разделяет разнородное и соединяет однородное. В своей борьбе они попеременно одерживают верх. Примиряет он ионийцев и италийцев также в изменчивости и неизменности мира: мир неизменен в своих корнях, но изменчив на уровне вещей.

Анаксагор (ок. 500 - 428). Труд: «О природе». Он исходил из того, что существует неограниченное множество первоначал. Начала - это мельчайшие, невидимые, сверхчувственные частицы огня, воды, золота, крови, древесины и т.д., которые он называл «семенами вещей». Это качественные образования. Они неизменны и вечны. Они бесконечно делимы, ибо сколько ни дробить бытие, в небытие его превратить нельзя. Его тезис таков: «все во всем». Другими словами, каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, но ее качества определяются теми качествами, которые в ней преобладают. Пример: если белый снег тает и получается мутная вода, то это потому, что мутное и жидкое как качества содержались в снеге, но качества твердого, холодного и белого в нем преобладали. Эти начала пассивны и потому, чтобы возник мир из первобытного хаоса потребовалось вмешательство Нуса - ума, творца космоса, тончайшего и чистейшего из всех вещей. Нус движет миром и познает мир одновременно. Он определяет прошлое, настоящее и будущее.

Наши рекомендации