Диалектика чувственного и рационального в познании. Формы чувственного и рационального познания.

Познание представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях. Основные формы чувственного познания: Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов. Чувственное познание

ограничено: не выделяет общее; не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках. Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Умозаключение– процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками. Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее.Сторонники сенсуализма - направления в теории познания, утверждали преобладающее значение чувственного опыта над разумом. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Представителями: Локк, Гоббс, Гольбах. Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию. Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен. В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме. Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств. Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним, объективным миром, а в показаниях органов чувств человека – отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения, как достояние только человеческого сознания. Рационалисты - утверждали возвышенность разума над чувственным знанием. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Герцен). Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают. Чувства нас нередко обманывают. Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые недоступны нашим органам чувств. Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности. Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей .



Наши рекомендации