Учет темперамента в деятельности.

Зная особенности своего темперамента. человек должен научиться развивать его положительные стороны и преодолевать отрицательные, уметь владеть им и подчинять его себе:

1. Сангвиник – характерны легкомысленность, разбросанность, переоценка своих возможностей, нежелание доводить начатое дело до конца, недостаточная глубина и устойчивость чувств. Ему необходимо помочь воспитать в себе такие качества, как усидчивость, устойчивость интересов, изживать беспечность, легкомысленность. Учиться доводить начатое дело до конца, используя соответствующие приемы – строгость, систематический контроль.

2. Холерик – отличается раздражительностью, грубостью, резкостью, несдержанностью, поэтому ему следует развивать тормозной процесс, воспитывать сдержанность, последовательность, аккуратность, доброжелательность. Приемы: похвала, мягкие, спокойные, но твердые требования; ни в коем случае нельзя говорить с ним на повышенных тонах, так как это усиливает возбуждение.

3. Флегматик – вялый, пассивный, ленивый, медлительный, безучастный, инертный человек. Ему необходимо развивать подвижность, умение легко переходить от одного дела к другому, стимулировать активность, общительность, жизнерадостность, изживать равнодушие, преодолевать инертность. Основной прием – твердые требования.

4. Меланхолик – свойственны упадничество, отсутствие бодрости, нерешительность, колебания, вялость, пассивность, замкнутость, излишняя застенчивость. Ему надо развивать общительность, подвижность, активность, привлекать к работе в коллективе. Приемы: чуткое и доброжелательное отношений, похвала, одобрение, мягкие воздействия, категорически не показывать строгость.

Характер

Понятие о характере

В переводе с греческого «характер» - это «печать, чеканка, примета», т.е. это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе ( введен др.греч. Философом Теофрастом). С одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Жизнь чеканит, отливает человека, а с определенного момента он сам начинает ковать свой характер. С другой стороны, характер накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека. Мы судим о его характере именно по этим проявлениям. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые, в которых проявляются воля и мотивация поведения человека. Зная характер человека, можно предвидеть, предсказать его поведение в той или иной ситуации. Поэтому, характерными принято считать только наиболее устойчивые и наиболее часто проявляющиеся особенности человека. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, а его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то о таком человеке мы говорим как о «бесхарактерном».

По свое природе, характер представляет собой социально-психологическое образование личности, так как он отражает главным образом объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям, вещам и к себе.

Характер – целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и отличающиеся устойчивым отношением к различным сторонам действительности – к себе, к людям, труду.

Характер – неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности, показывающих отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поведении и поступках.

Характер – совокупность устойчивых черт личности, которая обуславливает типичные для индивида способы поведения.

Характер – совокупность индивидуальных черт, проявляющихся в типичных формах поведения.

Характер базируется на биологически обусловленных подструктурах и отражает общественные условия и направленность воспитания, проявляется в различных областях жизни человека: в трудовой деятельности, в общении, в привычках в отношении человека к другим людям и самому себе. Характер формируется в течение жизни человека с рождения и до смерти: в первые годы жизни формирование характера идет наиболее интенсивно, а в зрелые годы он меняется слабо, но значимые события, чрезвычайны обстоятельства, резкие изменения жизни могут оказать существенное влияние на характер человека и привести к его изменению даже в зрелые годы.

Между условиями жизни человека и его характером существуют прямые и обратные связи. В разные периоды истории, люди по разному объясняли становление характера человека:

1. Исходя из даты рождения (астрология и гороскопы)

2. Исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика)

3. Изучая связь между строением черепа и характером (френология)

4. Обнаруживая связь между кожным рельефом ладоней человека и его характером (хиромантия)

5. Фиксируя связь между строением тела человека (его конституцией) и характером (Кречмер)

Выразительные признаки характера – это признаки, по которым можно делать выводы о наличии у человека тех или иных черт характера. К ним относятся:

1. Речь: громкая - тихая; быстрая - медленная; эмоциональная – сухая; императивная – заискивающая.

2. Лицо: напряженное – расслабленное; живое – застывшее; добродушное – высокомерное.

3. Глаза: взгляд хитрый – прямой; грустный – веселый.

4. Поза: гордая – заискивающая; уверенная – робкая.

Понятие «характер» не равно понятию «личность». Когда дается оценка характера и личности одного и того же человека, то они не только могут не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Характер тесно связан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Но в темпераменте личность раскрывается со стороны ее динамических проявлений, а в характере – со стороны содержания. Темперамент не может быть «плохим» или «хорошим», а в отношении характера мы постоянно пользуемся такими определениями.

Наши рекомендации