Указанные крайности – следствия многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.
Термин нигилизм ввел еще блаженный Августин для обозначения людей неверующих; в средние века словом nihilista называли ложно верующих или еретиков. В дальнейшем распространению данного термина способствовали немецкие философы и писатели. Фридрих Ницше, являющийся автором философской теории нигилизма: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»». По предположению Л.С. Франка, нигилизм - это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей. Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» утверждал: «Нигилизм есть чисто практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди С точки зрения Кьеркегора, нигилизм зарождается на индивидуалььном уровне. «Каждый человек, счастлив он или не счастлив, болен или здоров, благополучен или неблагополучен, несёт в себе отчаяние, ибо человек как существо духовное постоянно находится в критическом состоянии, состоянии поиска путей и способов реализации своего «Я» и этот подсознательный поиск производен от творческой природы человека, перманентен». |
Но, несмотря на огромный вклад зарубежных исследователей в дело изучения нигилизма, неверно считать данное явление присущим только западноевропейской части, оно свойственно также и российскому обществу.
Герцен в этом вопросе придерживался следующего мнения: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила его ненавидеть другую, он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нём всякое уважение к законности».
В дореволюционной истории России наиболее видным исследователем проблемы нигилизма являлся Иван Алексеевич Ильин, ученик Павла Ивановича Новгородцева. По мнению Ильина, европейский кризис правосознания XVIII- второй половины XX вв. оказал наиболее губительное влияние на Россию. После Великой октябрьской революции «монархическому» правосознанию не нашлось места, а «республиканское» - не прижилось. В изучении данной проблемы Ильин опирался на теорию «географического детерминизма»и выделял следующие факторы развития правового нигилизма в России: большая территория, низкая плотность населения, неоднородный национально-этнический и религиозный состав, особенности государственных и хозяйственных задач.
Отмечая принципиальное несходство исторических судеб России и Запада, славянофилы считали, что России свойственно строить свою жизнь на началах религиозности и нравственности.
Православие внушало идею обязанности, а не права; как отмечает Н.А. Бердяев, «обязанности не исполнялись по греховности, право же не считалось добродетелью», Русь стремилась скорее «к справедливости, чем к законности», к «правде, чем к праву».
В России в отличие от Западной Европы никогда не было протестантской этики, которая считала труд и частную собственность благом и на первое место ставила отстаивание личностью своих прав и свобод. С.Н. Булгаков писал: «…Православие не стоит на страже частной собственности как таковой даже в той степени, в какой это делает католическая церковь, видящая в ней установление естественного права… православие не может защищать капиталистическую систему хозяйства как таковую, ибо она основана на эксплуатации наёмного труда, хотя и до времени могло мириться с ним в виду его заслуг в поднятии производительности труда и его общей производительной энергии… православие превозносит свободный аскетический труд… стремление к нестяжанию и бедности… оно объявляет труд правом и обязанностью, проповедует послушание и смирение в противоположность отстаиванию личностью прав и свобод».
На протяжении вековситуация в государстве российском не изменилась. Идея «насилия ради благополучия» до сих пор находит отклик в сердцах миллионов наших сограждан. И потому, наверное, совсем неудивительны происходящие нелегитимные процессы во всех сферах жизнедеятельности общества, во всех ветвях власти.
Категорию «правовой идеализм» ввёл в научный оборот в 1994 году профессор Н. И. Матузов в статье «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали»