Рефлекс как принцип функционирования мозга
Как было рассмотрено выше, в целостном психическом акте можно выделить три звена: побуждение, принятие решения и планирование, действие.
В рамках другой концептуальной схемы, широко распространенной в советской психологии и физиологии, эти три звена целостного психического акта называются звеньями рефлекса, а вся психическая деятельность уподобляется рефлекторному акту и состоит из рецепторного звена, центральной, или средней части
рефлекса, и эффектора.
Рецепторное звено — это I сигнальная система, сенсорная сигнализация в виде действующих раздражителей, или образов-воспоминаний, мотивов, целей, которые побуждают человека к активности. Это интериоризация как выражение жизненного опыта, по терминологии Б.Г. Ананьева [7].
Центральное звено, или средняя часть рефлекса, и есть собственно «психическое явление», по мнению И. Сеченова. И. Сеченов говорил, что в человеке всегда имеется «цельный натуральный процесс» по типу рефлекса, средний член рефлекса есть психическое явление, обособить средний член цельного акта от его естественного начала и конца нельзя. Таким образом, И. Сеченов включал психическую феноменологию в систему рефлексов и утверждал, что вне системы рефлексов психические явления не, имеют места. Ясной границы между телесным нервным и психическим центральным нет: нервный и психический процессы «слитны» и во времени неразрывны. С этим утверждением согласны все: и материалисты, и идеалисты, и дуалисты.
В. Зеньковский писал, что такие рассуждения И.М. Сеченова о родстве психических явлений с т.н.-нервными процессами как будто дают основания считать И.М. Сеченова материалистом, но точнее его надо было бы назвать, по мнению В. Зеньковского, натуралистом {70]. Основные мысли И.М. Сеченова об отрицании самостоятельности, независимости психических процессов, о том, что психологию нельзя строить только на интроспекции, что ее нельзя отделять от материального бытия, кроме той, что наукой психологию сделает только физиология — эти мысли могут признать справедливыми ученые, находящиеся на разных идейных позициях.
Наряду с высказанными мыслями И.М. Сеченов признавал, что «сущность психических явлений, насколько они выражаются сознательно, останется во всех без исключения случаях непроницаемой тайной» [70].
И.М. Сеченов, и И.П. Павлов, таким образом, резко предостерегали от отождествления психического, субъективного с физиологическим, объективным. Очевидно, ученики и последователи
их грубо вульгаризировали мысли своих великих учителей, чему, возможно, способствовал сильный идеологический пресс.
Главная идея «основателя материалистической психологии» И.М. Сеченова о неотделимости психических процессов от нервных, центрального, срединного звена рефлекса от его периферийных концов не противоречит гипотезе о том, что мозг является приемником информации, гигантским анализатором, с одной стороны, а с другой — исполнительным органом — «эффектором», инструментом изменения человеком окружающего внешнего мира. «Срединная» же, «Центральная» часть рефлекса — тайна.
В.М, Бехтерев тоже писал, что субъективные проявления, психические процессы, являясь результатом напряжения энергии, движущейся по нервным путям, «сопутствуют» рефлекторной деятельности мозга [20].
Таким образом, мозг, как телесный орган, функционирует по принципу рефлекса, но. суть «психического», сущность психической феноменологии понятие рефлекса никак не объясняет,
Понятие рефлекса отражает механизм связи, общий принцип соединения разных структур мозга, физических органов и нервной системы, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.
Принцип рефлекса свидетельствует также о соединении физического и психического, материального и духовного в «неслиян-но-нераздельный» феномен.
Рефлекс символизирует «замок», пристегивающий, соединяющий одну реальность с другой; мы понимаем, что именно там, под крышкой этого замка, совершается тайна «неслиянной нераздельности» мира видимого и невидимого. Но тайна остается и сегодня тайной. И если Л.М. Веккер, утверждая, что сущность онтологической альтернативы в области психофизической проблемы состоит в нахождении адекватного материала для воспроизведения психических структур в физической реальности, и предлагает в качестве этой реальности состояния субстрата мозга, запечатлевающие в форме нервных ходов свойства объекта [38], то, на наш взгляд, это не является решением данной онтологической альтернативы, т.к. состояния физического взаимодействия нервного субстрата с объектом так и остаются телесной реальностью, а тайна взаимодействия разных реальностей остается тайной, и материал «ткани» психического образа все так же непонятен. Более или менее сегодня в психологии и смежных с ней науках -нейрофизиологии, психофизиологии, нейропсихологии — понятно, как функционируют рецепторные звенья рефлекса и эффекторные, исполнительные звенья, осуществляющие те планы, намерения, которые возникают в «центральном» звене рефлекса — экстерио-• ризацию, — но что и как происходит в этом «центральном» звене — высших корковых зонах мозга — неясно.
Физиологической науке известно, что высшие корковые зоны мозга — «центральное» звено — являются субстратом речи, планирования, принятия решений, генератором тормозящих влияний на низшие, подкорковые структуры мозга [145,198].
Джеме В. писал, что сущность духовной человеческой природы должно видеть в чувстве усилия, которое человек способен проявить; кто не способен к проявлению усилий воли, тот не заслуживает, по его мнению, имени человека [58].
Волю с сознанием в истории психологии связывали многие психологи и философы.
В «Психологическом словаре» воля определяется как «способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели» [148].
В.И.Селивановым воля определяется как сознательная регуляция поведения.
А. Ц. Пуни определяет волю как деятельную сторону разума и моральных чувств, позволяющую человеку управлять собой.
Таким образом, воля и сознание — это психические феномены, близкие по своей сути.
Третий психический процесс, выполняющий функцию регуляции,внимание, тоже часто связывали с сознанием, особенно в начале XX в.
И. Гербарт понимал под вниманием особую силу, сужающую поле сознания, концентрирующую сознание на объекте.
В. Вундт — внимание проявляется в перемещении данного содержания в центр поля сознания.
И. Шпайх — внимание — это максимальная интенсивность активности сознания.
Джеме В. связывал внимание с волей: волевое усилие есть усиление внимания, напряжение внимания — основной волевой акт. Активность доли, по мнению В. Джемса, заканчивается в тот момент, когда она оказала достаточную поддержку объекту мысли, который обычно плохо удерживается в сознании [58].
Многие исследователи отрицают самостоятельность внимания как психического процесса и называют его либо сквозным процессом, проникающим в другие психические процессы [39], либо условием осуществления всякой организованной деятельности, либо формой организации психической дея
тельности, когда одни формы деятельности усиливаются, а другие ослабляются [124].
Современные экспериментальные исследования выявили активационную природу внимания. Механизм внимания — это активация таламической структуры [198].
В психологии выделены три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание называют эмоциональным, в основе его лежит ориентировочный рефлекс «Что такое» и вызывается оно появлением неожиданного стимула во внешней среде. Общая реакция активации на новизну сопровождается включением ретикулоталамической формации мозга, активирующей кору, вегетативную, нервную, гуморальную системы.
В зонах мозга образуется доминантный очаг возбуждения, обеспечивающий высокую продуктивность данных зон в данный момент времени.
Избирательность внимания — избирательный характер возбуждения определенных зон мозга, связанных со стимулом или деятельностью, -- обеспечивается развитием тормозного процесса вокруг доминантного очага возбуждения.
Произвольное внимание характеризуется наличием осознанной цели, и механизм этого вида внимания другой — в основе его лежит волевое усилие по поддержанию доминантного очага возбуждения.
Послепроизвольное внимание называют эмоционально-волевым.
Если в основе непроизвольного вида внимания лежит процесс активации, возбуждения, в основе произвольного — торможение, то послепроизвольное внимание имеет стойкий процесс, очаг возбуждения и столь же устойчивую вокруг него зону торможения, поддерживающую доминанту.
Эмоции. Среди психических процессов, образующих структуру субъекта деятельности, мы не рассмотрели один из важнейших — эмоции.
Как мы видели выше, эмоции иногда относят к регуля-торной функции психики. Этот аспект эмоционального процесса связан со способностью эмоций влиять на состояние человека, а через состояние и на продуктивность деятельности. Поэтому эмоциональный процесс можно включать в структуру субъекта деятельности. Своеобразие эмоции как
психического процесса — пристрастное отражение действительности. Эмоция отражает функцию личностной оценки, поэтому эмоциональные процессы полярны. Благодаря оценочной функции, эмоцию часто включают и в структуру характера или личности. Что же такое эмоции? Эмоция — это отражение в сознании субъекта его состояния, детерминированного параметрами «пользы» и «угрозы» объективной действительности; это субъективная реакция на воздействие внутренней и внешней среды. Так, ИзардК. приводит данные, что эмоция на воображаемую тревогу выше, чем в реальной ситуации [76]. Важнейшей чертой эмоций является их до-минантность по отношению к другим психическим процессам, т.к. они охватывают весь организм, подготавливая его к выполнению биологически важной деятельности, проявляя тем самым важную функцию энергетического обеспечения целостного поведения [55]. Таким образом, эмоция ~ это «мост» между психическим и соматическим.
Условием возникновения эмоции является потребность как движущая сила, а движущей «переменной» — ситуация, позволяющая или препятствующая удовлетворению этой потребности.
Простейшей формой эмоций является эмоциональный тон ощущений. Сегодня в психологии достаточно хорошо осмыслены физиологические механизмы эмоциональных явлений. Как следует из теорий Линдсли, Кэннона-Барда, Гель-горна и др., эмоциональный тонус зависит от общего уровня активации мозга.
В психофизиологических теориях состояния активации разных зон мозга, как правило, отождествляются с эмоциями человека, а мерой интенсивности'эмоциональных реакций в этом случае считается величина вегетативных сдвигов различных физиологических функций — пульса, кровяного давления, дыхания, КГГ, ЭЭГ, ЭМГ.
Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию энергетических ресурсов — в ситуациях стресса, фрустрации, угрозы; либо, в благоприятных ситуациях, демобилизацию, расслабление и покой. В активационных теориях эмоций собственно субъективная реальность, как правило, объявлялась эпифеноменом.
Несмотря на тенденции выделять зоны преимущественного «представительства» тех или иных эмоциональных состояний, имеется немало данных, свидетельствующих об .отсутствии жесткой связи определенного типа эмоций с конкретными морфологическими структурами мозга.
Также отсутствует «специфическое» физиологическое сопровождение эмоций, полярных по качеству.
Э. Гельгорн, виднейший исследователь психофизиологии эмоциональных состояний, писал, что он убежден в том, что «психические» и «вегетативные» эффекты — это разные выражения одного и того же нервно-гуморального процесса [50].
Эмоциональное явление — это сложный процесс и сознательного переживания, и органического ощущения, и актива-ционного состояния» и выразительного движения [40]. Интенсификация соматических процессов при эмоциональном напряжении и вместе с тем субъективная интимность — это составляет, по мнению Л.М. Веккера, специфику эмоции как психического процесса [39].
С.Л. Рубинштейн рассматривал висцеральные сдвиги как дополнительный усилитель исходного отношения субъекта — без них вместо страха была бы только мысль об опасности [152].
В связи с этим можно рассматривать эмоциональный процесс как процесс энергетического усиления психической деятельности, как регуляторный процесс.
Эмоции, чувства являются доминантными процессами по отношению к другим психическим процессам и реакциям. Познавательные процессы не бывают объектом непосредственного психического отражения. Эмоция же не просто осознается, осмысливается, но и непосредственно переживается. Корень «жизнь» здесь не случаен. Определение наличия или отсутствия угрозы из внешнего мира осуществляется, конечно, Включением интеллектуальных операций, поэтому эмоция, в информационной теории П.В.Симонова, отражает силу потребности и вероятность ее удовлетворения, исчисляемую наличием информации о способах удовлетворения этой потребности [158].
С чего начинается психика? Вероятнее всего, с ощущения своего бытия — все ощущения имеют эмоциональную окраску.
У зародыша можно предполагать генерализованное мироощущение комфорта в материнской утробе. Таким образом, психика начинается с эмоции — переживания.
Этот первый кирпичек, фундамент психики — первичное генерализованное эмоциональное отражение среды. После рождения младенец познает и дискомфорт — первая дифференциация «хорошо — плохо».
Особенности ухода за младенцем формируют фундамент мироощущения всей его будущей жизни.
- Я - о'кей, Я - не о'кей [19].
Эти символические формулы мироощущения становятся эмоциональной основой личности.
Итак, эмоция — это глобальное отражение мира — через состояние, всего организма — отражение мира во всей его целостности без дифференциации на свойства. Затем из аффекта вырастает интеллектуальная дифференциация.
Итак, если эмоция — это отражение в сознании субъекта состояния активации мозга и организма (реактивности органов), то возникает вопрос — где отражается эта более или менее интенсивная импульсация нейронов? Где «орган» сознания?
Эмоция как энергетический процесс, регулирующий психическую деятельность, включается в структуру субъекта деятельности. С другой стороны, особенности эмоционально-волевой регуляции поведения ..всегда отражали темперамент и выражали характер, а через содержание эмоциональной жизни и направленность личности.
Порог эмоциональной возбудимости, эмоциональная устойчивость, интенсивность чувств — все это проявления темперамента человека. Многими авторами эмоциональная сфера считается составляющей личности. Что отражают понятия темперамента, характера, личности?
В завершение описания структуры психических процессов субъекта деятельности можно предложить схему, обобщающую это описание.
Психические процессы в этой схеме можно сгруппировать в триаду таким образом:
I. Психические процессы, выполняющие функцию инте-риоризации отражения внешней действительности:ощущения
как отражение-свойств объективной реальности;восприятиекак отражение предмета, объекта, вещи;мышление как отражение отношений между объектами и явлениями.
II. Сопутствующие психические процессы, «инструментальные», процессы — средства для реализации функции отражения и удержания отраженной информации (движение, речь, внимание) и удержания отраженной информации внешнего мира в целях ориентации в нем (память, аперцепция), и эк-стериоризации человеком себя в мир, и преобразования мира (моторика, речь, воображение).
III. Психические процессы, выполняющие функцию эсте-риоризации и регуляции: воля, речь и опосредованно — эмоция; непосредственным «инструментом» воли является процесс произвольного внимания.
Интегральными качествами подсистемы «субъект деятельности» можно назвать «трудоспособность» как готовность че-
ловека к труду, деятельности и «интеллект» как организацию познавательных процессов.
Подсистема «субъект деятельности» в системе индивидуальности тесно сопряжена, с одной стороны, с подсистемой «индивида», а с другой стороны — с подсистемой «личность».