Основные подходы в исследовании общества.
Все существующие теории в отношении основ общества можно свести к трем основным вариантам: экономический детерминизм, индетерминизм, функциональная теория. Эти различные варианты суть различные основания выделения «сугубо человеческое», «сугубо общественного» в реальности, разные, во многом равнозначные концепции социальной реальности, включающие различные системы категорий.
На позициях экономического детерминизма в конечном счете находится К. Маркс и марксизм, во многом М. Вебер, Ф. Бродель и В. Леоньтьев, теоретики постиндустриального общества - Д. Белл и др. Экономический детерминизм главным детерминирующим фактором общественной жизни полагает экономику в целом, производство и т.п. Маркс пишет, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, от их воли независящие отношения, называемые производственными отношениями. Совокупность этих отношений составляет экономический базис общества, над которым возвышается политическая, правовая и др. надстройки.
Таким образом, К. Маркс открывает объективную основу общества, не зависящую от воли и сознания человека; К. Маркс и Ф. Эндельс создают материалистическое понимание истории. Согласно этому пониманию, в основе развития общества, истории лежит развитие материального производства, которое определяется диалектикой производственных сил и производственных отношений. Производственные отношения есть форма существования производственных сил, обеспечивающая типологичность общества. Главное производственное отношение - отношение собственности на средства производства.
Общество, по Марксу, представляет иерархическую субординированную систему первичных и вторичных компонентов. Первичное является главным детерминантом общественной жизни, вторичное - оказывает обратное воздействие на первичную основу. В основе деятельности любого индивида лежат интересы, первичными из которых являются интересы материальные. Роль личности состоит, во-первых, в выполнении задач в рамках вариантов реализации необходимости, во-вторых, в выборе вариантов, в-третьих, в осуществлении революционных преобразований.
На позициях индетерминизма стоят такие мыслители, как Поппер, Хайек, Фридман. Карл Поппер в работах «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма» обвиняет К. Маркса в идеализме платоновского типа. Главной ошибкой его и многих мыслителей он считает стремление к пророческому предсказанию общественного развития. Однако влияние «пророков» заслоняет от общества задачи повседневной жизни, поскольку они создают мифогенный концептуальный каркас, навязываемый обществу в качестве концепции развития. Поставленная концепцией «цель» развития общества «построение коммунизма» или «построение капитализма», доказанная на уровне преходящих аргументов, оправдывает произвол власти и произвольно отсекает живые, но «не нужные» в соответствии с нею течения жизни (вспомним слова Солоневича, что гении в политике хуже чумы для народа).
Поппер полагает, что не нужно пытаться «сверху» управлять развитием общества, а цели ставить только самые общие - идеи разума, свободы, блага, через которые только и возможно оценивать действия политиков. Он выделяет два возможных типа общества: открытое или закрытое. Демократия должна обеспечивать «поле сражения» для любой разумной реформы.
На схеме индетерминистской концепции базируются экономические теории А. Хайека и Д. Фридмана. В работе «Дорога к рабству» Хайек доказывает, что попытки жесткого управления со стороны государства с целью создания земного рая, превращала его в ад. Главное, что теряется при этом - свободная творческая самодеятельность человека. Развитие общества не может быть жестко запрограммированным; значительную роль играет действие человека. При плановой экономике реализуются сознательные действия одного или нескольких лиц, при индетерминистской экономике реализуются сознательные действия всей совокупности членов общества.
Создатели функциональной теории - Э. Дюркгейм, Ч. Спенсер, Т. Парсонс. Основные работы Т. Парсонса: «Структура социального действия», «Социальная система», «Экономика и общество».
В рамках функционализма общество рассматривается как система. Системы - это социальные организмы, имеющие свои потребности, удовлетворение которых необходимо для их выживания. Этим системам свойственны как нормальные, так и патологические состояния. В обществе всегда находятся элементы, удовлетворяющие требованиям сохранения системного целого. Поэтому необходимо изучать, какие именно элементы поддерживают нормальное состояние или равновесие системы.
Парсонс выдвигает волюнтаристскую теорию социального действия. Оно включает в себя следующие элементы:
актер (отдельное лицо);
некоторая цель, которую преследует актер;
альтернативные средства достижения цели;
разнообразные ситуационные условия достижения цели;
ценности, нормы, идеалы, которыми руководствуется актер;
действия, включая принятие актером субъективных решений.
Для интеграции общества и равновесия социальной системы необходимо соблюдение двух правил:
Социальная система должна располагать достаточным количеством актеров для исполнения определенных социальных ролей (т.е., она включает в себя роли, а не людей).
Социальная система должна придерживаться таких образцов культуры, которые дают хотя бы минимальный порядок и не предъявляют людям невыполнимых требований.
Таким образом, общество здесь - социальная система, каждый элемент которой в принципе равен любому другому, - т.е. отсутствует жесткая детерминация.