Основные соц-кие подходы к пониманию общества

Об-во – целостное соц-ное образование. Сложный вид организации соц-ной жизни. Оно включает все многообразие социальных взаимодействий, все инс-ты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков соц-огии общим для соц-огов явл то, что все рассматривают об-во как целостную сис-му куль-ое тесно взаимосвязанных между собой. Такой подход к об-ву называется сис-мным.

О.Конт, например, считал об-во функциональной сис-мой, стр-ру которой составляют семья, классы, государство и которая основывается на распределении труда и солидарности.

Сис-мный подход – комплексное изу-ие исследуемого объекта как единого целого с позиций сис-много анализа. Учитываются все взаимосвязи отдельных структурных частей, выяв-ния роли каждой из них в общем процессе функционирования сис-мы, и, наоборот выяв-ния воздействия сис-мы в целом на отдельные ее эле-ты.

Детерминистский подход, а именно эк-кий детерминизмярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, об-во как целостная сис-ма состоит из подсис-м: эк-ой, соц-ной, политической и идеологической. Каждую из которых можно рассматривать как сис-му. Во взаимоотношении между этими подсис-мами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих сис-м существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других сис-м.К.Маркс рассматривал об-во как сис-му, состоящую из двух подсис-м: базиса (экономическая подсис-ма) и надстройки (политическая подсис-ма). Главным при этом явл определение ведущей подсис-мы, изменение в которой могут вызвать изменения всей сис-мы. Для Маркса такой подсис-мой была экономика, состоящая из двух блоков: производительных сил и производственных отношений.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитета. Примером политического детерминизма являются концепции общества Э.Шилза и Р.Арона. Последний указывает: «Совр-ные индустриальные общества, у которых много общих черт… различаются прежде всего стр-рами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты эк-ой сис-мы… В наш век все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика».

Сторонники культурного детерминизмаутверждают приоритетную роль в обществе культуры.

Культурный детерминизм ведет свое начало от работ М.Вебера по соц-огии религии, в которых развитие общества ставилось в зависимость от господствующих в нем религиозных ценностей. В современной разновидности культурного детерминизма делается упор на решающую роль коммуникаций, стержнем которой явл обмен информацией. В концепции Н.Лумана кул-ра рассматривается как относительно автономная от индивида сис-ма трансляции коллективного опыта, поток сообщений, передающих социальную информацию. Об-во же в таком случае предстает как поток самовоспроизводящих информационных сообщений. Человек же с этой точки зрения предстает как продукт культурного производства. Таким образом, создается обратная перспектива: люди образуют «среду», «фон», «контекст» общества, которое существует как сис-ма воспроизводства культуры посредством коммуникации.

С точки зрения функционализма, об-во объединяет свои структурные эле-ты не путем установления между ними причинно-следственных связей, а на основе функциональной зависимости. Об-во как целостную сис-му согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций. Сис-ма создает, поддерживает, сохраняет и развивает только то, что необходимо ей для нормального функционирования. Функционализм признает за каждым социальным образованием выполнение ф-ции, полезной для общества.

Об-во_как_соц_сис-ма

Об-во – целостное соц-ное образование. Сложный вид организации соц-ной жизни. Оно включает все многообразие социальных взаимодействий, все инс-ты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ.

Социальная сис-ма –целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, соц-ые инс-ты и организации, соц-ые группы и общности, нормы и цен-ти.

Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать об-во как целостное соц-ное образование от всех других (от соц-ной реальности, социальных отношений, инс-тов, общностей, культуры).

Об-во характеризуется следующими признаками:

1) Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. В современных условиях с развитием средств коммуникации соц-ые связи выходят за пределы территориально-государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты размывают очаговый характер социальных взаимодействий. Так, например, Н.Луман говорит об одном единственном обществе, основу которому составляют коммуникативные про-сы. «Понятие территориальных границ становится излишним, и тем самым излишне предположение о многообразии региональных обществ». Однако больш-во соц-огов по-прежнему считают возможным рассматривать об-во как способ организации соц-ной жизни, локализованной на определенной территории. Даже на уровне обыденного сознания общества воспринимаются именно как разделенные по территориально-государственным границам (украинское, российское и т.д.), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившиеся в определенном месте планеты.

2) Универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Об-во включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все соц-ые инс-ты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности об-во может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки, познакомиться с достижениями культуры, науки и т.д. Иными словами, об-во обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное предназначение - дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.

3) Автономность – способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высоко уровня саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной сис-мы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых инс-тов, обеспечивающих координацию разнородных социальных образований, таких как мораль, право, государство, а также комплексных сис-м ценностной легитимации социального порядка – религиозных верований, идеологических доктрин. Благодаря саморегуляции обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размера.

4) Интегративность. Проявл, с одной стороны, в том, что об-ву удается подчинить себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст соц-ной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую стр-ру. Люди, связанные с об-вом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, сами тяготеют к нему, ибо оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает атмосферу духовного единства. С другой стороны, об-во обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности.

Наши рекомендации