Рефлекс, понятие. Физиологическая роль элементов рефлекторного пути. Классификация рефлексов. Рефлекс, как результат координирующей деятельности ЦНС.

Рефлекс(от лат. - reflexus - повернутый назад, отраженный) рассматривается как закономерная ответная реакция организма на действие раздражителя, возбуждающего сенсорные рецепторы, которая осуществляется при обязательном участии ЦНС. Рефлекс - это возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемое при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов организма.

Классификация рефлексов:
по биологическому признаку выделяют следующие рефлексы - пищеварительные,
двигательные, оборонительные и т. д.;
по уровню замыкания рефлекторных связей - спинальный, бульбарный, мезэнцефальный, диэнцефальный, подкорковый, корковый;
по характеру ответной реакции - соматический, вегетативный, сосудодвигательный;
по Павлову:
безусловные (видовые, врожденные) - осуществляются на всех уровнях, кроме коры головного мозга;
условные (приобретенные, индивидуальные) - осуществляются на уровне коры головного мозга.
3. Значение рефлекса Рефлекс обеспечивает:
объединение внутренних органов в единое целое,
взаимодействие между различными органами;
взаимодействие организма с внешней средой;
функции коры головного мозга.

В рефлекторном механизме принято различать три части:чувствующую, центральную и двигательную. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются реф­лекторной дугой.

Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, по­правляет) протекание третьей части — двигательной.

Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному — центробежному — нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посы­лает обратный сигнал в центр — мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т. е. сообщает мозгу, в какой мере — правильно или неправильно — рабочий орган выпол­нил полученную из центра команду. Как только мозг обнаружи­вает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тут же посылает сигнал о соответствую­щей корректировке действия и направляет деятельность организ­ма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторно­го акта получило название обратной связи.

Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегу­ляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Осуществление любого рефлекса требует обязательного выполнения четырех основных операций:

. прием информации от рецептора;

. расшифровка этой информации и программирование адекватного ответа; рефлекс нервный торможение мозг

3. реализация ответа путем передачи сигнала к исполнительным органам (мышцам, железам);

. контроль за правильностью осуществления программы.

Последний этап замыкает круг непрерывной циркуляции нервных импульсов, формируя рефлекторное кольцо.Рецепторный контроль за ходом реализации запрограммированного ответа позволяет ЦНС своевременно зарегистрировать отклонения от намеченного плана и внести нужные поправки.

Морфофункциональная организация спинного мозга. Участие спинного мозга в формировании тонических и фазических рефлексов.

Наши рекомендации