Сильное желание богопознания само по себе есть путь.
- Шри Анандамайи Ма. "Матри Даршана"
Наш гуру Свами Нирмалананда обучил нас могущественной мантре: "Локах самаста сукхино бхаванту" -"Пусть повсюду все существа будут счастливы и свободны. И пусть мои мысли и поступки способствуют всеобщему счастью и свободе". Мантра побуждает нас совершать действия, которые приносят пользу всем - как людям, так к другим существам. В этом и состоит сущность карма-йоги (бескорыстного служения). Данный практический метод уменьшения совокупного страдания мира лежит в основе всей практики йоги. Когда мы страдаем от одиночества и жалости к себе, лучшее средство - больше заботиться о ближних и облегчать чужие страдания. Если мы уходим от мыслей с собственных несчастьях, они становятся не такими серьезными.
Какой бы разновидностью йоги вы ни занимались, сделайте ее карма-йогой; посвящайте ее плоды Богу, как советовал Патанджали в "Йога-сутрах": "Ишварапранидха-чад в а",
Не спутайте карма-йогу с законом кармы, согласно которому каждое действие порождает бесконечную цепь последствий. Закон кармы является законом причины и следствия, карма-йога -это метод, гарантирующий благоприятный кармический эффект от наших поступков.
Закон кармы -всеобщий закон, такой же строгий, как закон тяготения. Вы можете увидеть (если захотите), как ок проявляется в мире природы. Карма семени, посаженного в землю, - прорасти. Если вы что-то подбросите, то кармическим результатом будет падение предмета вниз.
Карма означает "действие". Это слово происходит от санскритского корня кри ("делать") и подразумевает как телесную деятельность, так и ментальную. Действия могут быть осознанными или неосознанными, но в любом случае нас ждут кармические последствия.
Слово "карма" используется как в отношении накопленных результатов прошлых поступков, так и по отношению к нынешним и будущим действиям. Карма прошлого, карма настоящего и карма будущего бывает трех видов:
Санчитта-карма. Это накопленные последствия прошлых поступков, ожидающие возможности проявиться. Санчитта -склад отпечатков всех действий, которые вы когда-либо совершили в далеком прошлом, в ваших прошлых жизнях. Это все нерешенные проблемы, ждущие своего решения.
Прарабдха-карма. Это нынешние действия (то, что вы делаете сейчас, в этой жизни) и их последствия. Вы взяли на складе (из санчитта-кармы) некоторое количество нереализованных желаний и честолюбивых стремлений и пытаетесь "отработать" их в этой жизни.
Агами-карма. Будущие действия, проистекающие из ваших нынешних поступков, называются агами-кармой. Пытаясь решить проблемы прошлой кармы, вы неизбежно создаете новую карму: проблемы, которые сможете или не сможете решить в этой жизни. Если вы не решите их сейчас, они перейдут на "склад", где будут ждать следующей жизни.
Каждое действие оставляет в тонком теле след (санскару). Санскары являются отпечатком нереализованных желаний и честолюбивых стремлений. Они стремятся к проявлению - в этой жизни или в другой.
Основание всей кармы кроется в незнании своего истинного "Я". Например, вы впервые курите сигарету. Вы хотите узнать, какова она на вкус, поэтому делаете затяжку. Вам это нравится, и вы говорите: "О, возьму-ка еще одну". Вскоре у вас возникает пристрастие к курению. Но, как ни странно, вовсе не сигарета позволяет вам чувствовать себя хорошо. Просто, когда вы делаете затяжку, у вас в этот момент нет других желаний. В такое мгновение вы ощущаете свое истинное "Я", которое есть счастье, свобода от желаний. Но вы ошибочно связываете это счастье с сигаретой, а не со своим "Я", которое является истинным источником счастья. Вместо того чтобы обратиться прямо к "Я", вы тянетесь к сигарете. Вы вовлекаетесь в кармический цикл действий, в результате чего возникает привязанность.
Познать свою истинную природу - единственная возможность освободиться от необходимости реализовывать каждое желание. Если вы достигнете просветления, то никакая карма не сможет связать вас: вы будете освобождены, несвязаны.
Если действие совершается бескорыстно, оно создает хорошую карму и приводит (в конечном счете) к освобождению. Поэтому мы, будучи йогами, стремящимися к освобождению, стараемся совершенствовать свои действия. Большинству действий предшествует мысль. Следовательно, чтобы действовать лучше, нам нужно прежде всего улучшить свои мысли. Что же такое совершенная мысль? Совершенная мысль - это мысль, лишенная эгоистического мотива, свободная от гнева, жадности, ненависти, ревности и т. п.
Многие полагают, что мы можем думать о чем угодно и быть свободными от последствий задуманного, если не совершили физическое действие. Но вспомните, сколь-
ко раз, когда у вас было тяжело на сердце, ваш друг смотрел на вас и спрашивал: "Тебя что-то беспокоит?" Наши мысли влияют на других людей и имеют для нас кармические последствия. Наши мысли очень важны даже в момент смерти, когда мысль может повлиять на нашу будущую жизнь (в лучшую или в худшую сторону).
Мысль ведет к действию. Одно и то же действие может быть предпринято с эгоистичным или с бескорыстным намерением. Хорошим примером является секс. Когда пытаются подчинить, причинить вред, оскорбить и унизить, это называется насилием и считается преступлением. Если же действие мотивировано желанием любить, почитать, возвышать другого, это называют "заниматься любовью".
Намерение, предшествующее любому действию, всегда важнее самого действия. В намерении содержится семя результатов действия. Если вы совершаете похвальный поступок с плохим намерением, вы получите отрицательную карму.
Например, человек, который становится работником социальной сферы, чтобы служить другим, признателен людям, которых обслуживает, поскольку признает, что благодаря им у него появляется возможность бескорыстно служить ближнему. В результате его действий создается хорошая карма как для него самого, так и для них.
Другой человек может стать работником социальной сферы ради того, чтобы "оказывать помощь". Такое намерение сразу порождает разделение на две категории: начальник-подчиненный. Поэтому весьма вероятно, что этот работник станет вызывать осуждение и раздражение у людей, с которыми сталкивается, и ему будет трудно духовно продвигаться.
Намерение, лежащее в основе того или иного поступка, определяет, будет ли это действие вести к освобождению или к рабству. Даже практика йоги может привести к рабству, если эгоистично намерение, лежащее в ее основе. К йоге всегда следует обращаться с желанием служить не низшему, а высшему "Я".
Если мы берем на себя обязательство служить людям, то работаем гораздо упорнее и получаем больше пользы, чем когда действуем из эгоистичных побуждений. Если вы проголодались, будучи дома одни, вы можете открыть холодильник, достать остатки еды не первой свежести и съесть все это прямо на кухне. Но если вы приглашаете на обед своего лучшего друга, вы ведете себя совершенно по-другому. Вы из кожи вон лезете, чтобы приобрести самые лучшие продукты. Вы наводите в доме порядок, тратите массу времени на то, чтобы приготовить вкусные блюда. И наконец, вы ставите на стол дорогую посуду, изо всех сил стараясь доставить гостю удовольствие. При этом вы можете заметить, что больше не чувствуете голода. Вы насытились атмосферой любви и служения.
Согласно закону кармы, ваша жизненная ситуация есть результат ваших действий как в этой, так и в предыдущих жизнях. При этом не имеет никакого значения, кто вы: президент, домашний кот, свинья на ферме, дерево, искусный музыкант, заслуженный ученый, бездомный, сирота, мелкий вор или наркоман. Когда-то вы совершили действия, в результате которых создалась нынешняя ситуация. Смотреть на чье-то везение и завидовать, думая, что ему (ей) просто повезло, -пустая трата драгоценной энергии. Удача здесь ни при чем.
- О, у них богатые родители.
- Она родилась красивой.
- С такими деньгами я бы тоже могла так одеваться.
-Легко тебе говорить -у тебя любящий муж.
Как часто вы говорите подобные слова? На поверхностном уровне они могут быть правильными, но они не отражают реальности. Наши страдания, как и наше счастье, определяются нашими действиями.
Однако не нужно понимать закон кармы поверхностно, как это свойственно кальвинизму, заразившему своим духом Соединенные Штаты с самого начала их формирования. Кальвинисты (как написано в учебнике истории) верили, что богатые богаты потому, что их любит Бог, а бедные потому бедны, что Бог их не любит. Если вы богаты, это знак того, что вы духовно развитый человек. Если вы бедны, значит, вашей душе надеяться особенно не на что.
Кальвинисты верили в предопределение, в судьбу, а не в перевоплощение. Индийский взгляд на карму намного сложнее. Результаты действий накапливаются в течение многих жизней, а форму наказания выбирает для вас вовсе не карающий Бог. Ваше нынешнее положение - это решение, а не проблема. Карма является подарком от Бога, который дает нам возможность учиться на собственном опыте и постигать, что чувствуют те, кто по тем или иным причинам испытывает страдания. Страдание учит состраданию, а это сближает нас со всеми существами.
Закон кармы подразумевает, что отыскать ключ к счастливой жизни довольно просто. То, насколько вы в своей жизни будете наслаждаться счастьем, зависит от того, какой вклад вы внесли в счастье других существ - как в настоящем, так и в прошлом. Иудео-христианский взгляд на вину и наказание здесь неприменим. В йогической модели кармы чувство вины не считается благоприятным для духовного развития. Вина есть результат прошлого, а прошлое -это то, что мы не можем изменить. Так стоит ли беспокоиться?