Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.

Зарождению науки предшествовала преднаука (освоение доступного обыденному и практическому познанию). Характерно: мало системности, обоснованности, осознанности, понятности; все выводы носили характер бытовых рекомендаций.

Зачатки научных знаний усматриваются в религиозно-философских системах у жрецов. Историки считают: подлинная наука началась в Древней Элладе (VI-IV вв. до н.э) Условия возникновения науки: высокая степень разделения труда, позволившая выделиться умственному труду, а также развиться ремеслам и торговле.

Аристотель обособил различные отрасли знаний от философии в качестве самостоятельных сфер исследования, имеющих свой объект (предмет), воспринимаемый чувствами. К этому времени сложились и первые научные коллективы Платоновская Академия и Аристотелевский Лицей.

Первые научные программы в античной культуре состояли в сборе, анализе, систематизации и комментировании всех известных фактов, мыслей и художественных произведений. Для этого античные ученые путешествовали по всему миру, старательно собирали книги, образцы природных и искусственных произведений, создавая огромные музеи и библиотеки.

Ведущие научные программы античности таковы:

- математика Пифагора и Платона: ее вершина труды Эвклида (эвклидова геометрия); ее цель – поиск «чисел и формул», точно описывающих все материальные и духовные явления;

- атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура: его вершина поэма Лукреция «О природе вещей»; цель – представить весь мир как взаимодействие неделимых миничастиц (атомов);

- систематика Аристотеля и перипатетиков: ее цель – сделать науку максимально полной и точной моделью бытия с помощью детальной классификации и систематизации знаний.

В профессиональную деятельность наука превращалась в XVI-XVII вв., когда складывалось экспериментальное естествознание («опытная наука»), основанное на математически четких формулах.В то же время появились первые академии, научные сообщества и школы. Стремительно разрастались и научные коммуникации: распространение книг, статьей, журналов, хрестоматий, справочников, энциклопедий, учебников. Непосредственной производительной силой наука сделалась к середине ХХ века.

5. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

В эпоху Возрождения - Ренессанса (XIV-XVI вв.) античная наука превратилась в экспериментальную, чтобы соответствовать потребностям времени.

Натурфилософия Возрождения сосредоточилась на изучении реальной природы. В погоне за подлинными фактами, она боролась с мистикой и религиозным догматизмом.

Одно из основных философских направлений этой эпохи – пантеизм, «растворяющий Бога в природе», передавая ей все те функции, которые ранее осуществлял Творец.

«Человек» оказался важнейшим объектом научных исследований и центральным элементом научной картины мира (гуманизм). Ученые уверовали в безграничность познавательных и иных человеческих способностей. Но в то же время успели разобраться, что познание искаженно примесями человеческой субъективности. Все теории нацеливались на практический результат преобразование природы на благо человека.

Научно-исследовательской деятельности Ренессанса присущ универсальный характер. Ученые (Л.да Винчи) занимались всеми науками одновременно делая открытия и создавая механизмы на века вперед.

На исходе Возрождения (в новое время) единая наука разделилась на отдельные научные дисциплины. (Коперник - теория гелиоцентрического устройства Солнечной системы; Ф. Бэкон - эмпирическая методология научных исследований – индукционный метод; а Декарт – рационалистическая-дедуктивный метод).

Ньютон обобщил достижения предшественников, создав единую механическую модель мироздания, основанную на трех основных законах и теории всемирного тяготения. Также Ньютон заложил основы дифференциального исчисления.

К середине ХIX века наука обогатилась теориями развития: диалектической (революционной, марксистской) и эволюционной(дарвинисткой).

Так сложилась дисциплинарно- (то есть по отраслям) организованная наука, перешедшая от решения конкретных проблем к открытию общих законов (принципов) на основе экспериментальных исследований и математических формализаций (сведения фактов к точным величинам и формулам).

Наши рекомендации