Понятие индивидуальности в современной психологии

«Ум — чувство — воля» являются классической триадой в психологии. Каждое из этих «образований» в психике челове­ка имеет свое «целевое» назначение:

ум — это «инструмент» познания, приобретения информа­ции о мире;

воля — это «инструмент» действия, преобразования мира;

чувство — это «инструмент-индикатор» пользы или вреда воздействия внешнего мира на человека; «инструмент» отно­шения.

В соответствии с «целевым предназначением» этих обра­зований можно выделить и группы основных потребностей, обеспечивающих существование человека. Такими потребнос­тями соответственно будут следующие:

— потребность в информации, которая является жизнен­но важной переменной, обуславливающей не только психи­ческое здоровье и развитие, но и адаптацию человека как био­логического существа;

— потребность в действии, активности, в самореализации — экстериоризации всего потенциала, имеющегося у человека;

— потребность в любви, принятии, признании - источни­ках положительных чувств.

Если рассмотреть далее «механизмы» реализации («функ­ционирования») этих основных психических образований, то мы выходим на категориальное описание психики.

Реализация познания мира происходит черезотражение.

Возможность реализации действия обеспечивает психи­ческаяактивность, энергия.

Возможность оценивания внешнего воздействия осуще­ствляет «Я» — самосознание,. которое формируетотношение.

Существуют ли в современной психологии представления о том, каким образом осуществляются эти психические потен­ции?

Отражение внешнего мира осуществляется сенсорно-пер­цептивными процессами с участием мнемического процесса и процессов переработки информации — интеллектуальными процессами. Совокупность этих процессов объединяется в психологии понятием «субъекта деятельности» [7].

Вопрос о психической энергии в психологии в настоящее время еще очень далёк от своего разрешения. Хотя и суще­ствуют представления об энерго-информационном механизме психики [37], пока они выглядят больше как гипотеза, чем как эмпирически доказанный факт. Тем не менее в психологии и психофизиологии существуют устойчивые представления о не­которых психических и физиологических процессах, интенси­фицирующих протекание деятельности. К таким процессам относят внимание, эмоции, состояние, волю как произволь­ную регуляцию, активацию.

В нейрофизиологии описаны активирующие структуры мозга — РФ, лимбика, — «субстраты» активации, таламус.

Есть в психологии понятия «энергетической цены деятель­ности», «энергетического потенциала», которые являются про­изводными биологической структуры человека — «индивида».

Что такое самосознание, «Я», каким образом происходит у человека осознание себя — это наименее разработанные в со­временной психологии представления.

Система отношений, которая образуется как «продукт» са­мосознания, продукт «Я» — в психологии обычно называется таким понятием, как «личность».

В современной психологии была осознана потребность ин­теграции всех многообразных свойств человека в некую целос­тность. Впервые о необходимости целостного рассмотрения человека заговорили гуманистические психологи, но они не предложили категории для обозначения этой целостности.

В отечественной психологии в 1969 г. Б.Г. Ананьевым была предложена категория «индивидуальности» как системы взаи­мосвязанных свойств человека, а затем B.C. Мерлииым катего­рия «интегральной индивидуальности» как функциональной констелляции свойств человека [7, 117].

Исследования B.C. Мерлина показали, что разноуровневые связи между индивидуальными биохимическими, соматотипи-ческими, нейродинамическими, психодинамическими и про­чими свойствами не только каузальны, однозначны, но и теле­ологические, много-многозначные.

Б.Г.Ананьев под индивидуальностью понимал целостную многоуровневую систему взаимосвязей свойств человека, пред­ставленных подсистемами «индивид», «субъект деятельности», «личность» [7].

«Индивид» — это совокупность биологических свойств че­ловека; «продукт» биологической эволюции биологического вида Homo sapiens.

«Субъект деятельности» — человек, производящий мате­риальные или духовные ценности. Основной предметной дея­тельностью человека является труд, другие социальные виды деятельности — игра, познание, общение, посредством кото­рых осуществляется интериоризация внешних действий и эк-стериоризация внутренней жизни личности. Именно баланс интериоризации — экстериоризации определяет структуру че­ловека как субъекта определенных деятельностей.

«Личность» — это направленность, тенденции, отноше­ния, ценностная ориентация человека. Личность — это соци­альный индивид.

Н.М. Владимирова писала, что предметом научного позна­ния индивидуальности является история становления целост­ности, гармонизации тенденций и потенций, в результате ко­торой и возникает уникальность индивидуальности [42].

Исследования человека показали, что в ходе онтогенети­ческого развития и жизненного пути происходит индивидуа­лизация организма и личности человека, охватывающая все его уровни.

На ранних стадиях развития нет устойчивых индивидуаль­ных проявлений.

B.C. Мерлин писал, что индивидуальность ребенка внача­ле представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений отдельных свойств, которые затем проявляются все чаще и интенсивнее, а затем возникают новые связи между свойствами. С возрас­том увеличивается количество много-многозначных связей. Основную системообразующую функцию в развитии разно­уровневых связей выполняет индивидуальный стиль деятель­ности [117].

Любопытна мысль неокантианца Гуссерля, что индивиду­альность — это то, что отличает человеческий дух от природы. Природное подчинено общим законам, а духовное — индиви­дуально.

Таким образом, можно говорить о процессе индивидуали­зации и о стадиях этого процесса.

Если на низших стадиях процесса индивидуализации ин­дивидуальность существует как отдельные, единичные, свое­образные проявления индивида, личности, субъекта деятель­ности, то активность человека, как показали исследования Вяткина Б.А., обеспечивает ему создание новых связей между структурами. Развитие интегральной индивидуальности опре­деляется выбором индивидуальных систем движений, опера­ций, стратегий, целей. Таким образом, активность, самостоя­тельный выбор стиля характеризует основной принцип разви­тия интегральной индивидуальности. B.C. Мерлин подчерки­вал, что человек сам создает своими действиями свою индиви­дуальность [117]. -

Становление индивидуальности происходит в процессе движения к самостоятельно поставленной жизненной цели. На определенном этапе развития у человека возникает про­блема самоопределения — поиск своей индивидуальности. Индивидуальность становится собой, освобождаясь от ниве­лирующих социальных ролей.

Для промежуточных стадий развития индивидуальности, имеющих важное значение для начала самостоятельного жиз­ненного пути, характерно формирование в самосознании адекватного образа «Я» — знания себя, своих индивидно-субъектных особенностей; формирование на основе осозна­ния своих достоинств и недостатков, индивидуального стиля деятельности и поведения, формирование различных компен-саторных механизмов.

Используя понятия теории множеств, можно представить «свойства индивида», «свойства субъекта деятельности», «свойства личности» как непересекающиеся множества в мо­мент рождения, и онтогенетический процесс как процесс со­вмещения этих множеств, наложения их друг на друга до пол­ного «идеального» совпадения при образовании гармоничной индивидуальности, имеющей неограниченную свободу макси­мальной самореализации.

Высшая стадия индивидуализации — это гармонизация, интеграция развитых, совершенных структур индивида, лич­ности и субъекта деятельности.

Б.Г. Ананьев писал, что «Единичный человек как индиви­дуальность может быть понят лишь как единство и взаимо­связь его свойств как личности и субъекта деятельности, в

структуре которых функционируют природные свойства чело­века как индивида» [7, с. 334].

Таким образом, индивидуальность — это уникальная не­повторимость отдельного единичного человека, взятого в це­лом, во всех его свойствах и отношениях. Индивидуальность всегда есть индивид, но не каждый индивид — индивидуаль­ность. Прежде чем стать индивидуальностью, индивиду надо стать личностью.

Таким образом, понимание целостности человека в хрис­тианской антропологии отражено понятием «тримерии», а в современной психологии понятием «индивидуальности».

Наши рекомендации