Поклонение Аллаху на основе страха и надежды.

Говорит имам Аль Барбахари: «И знай, что человек никогда не поклонялся Аллаху чем-то лучшим, чем страх перед Аллахом, дорога страха и печали, а также стыдливость перед Аллахом преславен Он и благословен».

Имам аль Барбахари хочет сказать то, что хороший путь для поклонения Всевышнему Аллаху это быть на дороге страха перед Аллахом и стеснятся Всевышнего Аллаха. Но это не означает, что ты должен поклоняться Аллаху только на основе страха, это идеология хауариджей, которые поклоняются Аллаху только на основе страха, ты же должен совмещать между страхом и надеждой. А так страх это великая причина для того что бы ты совершать грехи и один из самых великих факторов которые побуждают тебя для совершения благого.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Об этом немного упоминается на уроке 19 под пунктом:

«12 Нельзя обольщаться тем что ты на истине, ведь ты можешь заблудиться».

Надежда и шариатские доказательства, касающиеся надежды.

Сказал шейх Ат-Тамими, да помилует его Аллах: «А доказательством тому, что надежда является поклонением, служат слова Всевышнего: ″Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом″ Сура аль-Кахф, аят 110».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

«Тот, кто надеется…» ― то есть: тот, кто сильно желает награды Аллаха Всевышнего и сильно желает увидеть Его своими глазами в День Воскресения, пусть совершает праведные деяния. То есть, человеку необходимо выполнить определенные действия, чтобы заслужить желаемое. А желаемое – это вхождение в Рай, спасение от Огня и взгляд на Лик Аллаха. Поэтому Аллах Всевышний сказал: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом (в День Суда), пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». Сура аль-Кахф, аят 110.

Это указывает на то, что надежды самой по себе недостаточно. Надежду обязательно должны сопровождать праведные деяния. А деяние будет праведным только тогда, когда в нем соберутся два условия*:

1 — Искреннее посвящение своего деяния только Аллаху Всевышнему;

2 — Следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

*[Сообщается, что аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: «Лучшие деяния - это наиболее искренние и наиболее правильные (деяния)». У него спросили: «А что это значит?» Он ответил: «Искренние деяния — это деяния, посвященные Аллаху, а правильные — соответствующие сунне». Передал аль-Багъауи в своем тафсире, 8/176 и другие].

Следовательно, деяние должно быть совершено только ради Лика Аллаха. В деянии не должно присутствовать многобожия (ширка). Также деяние должно соответствовать сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Деяние не должно быть нововведением. Если в деянии будут присутствовать эти два условия, то деяние будет праведным. Если же хотя бы одного условия не будет, то деяние будет испорченным и не принесет пользы тому, кто его совершает.

Деяние, в котором присутствует многобожие, будет отвергнуто. Точно так же и деяние, которое является нововведением, будет отвергнуто. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!».аль-Бухари, 2697; Муслим, 1718.

В аяте, приведенном шейхом, указание на надежду и на то, что она является поклонением. Также в аяте указание на то, что надежда будет правильной тогда, когда её сопровождают праведные деяния.

Источник: шарх шейха Фаузана на книгу «три основы».

Говорит Шейх Салих ибн Абдульазиз Али Шшейх:

Доводом на то, что страх относится к поклонению, являются слова Всевышнего: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». Сура «Семейство Имрана», аят 175.

В этом аяте мы видим указание на то, что страх в отношении не Аллаха запрещается, а страх перед Аллахом, великим и возвышенным, приказан нам.

Сказал Великий: «Не бойтесь их». – Это запрет бояться кого-либо помимо Аллаха.

Затем сказал: «А бойтесь Меня». – Это приказ испытывать страх перед Аллахом, великим и возвышенным. И поскольку Аллах, великий и возвышенный, приказал испытывать страх перед Ним, у нас есть приказ, то, таким образом, оправдано определение страха как поклонение. Ведь, если Аллах приказал бояться Его, то это значит, что страх перед Ним любим для Него, и Он доволен этим. И оправдано для него определение, которое дал шейх уль-Ислям Ибн Таймия для термина «поклонение», а именно: это название всему, что любит Аллах, и чем Он доволен. И это потому, что Аллах приказал это, а Аллах приказывает в Шариате только то, что Он любит и чем доволен.

Так же в приведенном аяте содержится довод другого вида на обязательность утверждения единственности Аллаха, великого и возвышенного, как того, перед кем испытывают страх. Всевышний сказал: «… а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими».

– И обусловил получение и приход веры страхом перед Ним. Сказал: «… а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими».То есть «если вы являетесь верующими, то бойтесь Меня, и не бойтесь их». Таким образом, в этом довод на единственность Аллаха как того, перед кем обязательно следует испытывать этот вид страха. А кто не соблюдает единственность Аллаха в посвящении Ему этого вида страха, тот является многобожником и неверным.

Нужно заметить: здесь имеется в виду определенный вид страха, а не страх вообще. Он называется боязнь скрытого и заключается в том, что боятся кого-либо помимо Аллаха в том, на что способен только Аллах. Ученые называют его «страх перед скрытым». Он проявляется в том, что человек боится, что его поразит чем-либо объект его страха, поразит чем-то, что в нем самом, в боящемся. Как поражает великий и возвышенный Аллах различными бедами, у которых может не быть видимых причин, и от которых невозможно предохраниться. И поистине Аллаху, великому и возвышенному, принадлежит все царствие, вся власть, Он над каждой вещью мощен, в Его руках управление делами, Он посылает то из добра, что желает и удерживает то из добра, что желает, Он посылает несчастья – и все это без знания Его рабом причин. Иногда причины могут быть известны, но в основном это происходит, без того, чтобы предшествовали этому причины, которые мог бы знать человек: умирает этот, заканчивается жизненный срок того, этот умирает в детстве, тот умирает в старости, этого постигает болезнь, а того гибель имущества и тому подобное. Тот, Кто распоряжается этим – Аллах, и боятся Аллаха боязнью скрытого, чтобы не поразил Он Своего раба чем-либо из мучений в этой жизни или в жизни последней.

Многобожники же боятся своих объектов поклонения боязнью скрытого. Боятся, что поразит их то божество, тот господин, тот святой, поразит их тем, чем поражает их Аллах, великий и возвышенный. И западает в их сердца такой страх перед их объектами поклонения, какой должен быть перед Аллахом. Более поясняет это то, что поклоняющиеся могилам, мавзолеям, гробницам и святым боятся сильнейшим образом этих святых, боятся, что те направят на них какое-нибудь наказание, если они недостаточно почтят их святость, или не исполнят перед ними какие-то обязанности.

Один студент рассказал мне случай об этом. Проезжал он однажды с водителем такси через известный в Египте город Танта. Город известен тем, что в нем находится могила Аль-Бадауи, которого там возвеличивают настолько, что описывают его некоторыми из качеств Аллаха, великого и возвышенного. И вот они были в этом городе проездом, и подошел к студенту мальчик среднего возраста и попросил садака (подаяние), и студент дал ему какое-то количество денег. Тогда мальчик поклялся Аль-Бадауи, что студент даст ему больше. А обычай у них в городе такой, что кто таким образом поклянется – тому нельзя отказывать, необходимо дать то, что он просит – и это из страха перед этим святым, что он в случае отказа сам взыщет за свои нарушенные права. А студент был из прилежных изучающих исламские знания и практиковал единобожие, сказал он мальчику: «Верни то, что я дал тебе». Мальчик подумал, что он хочет взять это, чтобы затем дать больше и вернул. Студент забрал деньги и сказал: «Ты поклялся Аль-Бадауи, а клятва не Аллахом – это многобожие, поэтому я тебе ничего не дам».

Этот пример я привожу для разъяснения, не просто чтобы поделиться интересным рассказом, так как эта история наилучшим образом объясняет суть страха перед скрытым.

После этого выступил страх на лице водителя такси. Ведет машину и повторяет: «Скрой, скрой, скрой, скрой». Студент спросил его: «Ты к кому обращаешься?» Он ответил: «Ты оскорбил Аль-Бадауи, и я обращаюсь к нему (с дуа), чтобы он скрыл этот твой проступок, а если он этого не сделает… то, мы заслуживаем того, чтобы он послал нам беду,… мы же оскорбили его». В его сердце был такой страх, что он проехал более ста километров, не произнося ничего, кроме «скрой, скрой». Рассказывал дальше студент: «Когда же мы доехали целыми и невредимыми, я повернулся к нему и спрашиваю: «О такой-то, где же то, о чем ты утверждал? Где же то, что ты приписывал тому, кого вы возвели в ранг божества, что он сделает с нами то-то и то-то?» Водитель радостно вздохнул и говорит: «Ведь господин Аль-Бадауи терпеливый, кроткий».

Такое положение и есть связывание своего сердца с другим помимо Аллаха. Такое бывает у отклонившихся. Страх перед кем-то помимо Аллаха, боязнь скрытого, в то время как этот Аль-Бадауи мертв и находится в своей могиле. Боятся, что он нашлет на них кого-либо с гибелью, или же беду, которая коснется машины или самого человека – таков он «страх перед скрытым». Это подпадает под слова Аллаха, когда Он Всевышний передал слова пророка Ибрахима, мир ему: «Как я могу бояться тех, кого вы приобщаете в сотоварищи, если вы не боитесь приобщать в сотоварищи к Аллаху тех, о ком Он не ниспослал вам никакого доказательства? Какая же из двух групп имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности, если вы только знаете?»Сура «Скот», аят 81.

«Как я могу бояться тех, кого вы приобщаете в сотоварищи», – Сказал так Ибрахим, потому что они боялись тех, кого обожествляли, именно этим видом страха. Их сердца связаны с теми, кого они возвеличивают, потому что они испытывают перед ними «страх перед скрытым».

Сказал великий и возвышенный Аллах, передавая слова народа пророка Худа обращенные к их пророку Худу: «Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло». Сура «Худ», аят 54. Они боялись тех, кого обожествляли, что те причинят им зло. И по выдуманному ими положению, обязательно было бояться тех богов, чтобы не поразили они каким-либо злом. Они сказали: «Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло». – То есть послал тебе зло, от которого помутился твой разум, или от которого нарушилась работа органов.

Этот вид страха, когда посвящается кому-либо кроме Аллаха, то является великим многобожием.

Так же есть и другие виды страха. Есть страх разрешенный – это страх врожденный, естественный, который возникает от обычных бытовых причин, в которые Аллах заложил то, что вызывает боязнь у потомков Адама, мир ему. Например боязнь огня, так как в нем можно сгореть, боязнь хищника, так как он может укусить, боязнь скорпиона, так как он может ужалить, боязнь несправедливого обладателя власти, так как он может притеснить и тому подобные примеры. Этот вид страха от естественных бытовых вещей не вредит вере, потому что Аллах создал людей, сделав этот страх для них врожденным.

Так же есть страх запретный – третий вид страха, а их всего три: страх который является большим многобожием, страх разрешенный и страх запретный. Запретный страх заключается в том, что из-за боязни перед творениями человек не выполняет свои обязанности перед Творцом. Например, из страха перед творениями не выполняет намаз: находится на собрании, в котором много людей, и не встает для совершения намаза, боясь осуждения людей. И тот, кто испытывает подобный вид страха – испытывает страх запретный, о котором ниспосланы слова Всевышнего Аллаха: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» Сура «Семейство Имрана», аят 173.

Так же Его слова: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». Сура «Семейство Имрана», аят 175. Если страх перед другими удерживает его от совершения обязательного намаза, то он обязан бороться с этим, ведь страх не оправдывает его перед Шариатом, и он не более чем наущение шайтана, как сказал Аллах: «Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками».Сура «Семейство Имрана», аят 175.

Этот вид страха запретен, так как из-за него человек упускает выполнение обязанности из числа того, что установил как обязательное Всевышний Аллах.

В этом случае человек боится кого-то кроме Аллаха, но это не боязнь скрытого, а боязнь очевидного – один из видов того, что запрещено в Шариате.

Это три известные раздела страха, и вокруг них собираются вопросы, рассматривающие виды страха. Из них есть то, что является многобожием и то, что многобожием не является. И в этих вопросах часто случается неясность и путаница у получающих исламские знания, потому что они не знают правил и основ. Например: какой вид страха, если испытывают его не перед Аллахом, является многобожием? За какой вид страха человека описывают многобожием? Ответ: этот вид страха – боязнь скрытого. И мы его описали и определили ранее, пользуйся же этим для напоминания и лучшего понимания.

Таким образом, страх – это поклонение сердцем. Его место – сердце, но следы его могут проявляться и в действиях, совершаемых органами.

Источник: «Шарх салясати аль-усуль», 4.

[Конец примечания].

Наши рекомендации