К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения
"Свободное развитие каждого – свободное развитие всех"
"Развивать свои способности, силы без определенно установленного масштаба – значит быть человеком"
К. Маркс
Философия марксизм обращается к общественно-исторической действительности, в которой человек и проявляет себя во всей полноте своего бытия как духовно-телесное и практически-деятельное существо.
К. Маркс (1818-1883) впервые обратил внимание, прежде всего, на тот факт, что во всей предшествующей философии человек считался не результатом истории, исторического развития, а ее исходным пунктом. Индивидуум представляется не исторически возникшим, но как бы данным самой природой.
Рассматривая человека во взаимосвязи с другими людьми через общественные отношения, через производственную деятельность и всегда в конкретно-исторических условиях, Маркс выдвигает положение, которое становится основополагающим в понимании человека: "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". Таким образом, утверждается социальная сущность человека.
Вопрос о социальной сущности человека не снимает вопроса о его природных основах. Но эти природные основы, природные качества, природные задатки подвержены изменению в процессе социализации. Формирование социальной сущности человека означает не исчезновение в нем природных биологических основ, а преобразование их согласно потребностям общества. Вместе с тем, природные основы человека обусловливают и определенные возможности его социализации. Исходя только из природных основ человека, невозможно объяснить развитие самого человека и общества.
Естественные потребности людей и сами они как живые организмы составляют естественные предпосылки существования общества, но, будучи включенными, в систему общественной жизни, они приобретают социальную форму проявления и в своем развитии подчиняются законам развития общества
Общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе воспроизводства ими своей жизни, есть та форма, в которой только и может осуществляться жизнедеятельность конкретного человека. Вне этих отношений он просто никогда не станет собственно человеком. В обществе нет таких отношений, творцом и носителем которых не выступал бы человек, наделенный сознанием. Каждый конкретный человек, каждая конкретная личность является носителем и создателем общественных отношений. Объяснение человека с точки зрения его социальной сущности позволяет понять природу человеческой индивидуальности, раскрыть ее диалектически, т.е. не отождествляя индивида с обществом и не противопоставляя его ему.
Если исходить из того, что в общественных отношениях нет иного содержания, кроме живого, человеческого, то становится ясным, что не только общество формирует определенный тип личности, но и личности "наполняют" индивидуальным содержанием общественные отношения. С другой стороны, индивидуальное бытие личности "наполняется" содержанием лишь тех общественных отношений, которые доступны по разным причинам и обстоятельствам индивидуальному усвоению. Это и делает человека неповторимой индивидуальностью.
Разнообразие связей и отношений, в которые вступают люди в процессе производства и воспроизводства своей жизни становится источником разнообразия их индивидуального бытия. Иной подход, рассмотрение общественного бытия без учета специфического, обособленного бытия личности ведет, как это имело место до сих пор в большинстве концепций, к пониманию взаимоотношения личности и общества, личности и истории в духе жесткого детерминизма, фатализма.
С появлением общественного разделения труда появляется, и разделение или раздвоение бытия на общественную форму и индивидуальную форму. Индивид начинает выступать как особая форма существования общественных отношений, как индивидуальный "мир человека", в том числе и внутренний мир "Я".
Человек как отдельный индивид является частью более обширного целого, т.е. частью рода человеческого и, кроме того, частью конкретного социально-исторического бытия, "совокупностью всех общественных отношений". Таков человек лишь в самом общем определении своей сущности. Мы отвлекаемся от реальной расщепленности человеческого бытия, когда человек развивается не как целостное существо, а как "частичный", "одномерный человек", "ходячий паяльник", "ходячая отвертка". В этом случае он утрачивает свое "родовое" как специфически человеческое и выступает не субъектом общественного бытия, а лишь средством и в некоторой степени его результатом.
В истории никто не начинает полностью сначала. Вступая в жизнь, каждое новое поколение застает уже какие-то готовые условия своего существования, общественную и культурную среду. Человек предстает в качестве продукта этой среды, которая во многом предопределяет его деятельность. Он основывает свою деятельность на совокупности тех производительных сил, знаний, культурных ценностей, которые были развиты и накоплены на протяжении тысячелетий. Хозяйственные и социально-политические формы, культурные достижения прошлого выступают не только в качестве традиции, которая в известной мере сковывает свободу и творческую активность людей, но и как реальная основа для творчества.
Общество – это та исторически сложившаяся совокупность форм совместной деятельности людей, в рамках которой сохраняются и передаются от поколения к поколению накопленные человечеством богатства материальной и духовной культуры и созидаются новые ценности. Именно социальная жизнь, система социальных отношений является единственной формой, в которой человек приобщается к благам и мерзостям человеческой культуры и творит ее. Нельзя отделить деятельность человека от общественных отношений, учреждений, событий, в которых эта деятельность выражается, осуществляется.
Общество – это та жизненная среда, в которой только и возможна реализация человеческой индивидуальности. Но общество не является некоторым самодовлеющим целым, независимым от человека и его деятельности. Оно, как мы уже отмечали, есть совокупность отношений и форм самой практической и духовной деятельности людей. Человек рождается в обществе, получает в нем все средства, необходимые для своего развития, он зависит от общества, но вместе с тем и противостоит ему как творец новых форм социального и культурного бытия.
Взаимоотношения между человеком и обществом имеют достаточно противоречивый характер, о чем и свидетельствует проблема отчуждения. У общества (целое) есть свои специфические функции и задачи, которые детерминируют его отношение к человеку (часть). Выживание социума, например, невозможно без отчуждения у человека (индивида) некоторых функций. Например, наказание преступника. Эта функция отчуждается у индивида и передается обществу, его институтам, т.е. насилие (наказание связанное с насилием) становится теперь функцией государства.
В ходе исторического развития общества с необходимостью шло отчуждение ряда функций обществом от индивидов, что, несомненно, было связано с поиском устойчивого общественного состояний, т.е. социум в ходе эволюции вырабатывает систему отношений между собой (целое) и индивидом (часть).
Вся история человечества может быть рассмотрена как поиск оптимального решения проблемы взаимоотношения человека и общества. В марксизме под отчуждением человека понимается, прежде всего, утрата человеком своей социальной сущности и низведение жизни человека до уровня простого биологического существования, когда человек перестает воспроизводить свою социальную сущность.
Причину отчуждения марксизм усматривает в социально-политических и экономических отношениях, в рамках которых человеческая деятельность и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Таким образом, сам процесс отчуждения может рассматриваться как социально-политический процесс.
В работах К. Марксаи Ф. Энгельса раскрыты основные моменты, порождающие отчуждение.
· Отчуждение деятельности человека от человека в процессе труда, из которого человек выходит опустошенным и обедненным.
· Отчуждение условий труда от самого труда. Рабочему противостоят не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно видно в отчуждении управления производством от производителя. Однако это не только отчуждение от управления производством, но и обществом.
· Отчуждение результатов труда от рабочего. Результат труда рабочего не принадлежит рабочему.
· Отчужденность социальных институтов и норм, предписываемых ими. Социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу, и противостоят человеку как самостоятельная и чуждая ему сила.
· Отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества таких притязаний и ожиданий, которые не соответствуют действительным возможностям общества, что нередко является причиной отклоняющегося поведения.
Путь преодоления отчуждения настолько же прост, насколько и сложен – это демократизация всей общественной жизни, управления и развитие духовного и культурного уровня человека.