Возникновение науки в античной культуре. Универсально-понятийный социокод.
В становлении западноевропейской цивилизации мы выделяем античную, средневековую и новоевропейскую субцивилизации. Ее возникновение обусловлено переходом к новому способу реализации социальности, общему для данных субцивилизаций.
Универсальная цивилизация возникает в античной Греции из цивилизации традиционалистской. По определенным причинам (М.К. Петров выдвигает «пиратскую гипотезу») в обществе разрушаются касты и кастовые ограничения. Люди стали сообщать друг другу знания, обучаться знаниям, ранее принадлежащим различным кастам. Т.е. знания становятся всеобщими, предназначенными для всех, культура становится целостной и интегративной. Возникает универсальный человек, обладающий знаниями нескольких различных профессий; первым таким человеком можно назвать Одиссея.
Снятие запрета на передачу знания и совмещение различных знаний позволило заметить их противоречия и породило сомнение в знании и его божественном происхождении. Сомнение породило постановку проблемы истины; мудрость стала использоваться с целью поиска истины возникает философия. Знание начинает накапливаться не в головах отдельных людей, а во всеобщих категориях; вместимость социальной памяти и возможности накопления и передачи культуры уже ограничивается только категориальным потенциалом языка. Возникает стремление заимствования любого знания и логика как попытка установить закономерности построения знания, - рождается новый ментальный склад общества.
Античная субцивилизация - время возникновения новой грамотности, не требующей касты писцов, личного рабства (не только общинного), правовых отношений в обществе. Возникает стремление письменного закрепления различных отношений и свободного обсуждения этих отношений. В новом ментальном складе и над обществом, и над богами стоят всеобщие законы и даже Зевсу (Юпитеру) не всегда все позволено, - никто не может быть выше судьбы. Данные феномены вместе с новым способом реализации социальности, новыми архетипами мышления и деятельности легли в основания западноевропейской цивилизации.
Расцвет греческой цивилизации является исключительным событием в истории человечества. Культурный переворот в Древней Греции охватил все стороны культуры: в частности, в Греции возникла наука, философия и литература, легшие в основы европейской философской и литературной традиции. В греческом искусстве произошла революция, явившаяся этапом в истории мирового искусства. Все это в совокупности заставляет А.И. Зайцева, вслед за Эрнестом Ренаном, говорить о «греческом чуде». Андре Боннар доказывает, что это было не чудо, а эпохальное событие, имевшие свои естественные причины.[5] Огромную роль античной культуре придавали и классики марксизма: «… Без этого фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и Современной Европы», - пишет Ф. Энгельс в «Анти – Дюринге». Главной особенностью древнегреческого общества было существования полиса, как результат распространения железа. Из греческих общин постепенно формируются небольшие по размерам государства – полисы, в которых создаются необходимые предпосылки для развития культуры. Решающее значение при этом имело развитие рабовладения. Рабский труд обеспечивал досуг значительной части гражданского коллектива и богатых свободных (как правило, метеков – переселенцев из других полисов). Развитие рабовладения поддерживало, закрепляло и оживляло шедшее от родовой аристократии пренебрежительное отношение к любой деятельности, связанной с производством и обменом. Распространение рабского труда давало гражданам греческих полисов возможность для занятий в разных сферах и науки. Следовательно, исключительное преобладание рабства вело к последовательному разделению физического и умственного, труда. Одни стали заниматься только физическим трудом, другие только умственным.[6]Отрицать влияние античного рабства на развитие греческого общества и его культуры нельзя. Однако, заметим, что расцвет греческой культуры наступил раньше, чем рабовладельческие отношения достигли своего полного развития. Выходит, что роль рабства не была решающей. Всегда ли достаточно политической и личной свободы, для того, чтобы люди обратились к художественному или научному творчеству. Мы знаем много способов использовать свой досуг и не всегда, к сожалению, люди отдают предпочтение таким благородным занятиям, как наука и искусство. Необходим был еще такой общественный и духовный настрой, который бы поощрял творческую деятельность в самых различных сферах, включая культуру. И такой настрой в древнегреческом обществе был. Ученые говорят об агональном характере греческой культуры, который порождал духовный климат, стимулирующий творческие достижения на самых разных поприщах. Каждый современный человек имеет представление о зародившихся в Древней Греции Олимпийских играх. Они свидетельствуют о значении агона в жизни древних греков. На игры собирались атлеты и зрители со всех концов греческого мир, то есть со всего Средиземноморья и Причерноморья, отложив на время игр и государственные и частные дела.
Именно в условиях, направленных на успех и первенство в делах, перестали подавляться и, наоборот, стали стимулироваться средой творческие задатки индивидуумов. Агональный, соревновательный дух охватывает все сферы духовной жизни. В книге А.И. Зайцева приведены факты, свидетельствующие о том, что агон проникает в науку и культуру, становится мощным стимулятором творческой деятельности.[7]
Античная Греция – эпоха многочисленных заимствований в культуре, активизации взаимодействия обществ. Заимствования сопровождались переосмыслением материала, и основой переосмысления выступала логика, как способ обоснования своей позиции. Ссылки на божественный авторитет уже стоили немного, а после софистов и Сократа логика вообще оказалась центром аргументации. Так, Аристотель обосновывает, что земля находится в центре мира, так как у нее нет логических оснований двигаться скорее вверх, чем вниз и скорее вниз, чем вверх. Постепенно культура логизируется, идет логизация мифа, появляется интерес к объяснению причин. Знание обобщается в общих универсальных понятиях, возникает понятийно-логическое мышление. Возможности накопления знаний, трансляции культуры уже ограничены не интеллектуальными рамками отдельной касты, а потенциальным потенциалом языка.
Универсализация культуры сделала ее открытой системой, способной включать и синтезировать изначально не предзаданные культурные феномены. Так возникает роль ораторского искусства: в дискуссиях необходимо было не только знать мнение ученых авторитетов, но и суметь найти логические аргументы. Одним из наиболее ярких проявлений универсализации возникшей культуры выступает феномен христианства.